Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аэробика
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.01 19 ФО.plx
49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
;;к.п.н., доцент, А.А. Четвергова _________________
к.п.н., руководитель ООП, Р.Х. Аминов ; _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №940)
49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Срок действия программы: 2016-2020 уч.г.
Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров
Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров
Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров
Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров
Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров
Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование общекультурных и профессионально-педагогических компетенций, необходимых для реализации в профессионалльной деятельности.
Изучение данной дисциплины позволяет ориентироваться студенту в области физической культуры как одно из средств сохраниения и укрепления здоровья, выполнение правильной техники физических упражнений с помощью оздоровительной гимнастики и аэробики.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Прикладная физическая культура
Профессионально-спортивное совершенствование
Теория и методика избранного вида спорта
Физическая культура и спорт
Элективные курсы по физической культуре
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Знать основы физической подготовки в поддержании уровня физической подготолвенности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Знать основные процессы физической подготовлености для обеспечения ролноценной социальной и профессиональной деятельности
Знать средства физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной
Уметь выстраивать основы процесса физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Уметь применять средства физической подготовленности для обеспечения полнойценной социальной и профессиональной деятельности
Уметь применять средства и методы сответствующие уровню физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной деятельности
Владеть общими знаниями и навыками для поддержания физической подготовленности
Владеть эффективными средствами и методами поддержания физической подготовлености для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельност
Владеть эффективными средствами и методами соответствующие уровням физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной деятельности
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
Знает здоровьесберегающие технологии для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Умеет применять на практике разнообразные средсва физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья и психофизической подготовки.
Имет опыт владения здоровьесберегающими технологиями, поддерживающими должный уровень физической подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной активности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Общая структура занятия класичяеской аэробики.
1 Общая структура занятия класичяеской аэробики. Методика провдения подготовительной части занятия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.9 Л2.10Л3.8 Л3.9
2 Рекомендуемые и запрещенные к использованию физические упражнения в системе занятий /Пр/
4 Техника обучения основным упражнениям для формирования правильной осанки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.8 Л2.11Л3.1 Л3.3 Л3.7
3 Методика обучения упражнениям на гибкость по системе стретчинга /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.7Л2.1 Л2.4 Л2.12Л3.5 Л3.6 Л3.10 Л3.11
5 Методика обучения базовым (основным) упражнениям классической аэробики /Пр/
6 Разучивание комплексов упражнений, включащих простые, симметричные и альтернативные шаги классической аэробики /Пр/
7 Методы самоконтроля за состоянием здоровья и тренированности занимающихся /Пр/
Л1.3 Л1.5Л2.5 Л2.7Л3.2 Л3.4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Kонтрольные вопросы по дисциплине "Аэробика"
1. Дайте определение термина "аэробика".
2. Раскройте структуру занятия "аэробика".
3. Перечислите порядок упражнений выполняемых в разминке "аэробика".
4. Перечислите упражнения не рекомендуемые в разминке "аэробика".
5. Охарактеризуйте подготовительную часть занятия по дисциплине "аэробика".
6. Приведите параметры темпа музыкального сопровождения для занятий по дисциплине "аэробика".
7. Назовите простые базовые шаги на английском языке.
8. Назовите симметричные шаги на английском языке.
9. Перечислите средства восстановления используемых по системе стретчинга.
10. Раскройте метод "блоков" разучивания основных шагов классической аэробики.
11. Раскройте понятие "Зеркальный" метод для выполненияя упражнений с группой студентов.
12. Охарактеризуйте организационно-методические особенности проведения заданий.
13. Дайте характеристику методов состояния здоровья занимающихся физической культурой в процессе занятия.
14. Раскройте значение стретчинга, его место в структуре занятий.
Задания по дисциплине "аэробика"
1. Разработать комплекс рекомендуемых упражнений к использованию в системе оздоровительной аэробике.
2. Провести разминку с подгруппой студентов "зеркальным" методом с музыкальным сопровождением.
3. Знать терминологию простых шагов на английском языке.
4. Выполнить учебный комплекс № 1.
5. Знать терминологию симметричных и альтернативных шагов на английском языке.
6. Выполнить учебный комплекс № 2.
7. Выполнить зачетный комплекс, включающий учебный комплекс № 1, 2 и связку гимнастических упражнений на силу рук и плечевого пояса.
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы рефератов
1. История возникновения и развития аэробики.
2. Структура и содержание занятий по дисциплине ФК "аэробика".
3. Теория оздоровительной тренировки ФК "аэробики".
4. Значение аспектов вдияния аэробных упражнений на организм занимающихся.
5. Методы обучения в классической и оздоровительной аэробике.
6. Алгоритм проведения разминки в ФК "аэробика".
7. Средства (разрешенные и нерекомендуемые упражнения) в подготовитлеьной части в ФК "аэробика".
8. Значение правильной осанки для занимающихся ФК "аэробика".
9. Методы самоконтроля по дисциплине ФК "аэробика".
10. Стретчинг его роль и место в занятиях ФК "аэробика".
5.3. Фонд оценочных средств
Контрольные вопросы, практические задания, тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Мякинченко Е.Б., Шестаков М.П.
Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие
Зайцева Г.А., Медведева О.А.
Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях: метод. пособие
М.: Физкультура и спорт, 2007
Миловидов В.К., Пустозеров А.И., Песина О.Н.
Методы самоконтроля за состоянием здоровья и тренированности занимающихся различными видами оздоровительной аэробики: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2009
Медведева О.А., Зайцева Г.А.
Аэробика для студентов: метод. пособие
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебник
Современные оздоровительные технологии в подготовке студентов вузов физической культуры: учеб. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
Методика преподавания гимнастики в школе: учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г.
Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность
Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий
М.: Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2001
Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Как сохранить и укрепить здоровье: монография
Современные оздоровительные технологии в подготовке кадров вуза физической культуры: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов
Челябинск: УралГУФК, 2010
Рубанович В.Б., Айзман Р.И.
Основы здорового образа жизни: учеб. пособие
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В.
М.: Федерация аэробики России, 2002
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В.
М.: Федерация аэробики России, 2002
Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г.
Аэробика в школе: учеб.-метод. пособие для учителя физ. культуры
Черкасова Т.И., Козлова О.А., Арычева Н.П.
Комплексы упражнений для правильной осанки
Растяжки для всех видов спорта : революционная система "Активно-изолированный стретчинг"
6.1.3. Методические разработки
Лечение и профилактика нарушений осанки
Пустозеров А.И., Миловидов В.К., Сазонов Ю.И.
Методы доврачебного контроля состояния здоровья физкультурников и спортсменов: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГАФК, 2004
Шефер-Гапп . Л., Алльгайер Д., Валлен С.
Правильная осанка. Просто и весело: 12 упражнений на основе Цигун, Тай-цзи Кун-фу
Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П.
Проблемы адаптации и учение о здоровье: учеб. пособие
Стретчинг: самоучитель. 70 упражнений для растяжки мышц и разработки суставов
Растяжки для всех видов спорта: революционная система "Активно-изолированный стретчинг"
Ринтоул М., Вест Б., Загорская А.П.
Здоровая спина за 10 минут в день
Квашнина Е.В., Иваненко О.А.
Организация научно- исследовательской деятельности со студентами специализации "фитнес- аэробика": учеб.- метод. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
Оздоровительная классическая аэробика : учеб. пособие
Ростов-н/Д : Феникс, 2013
Люн, К., Чоу Л., Боженов В.М.
Тренировки с подвесными ремнями
Разминка и растяжка в боевых искусствах: практич. пособие
Харьков: ФЛП Коваленко А.В., 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Разучивание комплексов упражнений, включащих простые, симметричные и альтернативные шаги классической аэробики
Методика обучения базовым (основным) упражнениям классической аэробики
2 Рекомендуемые и запрещенные к использованию физические упражнения в системе занятий
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Пакет программ Libre office
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
В своей деятельности преподавателям и студентам рекомендуем воспользоваться:
электронным каталогом библиотеки вуза (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru);
электронным каталогом Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc);
сайтом научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/);
сайтом научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»( http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/);
разделом физкультура и спорт (http://www.ill.ru);
научным порталом http://www.teoriya.ru .;
физкультура в школе http://www.fizkulturavshkole.ru.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Музыкальное сопровождение
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В рамках данной дисциплины выполняются все виды текущего контроля: аттестация (посещение, выполнение текущих и Во время занятий необходимо соблюдать дисциплину и порядок, строго выполнять указания преподавателя. Факторы, обеспечивающие безопасность занятий аэробикой включают: спортивный зал должен соответствовать гигиеническим нормам, правильный выбор оздоровительных программ занятий, применять безопасный спортивный инвентарь. В связи с тем, что занятия связаны с обильным потоотделением, одежда должна быть легкой, удобной и пропускающая влагу.Форма занятия-белая футболка, бриджи, (шорты, лосины) с высокой талией, обувь должна быть чистой с амортизирующей, гибкой подошвой. На занятиях нельзя заниматься с крупными украшениями, с жвачками, конфетами, но разрешается брать питьевую воду. Девушкам на занятии необходимо прибрать волосы. Лицам, имеющим травмы суставно-связочного аппарата, рекомендуется надевать уплотняющие повязки.
Процедура зачета
Зачет выставляется по текущим оценкам с учетом балльно-рейтинговой системы. В соответствии с положением "О балльно-рейтиноговой системе оценки учебной дисциплины студентов УралГУФК" для допуска к зачету студент должен набрать не меннее 50 баллов, от 80 до 100 баллов - высокий уровень (отлично), от 65 до 79 баллов - продвинутый уровень (хорошо), 50-64 баллов- пороговый уровень (удовлетворительно). В случае, когда компетенция не освоена и сумма составляет менее 50 баллов, то оценка выставляется "неудовлетворительно". В рамках данной дисциплины выполняются все виды текущего контроля: аттестация (посещение, выполнение заданий), точки контроля, "зачет", если студент набирает менее 50 баллов, то получает «незачтено».
В результате изучения дисциплины ФК "аэробика" студент должен знать: средства и структуру занятия по дисциплине; методические особенности проведения занятий; технику безопасности; терминологию базовых шагов; значение и место стретчинга в структуре занятий; разрешенные и запрещенные упражнения.
Студент должен уметь: правильно выполнять общеразвивающие упражнения (ОРУ); технически показать базовые шаги классической аэробики; грамотно и безопасно выполнять упражнения стретчинга; проводить самостоятельно подготовительную часть занятия с группой; вести прямой (от одного до восьми) и обратный (4, 3, 2, 1) счет при проведении занятия; использовать средства восстановления (дыхательные и упражнения стретчинга).
Студент должен владеть: методами самоконтроля в системе занятий по контролю частоты сердечных сокращений (ЧСС), регуляцией физической нагрузки по внешним признакам утомления; терминологией базовых шагов классической аэробики (на английском языке); техникой разрешенных ОРУ под музыкальное сопровождение выполняя без пауз; организационно–методическими (педагогическими) навыками проведения занятий.
Студент должен выполнить:
1) Разминку ОРУ с группой сокурсников «зеркальным» методом не менее пяти упражнений, с методическими указаниями, под музыкальное сопровождение;
2) Учебный комплекс № 1, включающий простые базовые шаги аэробики (march, basic-step, mambo, pivot, V – step, step сross и др.);
3) Учебный комплекс № 2, включающий симметричные и альтернативные шаги классической аэробики (step-touch, кnee up, dоble step touch, curl, grapevine, сhasse mambo front (back), repeat и др.);
4) Комплекс № 3, включающий вариации простых, симметричных и альтернативных шагов классической аэробики, в конце комплекса выполнить гимнастическую связку.
Студенты, обучающиеся по индивидуальному графику предоставляют преподавателю документ, могут посещать занятия с другими