Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Управления физической культурой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История физической культуры
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.01 17 ФОТ.plx
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
Доцент, Шакирова М.В. _________________
История физической культуры
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №935)
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.08.2017 протокол № 1.
Протокол от __ __________ 2017 г. № __
Срок действия программы: 2016-2020 уч.г.
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями изучения дисциплины «История физической культуры» являются:
показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию гражданственности, исторического самосознания и критического мышления;
способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта и олимпийского движения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теория и методика избранного вида спорта
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
История Олимпийского движения
Экономика физической культуры и спорта
Педагогика физической культуры
Менеджмент физической культуры и спорта
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Дает характеристику закономерностям и особенностям физической культуры и спорта в различных общественных формациях
Дает характеристику закономерностям и особенностям физической культуры и спорта в различных общественных формациях и осознает процесс преемственности этих закономерностей и особенностей
Раскрывает закономерности и особенностям физической культуры и спорта в различных общественных формациях и анализирует процесс преемственности этих закономерностей и особенностей
Соотносит основные тенденции развития физической культуры и спорта на современном этапе с отдельными фактами из исторического опыта
Раскрывает сущность основных тенденции развития физической культуры и спорта на современном этапе и осознает их связь с фактами из исторического опыта
Раскрывает основные тенденции развития физической культуры и спорта на современном этапе и анализирует их связь с фактами из исторического опыта
Способен в процессе пропаганды физической культуры использовать фактологический материал курса дисциплины
Способен приводить примеры фактов из материалов курса для ведения воспитательной работы в избранном виде спорта
Материалов курса широко использует в учебно-воспитательной работе в избранном виде спорта
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
Знает основные факты о возникновении олимпийского движения и текущие тенденций в его развитии на современном этапе
Раскрывает основные положения о возникновении олимпийского движения и соотносит их с тенденциями в его развитии на современном этапе
Анализирует факты об истории возникновения и генезиса олимпийского движения и раскрывает тенденции его развитии
Способен осуществить самостоятельный подбор литературы по отдельным разделам предмета дисциплины
Способен самостоятельно проводить анализ литературных источников предмета дисциплины
Раскрывает основную источниковедческую базу курса и способен самостоятельно проводить анализ литературных источников предмета дисциплины
Способен в процессе пропаганды физической культуры использовать фактологический материал курса дисциплины
Способен приводить примеры фактов из материалов курса для ведения воспитательной работы в избранном виде спорта
Материалов курса широко использует в учебно-воспитательной работе в избранном виде спорта
ПК-8: способностью использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта
Раскрывает основные исторические факты в области физической культуры и спорта в различных исторических периодах
Раскрывает основные исторические факты в области физической культуры и спорта и умеет сопоставить их с закономерностями в различных исторических периодах
Раскрывает исторические факты в области физической культуры и спорта и сопоставляет их с закономерностями в различных исторических периодах, делая анализ этого сопоставления
Осознает соотношение фактологического материала курса с практической деятельностью в избранном виде спорта
Способен приводить примеры фактов из материалов курса для ведения воспитательной работы в избранном виде спорта
Материалов курса широко использует в учебно-воспитательной работе в избранном виде спорта
Способен в процессе пропаганды физической культуры использовать фактологический материал курса дисциплины
Способен приводить примеры фактов из материалов курса для ведения воспитательной работы в избранном виде спорта
Материалов курса широко использует в учебно-воспитательной работе в избранном виде спорта
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
этапы развития физической культуры и спорта в рамках общественно-экономических формаций;
закономерности и особенности, которые присущи каждому периоду развития физического воспитания и спорта;
основные положения о возникновении олимпийского движения и тенденций в его развитии на современном этапе.
использовать фактические материалы курса в своей практической деятельности;
работать с источниковедческой базой предмета;
анализировать процессы, проходящие в физической культуре и спорте на современном этапе сопоставляя их с историческим опытом.
приёмами пропаганды физической культуры на основе знаний об истории физической культуры.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. 1 История физической культуры и спорта зарубежных стран
1.1 Введение в предмет /Лек/
1.1 Введение в предмет /Ср/
1.2 Физическое воспитание в первобытнообщинном строе /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2
1.2 Физическое воспитание в первобытнообщинном строе /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2
1.3 Физическая культура и спорт в Древнем мир /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.6Л3.2
1.3 Физическая культура и спорт в Древнем мир /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.6Л3.2
1.4 Физическая культура в Средние века /Лек/
1.4 Физическая культура в Средние века /Ср/
1.5 Физическая культура и спорт в Новое время /Лек/
1.5 Физическая культура и спорт в Новое время /Ср/
1.6 Массовый спорт и спорт высших достижений в зарубежных странах, в Новейший период /Пр/
1.6 Массовый спорт и спорт высших достижений в зарубежных странах, в Новейший период /Ср/
Раздел 2. 2 Отечественная история физической культуры и спорта
2.1 Возникновение и развитие физической культуры народов России с древнейших времён до середины ХIХ века. /Пр/
2.1 Возникновение и развитие физической культуры народов России с древнейших времён до середины ХIХ века. /Ср/
2.2 Развитие отечественной физической культуры и спорта в период развития капитализма (II половина ХIХ века – 1917г.) /Пр/
2.2 Развитие отечественной физической культуры и спорта в период развития капитализма (II половина ХIХ века – 1917г.) /Ср/
2.3 Формирование основ советской системы физического воспитания в условиях тоталитарного режима (1917 - 1941) /Пр/
2.3 Формирование основ советской системы физического воспитания в условиях тоталитарного режима (1917 - 1941) /Ср/
2.4 Физическая культура спорт, и физкультурно-спортивное движение СССР в период с 1941 по 1990 г. /Пр/
Л1.2Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.2
Э3
2.4 Физическая культура спорт, и физкультурно-спортивное движение СССР в период с 1941 по 1990 г. /Ср/
Л1.2Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.2
Э3
2.5 Современное состояние физкультурного и спортивного движения в России /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.2
Э3
2.5 Современное состояние физкультурного и спортивного движения в России /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.2
Э3
Раздел 3. 3 История олимпийского движения
3.1 Олимпийские игры Древней Греции /Пр/
3.1 Олимпийские игры Древней Греции /Ср/
3.2 Возрождение современного олимпизма в мире и России /Пр/
3.2 Возрождение современного олимпизма в мире и России /Ср/
3.3 Особенности развития олимпийского движения на различных этапах /Лек/
3.3 Особенности развития олимпийского движения на различных этапах /Пр/
3.3 Особенности развития олимпийского движения на различных этапах /Ср/
3.4 Олимпийское движение в России и СССР /Пр/
3.4 Олимпийское движение в России и СССР /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Предмет и задачи курса истории физической культуры и спорта.
2 Теории происхождения физических упражнений и игр.
3 Основные этапы и особенности первоначального развития физической культуры в первобытном обществе.
4 Своеобразные черты физического воспитания у древних славян, в Киевской Руси, Русском централизованном государстве.
5 Теоретическое обоснование физического воспитания для физического развития и укрепления здоровья в
медицинской (Авицена) и педагогической (Славинецкий) литературе в период феодализма.
6 Создание основ русской национальной системы военно-физической подготовки (Пётр I, Суворов, Кутузов, Ушаков).
7 Вопросы физического воспитания в педагогической (Бецкой, Новиков) философского и публицистической (Радищев, Белинский, Герцен) литературе.
8 Исторические предпосылки развития спортивно-гимнастического движения в России во II половине XIX века.
9 Разработка педагогических (Ушинский) и естественно-научных (Сеченов, Покровский, Дементьев) основ физического воспитания.
10 Характеристика деятельности П. Ф. Лесгафта.
11 Оценка теории физического образования П. Ф. Лесгафта.
12 Утилитарные формы физической культуры в России в конце XIX начале XX века.
13 Развитие любительского и профессионального спорта в России в конце XIX начале XX века.
14 Участие России в создании МОК и развитии олимпизма.
15 Итоги выступлений спортсменов России на Играх IV и V Олимпиады.
16 Влияние идей олимпизма на русское спортивно-гимнастическое движение до 19I7 года.
17 Сущностные черты физкультурного движения в СССР в период 20-ЗОх годов.(классовость, упрощённость, милитаризация, политизация) .
18 Поиски путей создания организационно-управленческих основ физкультурного движения в СССР в 1917 по 1937 года.
19 Анализ програмно-нормативных основ физического воспитания в СССР в 30-е годы.
20 Причины отсутствия контактов спортивных организаций СССР с МОК в период между двумя мировыми войнами.
21 Достижения советских спортсменов на внутрисоюзной и международной арене в 20-30е годы.
22 Основные направления научных исследований по физическому воспитанию в СССР в 20-30е годы.
23 Характеристика основных форм работы физкультурных организаций по военно-физической, подготовке населения в годы воины (1941-1945).
24 Развитие спорта в стране и выход советских спортсменов на официальную спортивную арену в послевоенный период (1945-1955).
25 Анализ развития физкультурного движения в СССР с 1945 по I960 год.
26 Анализ выступлений спортсменов СССР в Играх Олимпиад (1962-1988 гг.).
27 Анализ выступлений спортсменов СССР в Олимпийских зимних играх.
28 Итоги участия спортсменов России в Олимпийских играх с 1992 года по настоящее время
29 Анализ состояния физкультурного движения СССР в 60-80 гг.
30 Задачи физкультурного и спортивного движения в России на современном этапе.
31 Особенности развития физической культуры в государствах Востока.
32 Физическое воспитание в Древней Греции.
33 Цели, ритуалы, программа, атрибутика и социальное значение Олимпийских игр в Древней Греции.
34 Особенности физической культуры в Древнем Риме.
35 Социальные особенности физической культуры в Западной Европе в период феодализма.
36 Физическая культура в средневековых городах Западной Европы её значение для развития спорта.
37 Гуманисты эпохи Возрождения и ранние социалисты-утописты о физическом воспитании.
38 Предпосылки и причины к созданию национальных систем физического воспитания (Идеи Д. Локка, Л. Ж. Руссо, П. Песталоцци; практическая деятельность И. Гутс-Мутса, А.Фита).
39 Немецкая национальная система физического воспитания.
40 Шведская национальная система физического воспитания.
41 Французская национальная система физического воспитания.
42 Сущность Сокольского движения.
43 Модернизация систем физического воспитания в странах Западной Европы (Ж. Демени, Ж. Эбер, Н. Бук) во второй период Нового времени.
44 Развитие спорта и создание спортивных организаций в зарубежных странах с середины XIX до начала ХХ в.
45 Характеристика международного рабочего спортивного движения в период между I и II Мировыми войнами (деятельность КСИ и ЛСИ)
46 Основные направления развития спорта в Германии, Италии, Франции и других странах накануне второй мировой войны.
47 Сущность естественной школьной гимнастики К. Гаульгофера и М. Штрайхер.
48 Развитие массового спорта и спорта высших достижений в зарубежных странах на современном этапе.
49 Достижения спортсменов зарубежных стран на международной арене и Олимпийских играх в прошедшем году.
50 Исторические условия и причины возникновения международного спортивного и олимпийского движения.
51 Роль Пьера де Кубертена в создании МОК и организации Олимпийских игр.
52 Анализ Олимпийской хартии.
53 Особенности I этапа олимпийского движения (1894-1916гг.)
54 Особенности II этапа олимпийского движения (1920-1940гг.)
55 Особенности III этапа олимпийского движения (1948-1988гг.)
56 Особенности современного этапа олимпийского движения (с 1988 по настоящее время).
57 Проблемы современного международного спортивного и олимпийского движения.
58 Основополагающие принципы и структура современного олимпийского движения.
59 Атрибутика и хронология современных Олимпийских игр.
60 МОК – задачи, структура, статус, организация.
61 Основные понятия теории олимпизма.
62 Итоги спортивного года. Уровень достижения спортсменов России в прошедшем году.
5.2. Темы письменных работ
1 Агонистика Древней Греции.
2 История развития избранного вида спорта в нашей стране.
3 История развития избранного вида спорта на Южном Урале.
4 История становления и развития избранного вида спорта в олимпийском движении.
5 Значение личности в становлении и развитии физической культуры и спорта на Южном Урале.
6 Значение личности в олимпийском движении.
7 Проблемный анализ особенностей физической культуры и спорта в различных общественно-экономических формациях.
8 Возникновение и развитие профессионального спорта.
9 Значение деятельности П. Ф. Лесгафта для становления системы физического воспитания в России.
10 История развития науки о физической культуре и спорте
11 Проблемы олимпийского движения.
12 Социально-философские проблемы физической культуры и спорта.
13 Отражение тематики физической культуры и спорта в произведениях искусства.
14 Физическая культура и спорт в годы II Мировой войны.
5.3. Фонд оценочных средств
Тесты
Кейс стади
Эссе
Круглый стол
Деловая игра
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
История физической культуры и спорта: учеб. пособие
Мельникова Н.Ю., Трескин А.В.
История физической культуры и спорта: учебник
История физической культуры: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Всеобщая история физической культуры и спорта: пер. с венгер.
Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания
М.: Физкультура и спорт, 1970
Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения
Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта: монография
Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., Поликарпова Г.М.
История физической культуры и спорта: в 2 кн.: антология
Современные олимпийские игры: краткий исторический очерк (1896 -2012)
Оборотная сторона олимпийской медали: история Олимпийских игр в скандалах, провокациях, судейских ошибках и курьезах
6.1.3. Методические разработки
Олимпизм и олимпийское движение в России в конце 19-начале 20 века: учеб. пособие
История физической культуры и спорта: учеб. пособие
Челябинск: УралГАФК, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Государственный музей спорта
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Для выполнения заданий, предусмотренных программой "История физической культуры", следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
Libre Office Writer - текстовый редактор;
Libre Office Impress - программа для создания и проведения презентаций;
Libre Office Calc - программа для работы с электронными таблицами.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1 Сайт Международного олимпийского комитета – [Электронный ресурс]. – режим доступа http://www.olympic.org (дата обращения 26.10.2016)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для проведения учебных занятий по дисциплине «История физической культуры», необходимо следующее оборудование:
персональный компьютер с пакетом программ «Офис»;
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность студентов:
логически продуманный цикл лекций и семинаров, связанных с будущей профессиональной деятельностью бакалавра;
разнообразие форм учебных занятий (семинарские занятия, деловые игры, дискуссии);
имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (раздаточный и наглядный материал, необходимый, в том числе, для проведения индивидуальной и групповой диагностики и самодиагностики);
разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания;
разработана система заданий для самоконтроля и контроля;
созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса;
В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (групповые формы работы), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Семинарские занятия ориентированы на современные образовательные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 38,89 % аудиторных занятий.
Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к экзамену.
По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде экзамена.
В случае если в текущем контроле студент не набирает 50 баллов, премиальные баллы не учитываются, студент не допускается к экзамену.
Условие допуска к экзамену – студент набрал не менее 40 баллов в текущем контроле.
Если к моменту проведения зачета студент набирает 80 и более баллов, они будут выставлены ему в виде поощрения в ведомость и в зачетную книжку без процедуры принятия экзамена.