2020-2021_z49_03_01 СМ 17_plx_Психология управления
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология управления
______________ 2017 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.01 СМ 17.plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивный менеджмент"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,75
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8,25
8,25
8,25
8,25
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
3,75
3,75
3,75
3,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z49.03.01 СМ 17.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, доцент , Ишимова И.Н. _________________
 
к.п.н., профессор, Зав.кафедрой, Редреев В.А. _________________
Рецензент(ы):
 
Психология управления
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №935)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивный менеджмент"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.08.2017 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2017 г.  №  __  

Срок действия программы: 2017-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.03.01 СМ 17.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2019 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2018 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.01 СМ 17.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
ознакомление студентов с психологическими основами управленческой деятельности и выработка у студентов умений применять методы и средства психологии в управленческой деятельности;
1.2
воспитание личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, умений работать в коллективе и организовывать совместную деятельность.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Политология-социология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Менеджмент физической культуры и спорта
2.2.2
Организация и управление в ИВС
2.2.3
Организация спортивно-зрелищных мероприятий
2.2.4
Производственная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-6:      способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 
 
Знать:
 
Уровень 1
перечисляет типы темперамента, стили управления и стили лидерства
 
Уровень 2
характеризует типы темперамента, определенные стили управления и лидерства
 
Уровень 3
дает развернутую характеристику типов темперамента, стилей управления и лидерства
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Принимает участие в групповой работе, выполняет указания лидера группы
 
Уровень 2
Активно участвует в работе группы, участвует в распределении задач и функций, проявляет инициативу в решении некоторых вопросов
 
Уровень 3
Организует выполнение групповой работы, берет на себя лидерские функции, оптимально распределяет функции и задачи между членами группы
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК-7:      способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает формы контроля успеваемости в вузе
 
Уровень 2
Знает формы контроля успеваемости в вузе
 
Уровень 3
Знает формы контроля успеваемости в вузе
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
По указанию преподавателя готовит сообщение по теме дисциплины, используя указанные источники информации, допускает ошибки в структурировании доклада и презентации
 
Уровень 2
Проявляет инициативу в подготовке сообщений по темам, сформулированным преподавателем, используя наиболее доступные источники информации, грамотно структурирует доклад и презентацию
 
Уровень 3
Проявляет инициативу в представлении новой информации по темам дисциплины, самостоятельно формулирует тему сообщения, грамотно структурирует доклад и презентацию
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-21: способностью организовывать и проводить массовые физкультурные и спортивно-зрелищные мероприятия 
 
Знать:
 
Уровень 1
перечисляет основные личностные характеристики руководителя и подчиненного; характеризует роль управленческого общения в деятельности руководителя
 
Уровень 2
знает основные личностные характеристики руководителя и подчиненного; характеризует психологические аспекты управленческого труда, роль управленческого общения  в деятельности руководителя
 
Уровень 3
знает теоретические основы психологии управления; анализирует основные личностные характеристики руководителя и подчиненного;

психологические аспекты управленческого труда;

роль управленческого общения  в деятельности руководителя;

 
 
стр. 5
УП: z49.03.01 СМ 17.plx
 
Уметь:
 
Уровень 1
под руководством преподавателя участвует в работе по организации и проведению массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий
 
Уровень 2
в качестве исполнителя участвует в работе по организации и проведению массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий
 
Уровень 3
участвует в работе по организации и проведению массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
в некоторых ситуациях применяет приемы психологического регулирования конфликтных ситуаций при организации и проведении массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий
 
Уровень 2
использует некоторые приемы психологического регулирования конфликтных ситуаций, предупреждения и преодоления стрессов и кризисов при организации и проведении массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий
 
Уровень 3
уверенно использует приемы психологического регулирования конфликтных ситуаций, предупреждения и преодоления стрессов и кризисов при организации и проведении массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы психологии управления;
3.1.2
основные личностные характеристики руководителя и подчиненного;
3.1.3
психологические аспекты управленческого труда;
3.1.4
роль управленческого общения  в деятельности руководителя;
3.1.5
формы контроля успеваемости в вузе
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать в группе, организовывать взаимодействие в группе;
3.2.2
анализировать и обобщать информацию, использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы;
3.2.3
публично представить результаты самостоятельной работы
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами регулирования конфликтных ситуаций, преодоления стрессов и кризисов
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретические основы психологии управления

 
1.1
Содержание управленческой деятельности. Психология управления как наука /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ОК-6 ОК-7 ПК-21
3
0
 
1.2
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.4 Л2.5

10
ОК-7 ПК-21
3
0
 
 
Раздел 2. Учет личностных особенностей в управлении

 
2.1
Управление и лидерство /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОК-7 ПК-21
3
0
 
2.2
Учет темперамента в управленческой деятельности. Лидерские качества менеджера /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОК-6 ПК-21
3
0
 
2.3
Типология подчиненных и ее влияние на стиль руководства /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.4 Л2.5

10
ОК-6 ОК-7 ПК-21
3
0
 
 
Раздел 3. Психология управленческого взаимодействия

 
3.1
Психологические особенности межличностных коммуникаций в управленческой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4

13
ОК-6 ОК-7 ПК-21
3
0
 
 
Раздел 4. Учет психологических особенностей коллектива в управлении

 
стр. 6
УП: z49.03.01 СМ 17.plx
 
4.1
Групповые процессы в организации /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОК-7 ПК-21
3
0
 
4.2
Распределение ролей в группе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4

1
ОК-6 ОК-7 ПК-21
3
0
 
4.3
Технологии управления конфликтами /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.6

1
ОК-6 ОК-7 ПК-21
3
0
 
4.4
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.6

12
ОК-7 ПК-21
3
0
 
 
Раздел 5. Здоровье руководителя

 
5.1
Предупреждение и преодоление стрессов и жизненных кризисов. Саморегуляция состояний менеджера /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3

15
ОК-6 ОК-7
3
0
 
5.2
/ОЗОКАтЗ/

0,25
3
0
 
5.3
/Зачёт/

3,75
ОК-6 ОК-7 ПК-21
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Охарактеризуйте управление как социальный феномен

2 Что является предметом науки управления и каковы этапы ее развития?

3 Дайте понятие о психологии управления и уровнях психолого-управленческой проблематики

4 Охарактеризуйте руководство и лидерство как социальные феномены

5 Каковы основные положения теории лидерства?

6 Охарактеризуйте подходы к определению профессионально важных качеств руководителя

7 Охарактеризуйте психологические особенности индивидуального стиля управления

8 Охарактеризуйте личность подчиненного как объект управления

9 Раскройте систему регуляции поведения и деятельности личности

10 Охарактеризуйте общение как социальный феномен и уточните особенности управленческого общения

11 Назовите условия эффективного взаимодействия в управленческом общении

12 В чем состоит проблема уверенности в процессе управленческого общения и каковы пути ее формирования?

13 Дайте характеристику основных способов управленческого воздействия

14 Раскройте типологию объектов психологического воздействия

15 Дайте понятие межличностного конфликта как социального феномена

16 Каковы причины и условия, вызывающие межличностные конфликты?

17 Как осуществляется управление конфликтными ситуациями в условиях совместимой деятельности?

18 Охарактеризуйте здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя

19 Как проявляется стресс в деятельности руководителя и как управлять эмоциональным состоянием?

 
5.2. Темы письменных работ
Практические самостоятельные работы:

Определение типа темперамента, достоинства и недостатки работников с различным типом темперамента

Тест «Я – руководитель коллектива» Построение «решетки менеджмента» Блейка и Моутона

Психологическая типология современных менеджеров за рубежом

Тест «От неуверенности к уверенности». Обработка результатов партнером

Применение методов психологии при диагностировании личностных особенностей сотрудников.

Использование психологических техник при подборе персонала

 
5.3. Фонд оценочных средств
Тест

1. Найти соответствие стилей руководства

А.Авторитарный

Б.Демократический

В.Либеральный

1)Аппеляция к психологическим потребностям

2)Полная свобода подчинённых в выборе своей цели

3)Аппеляция к первичным потребностям

2.Найти соответствие

А.Теория «Х»

Б.Теория «У»

1)Люди хотят защищённости

2)Труд есть процесс добровольный и творческий

3)Люди изначально не любят трудиться

4)Приобщение является функцией вознаграждения

5)Чтобы заставить людей трудиться необходимо принуждение

6)Способность к творческому решению проблем встречаются чаще, чем интеллектуальный потенциал.

 
стр. 7
УП: z49.03.01 СМ 17.plx
 
3.Найти правильный ответ

Группа это…..

А Определенное число людей, имеющих общие интересы

Б Определённое число людей, объединённых между собой по каким-либо признакам

В Определённое число людей, существующих в рамках официально признанных организаций.

4.Найти соответствие

А.Неформальные группы

Б.Формальные группы

1)Отношения строятся на основе нормативных документов

2)Отношения строятся на основе личных симпатий и общих интересов

3)Влияние осуществляется сверху вниз

4)Отдельные личности влияют друг на друга

5. Найти соответствие

А.Позиция

Б. Статус

В.Внутренняя установка

Г.Роль

1)Личное восприятие человеком своего статуса

2)Реальное положение индивида в групповых отношениях

3)Нормативно заданный и коллективно одобряемый образ

4)Официальное положение индивида в группе

6.Найти правильный ответ

Типы поведения людей в группах….

А Внутригрупповая внушаемость, конформность, руководство

Б Пренебрежение, лидерство, коллективизм

В Негативизм, конформность, внутригрупповя внушаемость

7.Коллектив это…..

А Часть общества, имеющая общие цели, подчинённые этому обществу

Б Группа людей, объединённых по определённым признакам

В Определённое число людей, имеющих общие нормы и ценности.

Определите, какой стиль руководства будет наиболее адекватен по отношению к сотрудникам в приведенных ниже ситуациях.

1. Инструктор по фитнесу С. вполне доволен своей работой – она ему кажется интересной и разнообразной. С. пока не очень опытен, ему явно не хватает ни знаний, ни навыков, поэтому он бывает благодарен, когда ему дают указания и подсказывают, что нужно делать. К отрицательным сторонам С. как работника можно отнести тот факт, что в неудачах он склонен винить обстоятельства, а не себя.

2. Сотрудник А. работает в организации очень давно и по праву считается одним из лучших инструкторов групповых программ. Руководство ценит его за то, что А. работает самостоятельно, но оно недовольно, что ответственным за свои результаты он считает только себя, не очень дорожит своей работой, так как считает, что она весьма тяжелая и является для него источником многочисленных отрицательных эмоций.

Руководитель поставил задачу подготовить для руководства презентацию, включающую аналитику по организации физкультурно-спортивных мероприятий.

Определите:

а) насколько стиль руководителя соответствовал уровню зрелости сотрудника?

б) какие риски имеет такая формулировка задачи для данного сотрудника?

в) как правильно должна звучать постановка задачи этому сотруднику?

Ситуация 1.  Данная задача не вызывает у сотрудника никаких сложностей, так как он еще в вузе посвятил курсовую работу проведению аналитики и на практике неоднократно успешно исполнял аналогичные задания. Он знает, что лучше него этого никто не сделает, и не хочет упустить возможность продвинуться. Руководитель подробно и детально описывает, что, как, в какой последовательности надо сделать.

Ситуация 2. Сотрудники никогда не выполнял подобных работ, не знает, как они делаются, но очень хотел бы научиться, понимая, что это важно и с точки зрения карьерного роста, и для организации. Руководитель поручил ему разобраться и показать результат.

Ситуация 3. Сотрудник был переведен на должность из другого отдела. Фактически это для него последний шанс, так как на прошлой должности он показал себя неисполнительным и нелояльным. Подобные задачи не решал, и делать это не умеет. Руководитель объяснил, чем выполнение задачи важно сотруднику, как это поможет ему закрепиться на работе, почему это так значимо для организации.

Ситуация 4. Сотрудник неоднократно готовил подобные презентации, однако на представлении одной из них руководство, недовольное работой всех сотрудников, «спустило собак» на него, поэтому больше желания заниматься презентациями у сотрудника нет. Руководитель объяснил ему, как важно выполнить это задание, какие выгоды получит сам сотрудник и зачем это нужно организации, после чего подробно и детально объяснил, что именно, в какой последовательности и каким образом необходимо сделать.

 
Текущий контроль сформированности компетенций проводится в виде обсуждения результатов выполнения тестов самодиагностики, тестирования, а также самостоятельно подготовленных студентами заданий в форме письменных работ и 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 8
УП: z49.03.01 СМ 17.plx
 
презентаций по темам дисциплины
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Коноваленко М.Ю., Соломатин А.А.
Психология менеджмента. Теория и практика: учебник
М.: Юрайт, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Полукаров В.Л., Петрушин В.И.
Психология менеджмента: учеб. пособие
М.: КноРус, 2010
 
Л2.2
Головина Т.В., Смоленцева В.Н.
Психология управления в спорте: учеб. пособие
Омск: СибГУФК, 2011
 
Л2.3
Захаров Д.К., Коновалова В.Г., Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е.
Конфликтология: учебник
М.: Инфра-М, 2014
 
Л2.4
Митин, А.Н.
Психология управления : учебник
М. : Волтерс Клувер, 2011
 
Л2.5
Обозов, Н. Н. 
Интенсивная подготовка менеджера 
СПб. : БХВ-Петербург, 2011
 
Л2.6
Авидон И., Гончукова О.
Тренинги взаимодействия в конфликте: Материалы для подготовки и проведения
СПб. : Речь, 2008
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Здоровье как жизненная ценность руководителя
 
Э2
Здоровье руководителя - формула успеха
 
Э3
Профессиональное здоровье в системе ценностей современного российского руководителя
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) https://rucont.ru/
6.3.2.2
Электронный каталог библиотеки УралГУФК http://www.elibrari.uralgufk.ac.ru
6.3.2.3
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc
6.3.2.4
Портал для HR-менеджеров Http://www.hr-portal.ru/doki
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Компьютер АМD Athlon LE: 1 шт;  
7.2
Монитор: 1 шт;  
7.3
Экран: 1 шт;
7.4
Проектор мультимед. Рremier PD-X550: 1 шт.
7.5
Доска классная: 1 шт;  
7.6
Стол ученический: 13 шт;  
7.7
Стул ученический: 26 шт;  
7.8
Стол письменный: 1 шт;
7.9
Стул: 1 шт;  
7.10
Жалюзи: 2 шт;  
7.11
Шкаф для документов: 2 шт.
7.12
7.13
Помещение для самостоятельной работы обучающихся
7.14
Стул п/мягкий - 12;
7.15
Стол -13;
7.16
Системный блок - 8;
7.17
Монитор - 8;
 
стр. 9
УП: z49.03.01 СМ 17.plx
 
7.18
Кондиционер - 1.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Перед началом курса целесообразно ознакомиться со структурой дисциплины на основании программы, а также с последовательностью изучения тем и их объемом. С целью оптимальной самоорганизации необходимо сопоставить эту информацию с графиком занятий и выявить наиболее затратные по времени и объему темы, чтобы заранее определить для себя периоды объемных заданий.

Вопросы дисциплины рассматриваются на лекционных и практических занятиях, а также самостоятельно. Практические занятия по дисциплине являются аудиторными занятиями, в процессе которых развиваются  умения по формируемым компетенциям, а также осуществляется контроль знаний, полученных магистрантом самостоятельно. Практические занятия проходят в форме групповых дискуссий, выполнения упражнений для развития лидерских качеств, развития умений поведения в конфликтых ситуациях, , проводится самодиагностика психологических качеств.

Выступления на практических занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе,а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

К докладу студент готовится самостоятельно. В докладе целесообразно отразить и теоретические, и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в методических рекомендациях. Если в процессе подготовки доклада возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

В процессе изучения дисциплины активность студентов на практических занятиях, а также качество и своевременность подготовки теоретических материалов, докладов с презентацией.По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде экзамена. Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к экзамену.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ:

Изучение дисциплины (модуля) инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.

Для освоения дисциплины (модуля) созданы следующие специальные условия:

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

Обеспечен доступ обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими к зданиям Университета.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

Весь изучаемый материал, согласно тематическому плану дисциплины, сопровождается мультимедийными презентациями с использованием программы POWER POINT.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

Обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся в учебные помещения Университета. Организованы занятия на 1 этаже, в зависимости от индивидуальных потребностей и состояния здоровья обучающихся.