Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики физического воспитания
рабочая программа дисциплины (модуля)
МОДУЛЬ 2
Организация физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.01 19 ФО.plx
49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
к.п.н., доцент, Г. К. Калугина _________________
к.п.н., руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Организация физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование профессиональной компетентности обучающихся путем получения систематизированных знаний о физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи, а также практических навыков по организации физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Внедрение и организация ВФСК "ГТО"
Инновационные подходы в построении спортивной тренировки (по этапам)
Мировое педагогическое наследие
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательных организациях
Преподавание профессиональных дисциплин в системе СПО
Теория и методика физического воспитания учащихся среднего и старшего звена
Дополнительное образование детей и подростков в области физической культуры и спорта
Преподавание по предмету физическая культура
Теоретико-методические основы спортивного отбора
Технология воспитательной работы в процессе физического воспитания и спортивной тренировки
Поурочное планирование: уроков физической культуры
Технология планирования в сфере физической культуры и спорта
Дошкольник в спорте: теория и практика
Теория и методика физического воспитания ребенка дошкольного возраста
Теория и методика физического воспитания учащихся начальных классов
Технология обучения в сфере физической культуры
Математическая статистика в физической культуре
Химия в физической культуре
Физика в физической культуре
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Педагогический контроль оценки освоения программ физкультурно-спортивной направленности
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика (педагогическая)
Теоретико-методические основы проектирования физической нагрузки в тренировочном процессе
Теория и методика физического воспитания студентов
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-3: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
Имеет представление о формах, методах, средствах педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
Демонстрирует знание форм, методов, средств педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
Анализирует и систематизирует формы, методы, средства педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
Частично умеет определять и использовать формы, методы, средства педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
Демонстрирует элементарное умение определять и использовать формы, методы, средства педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
Умеет определять использовать и содержательно аргументировать формы, методы, средства педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
Частично владеет навыками определения и использования формы, методы, средства педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
Владеет элементарными навыками определения и использования формы, методы, средства педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
Владеет навыками определения и использования формы, методы, средства педагогического контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
ПК-2: Способен использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы, средства и приёмы организации деятельности обучающихся
Имеет представление о педагогически обоснованных формах, методах, средствах и приемах организации деятельности обучающихся
Демонстрирует знание педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности обучающихся
Анализирует и систематизирует педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся
Частично умеет использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы,средства и приемы организации деятельности обучающихся
Демонстрирует элементарное умение использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы,средства и приемы организации деятельности обучающихся
Умеет использовтаь в образовательном процессе и содержательно аргументировать педагогически обоснованные формы, методы,средства и приемы организации деятельности обучающихся
Частично владеет навыками использования в образовательном процессе педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности обучающихся
Владеет элементарными навыками использования в образовательном процессе педагогически обоснованными форм, методов, средств и приемов организации деятельности обучающихся
Владеет навыками использования в образовательном процессе педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности обучающихся
ПК-1: Способен разрабатывать программно-методическое обеспечение реализации образовательной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Имеет представление о теории и технологиях разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовтаельной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Демонстрирует знание теории и технологий разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовтаельной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Анализирует и систематизирует теорию и технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовтаельной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Частично умеет разрабатывать программно-методические материалы, обеспечивающие реализацию образовтаельной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Демонстрирует элементарное умение разрабатывать программно-методические материалы, обеспечивающие реализацию образовтаельной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Умеет разрабатывать и содержательно аргументировать программно-методические материалы, обеспечивающие реализацию образовтаельной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Частично владеет навыками разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовтаельной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Владеет элементарными навыками разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовтаельной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Владеет навыками разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовтаельной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
теорию и технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук.
педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся.
формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы.
разрабатывать программно-методические материалы, обеспечивающие реализацию об-разовательной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук.
использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся.
определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы.
навыками разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук.
навыками использования в образовательном процессе педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности обучающихся.
навыками определения и использования в образовательном процессе форм, методов, средств контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Введение в курс предмета Теории и методики физического воспитания студентов
Предмет дисциплины. Задачи и содержание. /Лек/
Предмет дисциплины. Задачи и содержание. /Пр/
Предмет дисциплины. Задачи и содержание. /Ср/
Раздел 2. Физическая культура как социальный феномен
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов /Лек/
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов /Пр/
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов /Ср/
Социально-биологические основы физической культуры. /Лек/
Социально-биологические основы физической культуры. /Пр/
Социально-биологические основы физической культуры. /Ср/
Раздел 3. Физическое воспитание студентов
Основы здорового образа жизни студента /Лек/
Основы здорового образа жизни студента /Пр/
Основы здорового образа жизни студента /Ср/
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности /Лек/
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности /Пр/
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности /Ср/
Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями /Лек/
Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями /Пр/
Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями /Ср/
Раздел 4. Особенности физкультурно-спортивной деятельности студентов
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма /Лек/
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма /Пр/
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма /Ср/
Работоспособность и влияние на неё внешних и внутренних факторов /Лек/
Работоспособность и влияние на неё внешних и внутренних факторов /Пр/
Работоспособность и влияние на неё внешних и внутренних факторов /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику методике физического воспитания студентов.
2. Раскройте актуальные проблемы физического воспитания студентов.
3. Перечислите основные функции физической культуры.
4. Перечислите на какие учебные отделения распределяются студенты.
5. Охарактеризуйте наиболее эффективную форму отдыха при умственном труде.
6. К чему приводит снижение двигательной активности?
7. Каково основное значение витаминов для организма?
8. Физические упражнения какого характера оказывают наиболее эффективное воздействие на сердечно-сосудистую систему?
10. Что является наиболее объективным показателем здоровья?
11. Какова интенсивность физических упражнений более предпочтительна для оптимального взаимодействия между умственной и физический работоспособностью студентов?
12. Какой вариант занятий со специальной медицинской группой оказывает наибольший положительный эффект?
13. Что является целью физического воспитания студентов?
14. Что включает итоговая аттестация по учебному предмету "Физическая культура"?
15. Укажите один из видов педагогического контроля.
16. Что является целью самоконтроля?
17. Укажите субъективные данные самоконтроля.
18. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)?
19. Перечислите формы физического воспитания студентов.
20. Перечислите правила организации режима дня студента.
21. Раскройте взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Биологические ритмы и работоспособность.
22. Назовите пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС.
23. Перечислите формы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе.
24. Назовите основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
25. Каковы гигиенические основы физического воспитания студентов.
5.2. Темы письменных работ
1. Физическая культура как общественной явление, ее формы и функции.
2. Основы использования физической культуры в обществе.
3. Главные факторы здоровья человека.
4. Физическая культура и здоровый образ жизни человека.
5. Физиологическая характеристика основных видов оздоровительной физической культуры.
6. Питание при занятиях оздоровительной тренировкой.
7. Разработка и реализация методик организации спортивно-массовой работы среди студентов.
8. Основы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
9. Гигиена при занятиях физическими упражнениями.
10. Формирование психического благополучия, развитие и совершенствование психофизических способностей личности средствами физической культуры и спорта.
11. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
12. Новые виды спорта и их значение и популяризация активного образа жизни студентов.
13. Характеристика средств физической культуры, способствующих формированию профессионально важных качеств.
14. Роль физической культуры и спорта в обучении и воспитании студентов.
15. Стресс-факторы в процессе учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физических упражнений.
5.3. Фонд оценочных средств
Вопросы, кроссворды, тестовые задания, кейс-технологии, ситуационные задачи, учебные проекты.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теория и методика физической культуры: учебник
М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебник
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л., Погадаев Г.И.
Физическая культура: учебник
Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В.
Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие
Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А.
Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие
М.: Альфа-М: Инфра-М, 2012
6.1.3. Методические разработки
Физическая культура в вузе для студентов специальной медицинской группы: метод. указ.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту
Сайт научно-методического журнала "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"
Сайт научно-теоретического журнала "Теория и практика физической культуры"
Электронный каталог библиотеки УралГУФК
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Libre Office Writer - текстовый редактор;
Libre Office Impress - программа для создания и проведения презентации;
Libre Office Cals - программа для работы с элетронными таблицами.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Компьютерная справочная правовая система в России "Консультант-плюс" http://www.consultant.ru/
Справочная система по законодательству Российской Федерации "Гарант" http://www.garant.ru/
Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru/
Официальный сайт Уральского государственного университета физической культуры http://uralgufk.ru/
Электронный каталог библиотеки УралГУФК http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru
Образовательный проект. Платформа для публикации массовых открытых онлайн-курсов "Лекториум" http://lektorium.tv
Научный портал "Теория физической культуры" http://www.teoriya.ru/ru
Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов http://www.dissercat.com/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Университет располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательных программ и проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренной учебными планами вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Материально-техническая база университета состоит из специально оборудованных кабинетов и аудиторий для проведения теоретических, методических и практических занятий по дисциплинам (модулям) различных циклов ООП, а также компьютерных классов с доступом к сети Интернет, читального зала и аудиторий, оборудованных мультимедийными средствами обучения.
В учебном процессе задействованы аудитории, оснащенные мультимедийно-проекционной аппаратурой, для проведения лекционных, семинарских, методических и практических занятий, полностью удовлетворяющие потребностям контингента обучающихся.
Расширена зона беспроводного Интернета, Информационно – коммуникационные сети – локальная сеть охватывает 3 корпуса. Скорость подключения к сети Интернет 100 Мбит/сек.
Информационный ресурс вуза – сайт www.uralgufk.ru, образовательный портал Tandem e-Learning, (library.uralgufk.ru), внутренние ресурсы «УралГУФК» (переход с сайта), корпоративная почта.
На учебных и рабочих компьютерах «УралГУФК» установлена операционная система Linux Mageia 5. Свободное и лицензионное программное обеспечение позволяет решать большее число задач без нарушения лицензионных соглашений и расширяет диапазон использования компьютеров.
В целях предотвращения плагиата в письменных работах в вузе приобретена лицензия на доступ в систему «Антиплагиат».
Аудитория 413 для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 2 шкафа для документации и книг, 15 ученических столов, 30 стульев, жалюзи, доска классная, трибуна настольная, компьютер, экран, проектор.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебные материалы дисциплины представлены в виде тем, отражающих представления о содержании предмета изучения. Для удобства пользования в рабочей программе приведено содержание лекций и практических занятий по каждой теме дисциплины. Для более серьезной и глубокой подготовки по изучаемым темам в рабочей программе предлагается список основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения.
Аудиторные занятия организованы таким образом, что на каждом из них обучающийся активно участвует в работе, его знания и умения подвергаются оценке, а соответствующие баллы учитываются и идут в общий зачет по дисциплине.
Для подготовки к практическим занятиям обучающимся необходимо: выполнить самостоятельную работу по данной теме, подготовиться к выступлению по результатам самостоятельной работы; проанализировать и уяснить какие учебные элементы остались неясными, и постараться получить консультацию преподавателя до практического занятия; для ориентира в организации обучения по дисциплине следует использовать рабочую программу. На практических занятиях в зависимости от темы занятия выполняется поиск информации по решению проблем, выработка индивидуальных или групповых решений, итоговое обсуждение с обменом знаниями, участие в дискуссиях, разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах, решение индивидуальных тестов, участие в деловых играх.
Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет самостоятельной работы студентов. Выделяемые на самостоятельную работу часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем. Самостоятельная работа обучающихся осуществляется в виде изучения литературы, эмпирических данных по публикациям в научной литературе, подготовки индивидуальных работ, самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины; поиск и обзор литературы и электронных источников; разработка плана статьи по материалам собственного исследования. Для организации самостоятельной работы в процессе освоения дисциплины предусмотрены задания, выполнение которых оценивается в баллах.
Текущий контроль по дисциплине осуществляется в виде опроса, тестирования, собеседования по результатам выполнения заданий для самостоятельной работы по изучаемой теме, выполнение практических заданий по итогам изучения темы. При подготовке к опросу обучающиеся должны освоить теоретический материал в соответствии с содержанием темы. При