Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Управления физической культурой
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ)
Туризм
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.01 17 ФОТ.plx
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
доцент, Мыльникова Н.В. _________________
к.п.н., Начальник УМУ, Клестова О.А.;к.п.н., Руководитель ООП, Аминов Р.Х. _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №935)
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.08.2017 протокол № 1.
Протокол от __ __________ 2017 г. № __
Срок действия программы: 2018-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Зав. кафедрой Редреев В.А.
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является формирование компетенций, необходимых для их реализации в профессиональной деятельности через усвоение знаний о туризме как одном из средств здоровьесбережения, приобретение умений выполнения приемов туризма, направленных на укрепление и сохранение индивидуального здоровья, развитие способности к физическому самосовершенствованию, самостоятельной подготовки и подготовке обучающихся к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО по виду испытания "Туристический поход со сдачей туристических навыков".
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения
дисциплин, входящих в учебный план подготовки бакалавра по направлению 49.03.01 "Физическая культура":
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Информационные технологии в менеджменте
Лаборатория педагогического проектирования
Организация спортивно-зрелищных мероприятий
Педагогическая мастерская "Орленок"
Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФК и С
Математическая статистика
Психология физической культуры
Теория и методика избранного вида спорта
Теория и методика физической культуры
Биомеханика двигательной деятельности
Организация самообразовательной деятельности студента
Теория и методика физического воспитания в ДОУ
Практикум по русскому языку
Производственная (педагогическая) практика
Русский язык и культура речи
История физической культуры
Основы медицинских знаний
Акмеология физической культуры и спорта
Лечебная физическая культура
Правовые основы профессиональной деятельности
Производственная практика
Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФК и С
Информационные технологии в сфере физической культуры и спорта
Компьютерная обработка наблюдений в спорте
Теория и методика физической культуры
Экономика физической культуры и спорта
История Олимпийского движения
Профессиональный английский язык в спорте
Социология физической культуры
Естественнонаучные основы физической культуры
Адаптивная физическая культура
Прикладная физическая культура
Производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Физическая культура и спорт
Профессионально-физкультурное совершенствование
Кондиционное и оздоровительное плавание
Основы современного танца
Самооборона на основе бокса
Фитнес-технологии в спорте
Конструирование профессиональной деятельности
Физиология физкультурно-спортивной деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Безопасность жизнедеятельности
Внедрение и организация ВФСК "ГТО"
Адаптивная физическая культура
Конструирование профессиональной деятельности
Менеджмент физической культуры и спорта
Научно-методическая деятельность в ФОД
Прикладная физическая культура
Безопасность спортивных объектов
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Правовое обеспечение физкультурных и спортивных мероприятий
Производственная практика
Профессионально-физкультурное совершенствование
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
Описывает процесс и полученные умения во время занятий туризмом на приемлемом уровне качества
Описывает процесс и полученные умения во время занятий туризмом на хорошем уровне качества
Описывает процесс и полученные умения во время занятий туризмом на высоком уровне качества
Демонстрируе 2-3 полученных умений и навыкови в процессе самоподготовки к занятиям
Демонстрирует 4-5 полученных умений и навыкови в процессе самоподготовки к занятиям
Демонстрирует 6-7 полученных умений и навыкови в процессе самоподготовки к занятиям
Самостоятельно выполняет учебно-практические задания по предмету, допуская ошибки
Самостоятельно выполняет учебно-практические задания по предмету допуская незначительные ошибки
Самостоятельно выполняет учебно-практические задания по предмету
ОК-8: способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
перечисляет основной перечень приемов, средств, методов туризма в физическом воспитании и укреплении здоровья
определяет и обосновывает необходимость правильной последовательности приемов туризма в физическом воспитании и укреплении здоровья
знает основные технологические особенности туризма, требования их безопасного применения для физического воспитания и укрепления здоровья
определяет тактические схемы основных технологий туризма
демонстрирует оптимальные тактические схемы основных технологий туризма
свободно демонстрирует оптимальные тактические схемы при выполнении приемов, умеет объяснить необходимость и научить окружающих соблюдать эти схемы
демонстрирует владение 2-3 приемами туризма
демонстрирует основные приемы туризма
в совершенстве владеет основными приемами туризма, владеет методикой обучения приемам окружающих
ПК-14: способностью совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владением в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности
Называет особенности с работы с простейшим туристским инвентарем (установка палатки, укладка рюкзака). Перечисляет 2-3 узла, используемые в туризме. Сообщает о некоторых элементах туристской техники. Сообщает о видах переправ через препятствия. Называет несколько видов туристских костров. Знает о важности умения ориентироваться на местности. Перечисляет основные способы определения сторон горизонта. Рассказывает об особенностях соревнований в туризме.
Описывает не менее 6 основных технических приемов туризма и ориентирования. Называет виды и назначение не менее 4-х туристских узлов. Называет виды и назначение не менее 4 туристских костров. Знает о важности умения ориентироваться на местности. Рассказывает об особенностях соревнований в туризме и ориентировании.
Рассказывает об особенностях техники движения группы туристов на маршруте (по видам туризма). Описывает не менее 10 основных технических приемов туризма и ориентирования. Называет виды и назначение не менее 8-ми туристских узлов. Называет виды и назначение не менее 8 туристских костров. Знает основные способы ориентирования на местности. Рассказывает об особенностях соревнований в туризме и ориентировании.
Умеет укладывать рюкзак, устанавливать палатку без учета скорости времени. Завязывает 2-3 туристских узла без учета скорости времени. Умеет переправиться по навесной переправе. Определяет стороны горизонта.
Выполняет не менее 6 технических приемов без учета скорости времени. Завязывает не менее 4-х туристских узлов без учета скорости времени. Определяет стороны горизонта, определяет расстояния по карте и на местности. Выдерживает направление движения по азимуту.
Выполняет не менее 6 технических приемов без учета скорости времени. Демонстрирует технику движения туристов на маршруте. Завязывает не менее 8-х туристских узлов без учета скорости времени. Завязывает петлю самостраховки. Определяет стороны горизонта, определяет расстояния по карте и на местности. Выдерживает направление движения по азимуту.
Преодолевает дистанцию соревнований по туризму 5-6 этапов, ориентированию 9 КП, уложившись в контрольное время дистанции.
Преодолевает дистанцию соревнований по туризму 5-6 этапов, ориентированию 9 КП, уложившись в 140% от времени победителя время дистанции.
Преодолевает дистанцию соревнований по туризму 5-6 этапов, ориентированию 9 КП, уложившись в 120% от времени победителя дистанции.
ПК-15: способностью осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму
Перечисляет средства и методы самоконтроля (не менее 3), объясняет их значение.
Перечисляет средства и методы самоконтроля (не менее 5), объясняет их значение. Перечисляет средства и методы спортивной подготовки в туризме
Объясняет значение основных средств и методов самоконтроля. Знает систему оценки процесса и результатов работы спортсмена-туриста
Называет эффективные средства и методы индивидуальной спортивной подготовки в спортивном туризме.
Оценивает свое состояние во время преодоления маршрута (дистанции), используя приемы самоконтроля (не менее 3).
Осуществляет самоконтроль, оценивает процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности (используя не менее 5 приемов)
Анализирует свое состояние, оценивает результаты преодолевая дистанцию (маршрут).
Владеет приемами самоконтроля в процессе занятий туризмом (не менее 3).
Владеет приемами самоконтроля в процессе занятий туризмом (не менее 5). Во время преодоления маршрута (дистанции) регулирует свою скорость, для сохранения до финиша работоспособности.
Сохраняет и поддерживает оптимальную скорость на дистанции (маршрута), ориентируясь на свое самочувствие
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
- содержание самоорганизации и самообразовательной деятельности для занятий туризмом;
- основные методы физического воспитания и укрепления здоровья средствами туризма;
- основные способы совершенствования индивидуального спортивного мастерства в процессе занятий туризмом, особенности спортивного туризма, технику движений в туристских походах и на дистанциях соревнований по туризму, технико-тактические действия;
- средства и методы самоконтроля, оценки процесса и результатов индивидуальной спортивной деятельности, эффективные средства и методы индивидуальной спортивной подготовки во время похода, на маршруте, на дистанции соревнований;
- организовать процесс получения знаний, умений и навыков в процессе занятий туризмом;
- использовать методы физического воспитания и средства туризма для укрепления здоровья;
- выполнять технические приемы, технико-тактические действия, с целью совершенствования индивидуального спортивного мастерства в процессе занятий туризмом;
- осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать определенный уровень спортивной подготовленности во время похода, на маршруте, на дистанции;
- методами организации самоорганизации и самообразовательной деятельности для занятий туризмом;
- навыками и средствами самостоятельного, методически правильного достижения должного уровня физической подготовленности средствами туризма;
- способностью совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе занятий туризмом, техникой движений, технико-тактическими действиями в туристских походах и на дистанциях соревнований по туризму;
- навыками самоконтроля в процессе индивидуальной спортивной деятельности; средствами и методами сохранения оптимального уровня спортивной подготовленности во время похода, на маршруте, на дистанции соревнований.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Туризм как средство физического воспитания
Характеристика спортивно-оздоровительного туризма. Основные направления туристской работы. Типы, виды и формы туризма. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.3 Л3.4
Э1
Нормативные документы, регламентирующие туристскую деятельность. Устав туристско-спортивного союза России. «Кодекс путешественника». Правила проведения туристских мероприятий на территории России. История становления и развития туризма в России, на Южном Урале, в УралГУФК. Влияние занятий туризмом на организм человека. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.4
Э1
Раздел 2. Организация работы по спортивно-оздоровительному туризму
План подготовки мероприятия в спортивно-оздоровительном туризме. Основные этапы организации и проведения туристского похода. Подготовка к туристскому походу. Комплектование группы. Оформление документации (маршрутный лист, маршрутная книжка, приказ, заявка, отчет и др.). /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4Л3.3 Л3.4
Э1
Подбор снаряжения для похода (личное, групповое, специальное, комбинирование для видов туризма. Дозирование нагрузок в походе. Распорядок дня в туристском походе. /Пр/
Организация питания туристской группы на маршруте (меню и расчет продуктов). /Пр/
Раздел 3. Туристская техника
Верёвки и узлы. Туристские карабины. Оборудование полосы препятствий при помощи верёвок и узлов с применением туристских карабинов. Оборудование навесной переправы и её преодоление. Навесная переправа. /Пр/
Переправа по параллельным перилам. Спуск по перилам. Подъем по перилам. Переправа маятником. Туристские костры. Техника движения группы на маршруте. Укладка рюкзака, установка палатки.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.4
Э1
Раздел 4. Картография и ориентирование
История возникновения и развития спортивного ориентирования. Виды и правила соревнований по спортивному ориентированию. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2 Л3.4
Э1
Оборудование дистанции и контрольных пунктов дистанции ориентирования. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.4
Э1
Карты и их виды. Виды масштабов. Условные знаки карт. Рельеф и способы его отображения. Устройство компасов и их назначение. /Пр/
Раздел 5. Топографическая подготовка туриста
Ориентирование на местности. Компас и работа с ним. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2 Л3.4
Э2
Компас и работа с ним. Взятие азимута при помощи компаса. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.2 Л3.4
Э2
Передвижение на местности с использованием карты, компаса и местных предметов. Сличение карты и местности. /Пр/
Измерение расстояния на местности. Счёт шагов. Измерение расстояний по карте. /Пр/
Раздел 6. Соревнования по туризму
Особенности организации и проведения соревнований по туризму. Контрольное прохождение дистанции соревнований /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.4
Э1 Э2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Практические задания:
1 Планирование спортивно-оздоровительного похода;
2 Контрольное прохождение дистанции соревнований;
Примерный перечень вопросов к зачету:
1 Влияние занятий туризмом на организм человека.
2 Прикладное значение туризма.
3 Возникновение и развитие туризма в России.
4 Система руководства туризмом в современной России.
5 Туристские организации и их функции.
6 Основные формы работы турклубов (районного, городского КФК).
7 Основные задачи туризма.
8 Кодекс путешественника как основной документ туриста.
9 Юридическая ответственность при проведении туристских походов.
10 Типы, виды и формы туризма.
11 Особенности самодеятельного и планового туризма.
12 Правила посещения охраняемых природных территорий при проведении туристских походов.
13 Охрана природы. Экологическое воспитание туристов.
14 План подготовки туристского похода.
15 Требования к подбору снаряжения в туризме.
16 Питание в туристском походе.
17 Режим походного дня.
18 Отчёт о походе.
19 Значение соревнований по туризму.
20 План подготовки соревнований по туризму.
21 Программа летних соревнований по туризму.
22 Организация туристской работы в школе.
23 Формы туристской работы с школьниками разных возрастов.
24 Рельеф, как элемент топографии.
25 Положительные и отрицательные формы рельефа.
26 Горизонтали рельефа и их виды.
27 Условные топографические знаки.
28 Карты и их масштаб.
29 Строение компаса и виды работы с ним.
30 Способы ориентирования на местности.
31 Измерение расстояний по карте и на местности.
32 Значение топографической карты в туристском походе.
33 Виды соревнований в спортивном ориентировании.
34 Положение о соревнованиях по спортивному ориентированию.
35 Планирование дистанции массовых соревнований по туризму и ориентированию.
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов (зачетных заданий) предназначена для студентов специальных медицинских групп (имеющих противопоказания к занятию физической культурой).
1 Диагноз и краткая характеристика заболевания студента.
2 Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.
3 Устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности средствами туризма.
4 Составление комплексов общеразвивающих и специальных упражнений (на примере туризма), направленных на профилактику различных видов болезни:
– заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем;
– заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие;
– с нарушением опорно-двигательного аппарата;
– с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья.
5.3. Фонд оценочных средств
Текущая аттестация проводится на занятиях в следующих формах:
- тестирование;
- решение ситуационных задач;
- экспертная оценка преподавателя выполнения практической работы студентом.
Оценочные средства текущей аттестации:
- тесты по разделам /темам;
- вопросы для подготовки к занятиям;
- контрольная дистанция ориентирования в заданном направлении (9 контрольных пунктов;
- оформление отчета по практической работе (планирование похода, протоколы соревнований);
- комплект контрольных заданий для анализа конкретных практических задач.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в формах:
- устного опроса;
- тестирования.
Оценочные средства промежуточной аттестации:
- контрольные вопросы для подготовки к зачету;
- тестовые задания.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Казаков Н.П., Якубовская Н.А.
Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учебник
Таймазов В.А., Федотов Ю.Н.
Теория и методика спортивного туризма: учебник
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В.
Туризм и спортивное ориентирование: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма : Учебное пособие
Москва, Советский спорт, 2009
Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие
Основы массового оздоровительного туризма: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2015
Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. пособие
6.1.3. Методические разработки
Соревнования туристов: пешеходный туризм
М.: Физкультура и спорт, 1990
С компасом и картой по ступеням ГТО: (туризм в комплексе ГТО)
М.: Физкультура и спорт, 1973
Спортивно-оздоровительный туризм: метод. рек. для студентов всех форм обучения, педагогов дополнительного образования, инструкторов по спортивно-оздоровительному туризму
Мыльникова Н.В., Юзлекбаева В.М., Шакирова М.В., Шакиров В.Р.
Основы организации спортивно-оздоровительных походов: метод. рекомендации
Челябинск: Уральская Академия, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
официальный сайт Федерации спортивного туризма России
официальный сайт Федерации спортивного ориентирования
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Ubuntu — операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux. LibreOffice — кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
В своей деятельности преподавателям и студентам рекомендуем воспользоваться:
- система сетевого и дистанционного обучения Tandem E-learning http://learn.uralgufk.ru/portal
– официальный сайт Федерации спортивного ориентирования www.rufso.ru
– официальный сайт Федерации спортивного туризма России www.tssr.ru
– сайт научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»(http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/
– сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/
– электронный каталог библиотеки вуза http://elibrary.uralgufk.ru/catalogue/
– электронным каталогом Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Палатка GreenLend Travel – 2шт.; Страховочная система " Скалолазная " р-р M,L,XL 0001630682 – 8шт.; Веревка А-10 0001630683- 180шт.; Мешок спальный ВА03049 – 3шт.; Репшнур 6мм.STD 0001630681 60шт. Генератор бензиновый Patriot 2500; Зарядное устройство к финишному табло; Комплекс электрон. оборуд-я ALT д/судейства и проведения соревнований по лыж.гон; Компьютер AMD Sempron 1200; Компьютер AMD Athlon; Компьютер AMD Athlon X2; Компьютер АМD ATHLON LE-1600; Компьютер АМD-1200LE; Монитор Philips 23; Музык,центр LBT-107; МФУ Kyocera М2035 DN ; МФУ НР LaserJet A4 M1005; Палатка PAMIR-3 -14шт.; Табло финишное; Экран настенный Рrofecta; Видеомагнитофон 1100027; Диктофон RG-A200 11000248; Мешок спальный ВА03884 -60шт.; Монитор ж/к ВА08164; Палатка 13000278; Палатка 13000279; Палатка 13000280 ; Палатка 13000281; Телевизор ФУНАЙ АМК 11000003; Транспондер S-reader ВА04319 – 250шт.; Веревка -200шт; Жумар -4шт.; Карабин – 30шт.; Каска альпинистская -8шт.; Коврик туристический – 70шт.; Компас – 4шт.; Котел 10 л. – 1шт
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При проведении практических занятий студенты могут выполнять задания как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта усиливает стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы работы, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т. п.). Выполнение работы на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными.
Изучение диссциплины разделено на два болока. После изучения каждого блока студенты сдают контрольный норматив. После изучения тем по топографической подготовке студенты должны сдать норматив на дистанции ориентирования в заданном направлении, стартуя индивидуально, поочередно, находят контрольные пункты уложившись в заданное контрольное время. После изучения тем по туристсткой подготовке студенты должны разработать проект маршрута первой степени сложности. Для выполнения практической работы по планированию маршрута студенты пользуются заданиями, опубликованными в методических рекомендациях к дисциплине "Основы организации спортивно-оздоровительных походов". Студенты выполнившие задания, сдавшие контрольные нормативы допускаются к тестированию.
Итоговая аттестация по дисциплине «Физическая культура (туризм)» осуществляется в форме зачёта.