2020-2021_49_03_01 19 ФО_plx_Аэробика_Физкультурное образование
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Аэробика
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 ФО.plx

49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
50
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
50
50
50
50
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Итого
50
50
50
50
 
 
УП: 49.03.01 19 ФО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;;к.п.н., доцент, А.А. Четвергова  _________________
 
к.п.н.,  руководитель ООП, Р.Х. Аминов ; _________________
Рецензент(ы):
 
Аэробика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №940)
 
49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2016-2020 уч.г.

Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров

Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 ФО.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров

Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров

Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров

Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой кпн, доцент А. Д. Котляров

Теории и методики гимнастики и водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 ФО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Формирование общекультурных и профессионально-педагогических компетенций, необходимых для реализации в профессионалльной деятельности.
1.2
Изучение данной дисциплины позволяет ориентироваться студенту в области физической культуры как одно из средств сохраниения и укрепления здоровья, выполнение правильной техники физических упражнений с помощью оздоровительной гимнастики и аэробики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
2.1.2
Прикладная физическая культура
2.1.3
Профессионально-спортивное совершенствование
2.1.4
Теория и методика избранного вида спорта
2.1.5
Физическая культура и спорт
2.1.6
Элективные курсы по физической культуре
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коньки
2.2.2
Волейбол
2.2.3
Основы легкой атлетики
2.2.4
Самбо
2.2.5
Туризм
2.2.6
Лыжи 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Уровень 1
Знать основы физической подготовки в поддержании уровня физической подготолвенности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности 
 
Уровень 2
Знать основные процессы физической подготовлености для обеспечения ролноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Знать средства физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной 
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Уметь выстраивать основы процесса  физической подготовленности для  обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Уровень 2
Уметь применять средства  физической подготовленности для обеспечения полнойценной социальной и профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Уметь применять средства и методы сответствующие уровню  физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеть общими знаниями и навыками для поддержания физической подготовленности
 
Уровень 2
Владеть эффективными средствами и методами  поддержания физической подготовлености для  обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельност
 
Уровень 3
Владеть эффективными средствами и методами соответствующие уровням физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной деятельности
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
Знает здоровьесберегающие технологии для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Умеет применять на практике разнообразные средсва физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья и психофизической подготовки.
 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 ФО.plx
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Имет опыт владения здоровьесберегающими технологиями, поддерживающими должный уровень физической подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной активности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общая структура занятия класичяеской аэробики. 

 
1.1
1 Общая структура занятия класичяеской аэробики. Методика провдения подготовительной части занятия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.9 Л2.10Л3.8 Л3.9

10
УК-7
1
0
 
1.2
2 Рекомендуемые и запрещенные к использованию физические упражнения в системе занятий /Пр/
Л1.2Л2.2

Э3

2
УК-7
1
0
 
1.3
4 Техника  обучения основным упражнениям для формирования правильной осанки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.8 Л2.11Л3.1 Л3.3 Л3.7

6
УК-7
1
0
 
1.4
3 Методика обучения упражнениям на гибкость по системе стретчинга /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.7Л2.1 Л2.4 Л2.12Л3.5 Л3.6 Л3.10 Л3.11

8
1
0
 
1.5
5 Методика обучения базовым (основным) упражнениям классической аэробики /Пр/
Л1.6Л2.3 Л2.6

Э2

12
УК-7
1
0
 
1.6
6 Разучивание комплексов упражнений, включащих простые, симметричные и альтернативные шаги классической аэробики /Пр/
Л1.2 Л1.4

Э1

10
УК-7
1
0
 
1.7
7 Методы самоконтроля за состоянием здоровья и тренированности занимающихся /Пр/
Л1.3 Л1.5Л2.5 Л2.7Л3.2 Л3.4

2
УК-7
1
0
 
1.8
/Зачёт/

0
1
0
 
1.9
/Пр/

0
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Kонтрольные вопросы по дисциплине "Аэробика"

1. Дайте определение термина "аэробика".

2. Раскройте структуру занятия "аэробика".

3. Перечислите порядок упражнений выполняемых в разминке "аэробика".

4. Перечислите упражнения не рекомендуемые в разминке "аэробика".

5. Охарактеризуйте подготовительную часть занятия по дисциплине "аэробика".

6. Приведите параметры темпа музыкального сопровождения для занятий по дисциплине "аэробика".

7. Назовите простые базовые шаги на английском языке.

8. Назовите симметричные шаги на английском языке.

9. Перечислите средства восстановления используемых по системе стретчинга.

10. Раскройте метод "блоков" разучивания основных шагов классической аэробики.

11. Раскройте понятие "Зеркальный" метод для выполненияя упражнений с группой студентов.

12. Охарактеризуйте организационно-методические особенности проведения заданий.

13. Дайте характеристику методов состояния здоровья занимающихся физической культурой в процессе занятия.

14. Раскройте значение стретчинга, его место в структуре занятий.

Задания по дисциплине "аэробика"

1. Разработать комплекс рекомендуемых упражнений к использованию в системе оздоровительной аэробике.

2. Провести разминку с подгруппой студентов "зеркальным" методом с музыкальным сопровождением.

3. Знать терминологию простых шагов на английском языке.

4. Выполнить учебный комплекс № 1.

5. Знать терминологию симметричных и альтернативных шагов на английском языке.

 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 ФО.plx
 
6. Выполнить учебный комплекс № 2.

7. Выполнить зачетный комплекс, включающий учебный комплекс № 1, 2 и связку гимнастических упражнений на силу рук и плечевого пояса.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы рефератов

1. История возникновения и развития аэробики.

2. Структура и содержание занятий по дисциплине ФК "аэробика".

3. Теория оздоровительной тренировки ФК "аэробики".

4. Значение аспектов вдияния аэробных упражнений на организм занимающихся.

5. Методы обучения в классической и оздоровительной аэробике.

6. Алгоритм проведения разминки в ФК "аэробика".

7. Средства (разрешенные и нерекомендуемые упражнения) в подготовитлеьной части в ФК "аэробика".

8. Значение правильной осанки для занимающихся ФК "аэробика".

9. Методы самоконтроля по дисциплине ФК "аэробика".

10. Стретчинг его роль и место в занятиях ФК "аэробика".

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1

 
Контрольные вопросы, практические задания, тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мякинченко Е.Б., Шестаков М.П.
Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие
М.: ТВТ Дивизион, 2006
 
Л1.2
Зайцева Г.А., Медведева О.А.
Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях: метод. пособие
М.: Физкультура и спорт, 2007
 
Л1.3
Миловидов В.К., Пустозеров А.И., Песина О.Н.
Методы самоконтроля за состоянием здоровья и тренированности занимающихся различными видами оздоровительной аэробики: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2009
 
Л1.4
Медведева О.А., Зайцева Г.А.
Аэробика для студентов: метод. пособие
М.: Инсан, 2009
 
Л1.5
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебник
М.: Академия, 2014
 
Л1.6
Песина О.Н.
Современные оздоровительные технологии в подготовке студентов вузов физической культуры: учеб. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
Л1.7
Петров П.К.
Методика преподавания гимнастики в школе: учебник для вузов
М.: ВЛАДОС, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г.
Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность
М.: Сов. спорт, 1991
 
Л2.2
Крючек Е.С.
Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий
М.: Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2001
 
Л2.3
Шипилина И.А.
Аэробика: учеб. пособие
Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
 
Л2.4
Шенк М., Меникова Е.
Активный стретчинг
М.: Фаир, 2008
 
Л2.5
Брук Т.М., Бахрах И.И.
Как сохранить и укрепить здоровье: монография
Смоленск: СГАФК, 2008
 
Л2.6
Песина О.Н.
Современные оздоровительные технологии в подготовке кадров вуза физической культуры: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов
Челябинск: УралГУФК, 2010
 
Л2.7
Рубанович В.Б., Айзман Р.И.
Основы здорового образа жизни: учеб. пособие
Новосибирск: Арта, 2011
 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 ФО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.8
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В.
Аэробика: в 2 т.
М.: Федерация аэробики России, 2002
 
Л2.9
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В.
Аэробика: в 2 т.
М.: Федерация аэробики России, 2002
 
Л2.10
Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г.
Аэробика в школе: учеб.-метод. пособие для учителя физ. культуры
М.: Сов. спорт, 2014
 
Л2.11
Черкасова Т.И., Козлова О.А., Арычева Н.П.
Комплексы упражнений для правильной осанки
 
Л2.12
Кудрявцев, А.
Растяжки для всех видов спорта : революционная система "Активно-изолированный стретчинг"
М. : Эксмо, 2012
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Котешева И.А.
Лечение и профилактика нарушений осанки
М.: Эксмо, 2002
 
Л3.2
Пустозеров А.И., Миловидов В.К., Сазонов Ю.И.
Методы доврачебного контроля состояния здоровья физкультурников и спортсменов: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГАФК, 2004
 
Л3.3
Шефер-Гапп . Л., Алльгайер Д., Валлен С.
Правильная осанка. Просто и весело: 12 упражнений на основе Цигун, Тай-цзи Кун-фу
СПб: ВЕСЬ, 2003
 
Л3.4
Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П.
Проблемы адаптации и учение о здоровье: учеб. пособие
М.: Изд-во РУДН, 2006
 
Л3.5
Передернина Я.Г.
Стретчинг: самоучитель. 70 упражнений для растяжки мышц и разработки суставов
СПб.: Вектор, 2008
 
Л3.6
Кудрявцев А.
Растяжки для всех видов спорта: революционная система "Активно-изолированный стретчинг"
М.: Эксмо, 2012
 
Л3.7
Ринтоул М., Вест Б., Загорская А.П.
Здоровая спина за 10 минут в день
Минск: Попурри, 2013
 
Л3.8
Квашнина Е.В., Иваненко О.А.
Организация научно- исследовательской деятельности со студентами специализации "фитнес- аэробика": учеб.- метод. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
Л3.9
Ковшура, Е.О. 
Оздоровительная классическая аэробика : учеб. пособие 
Ростов-н/Д : Феникс, 2013
 
Л3.10
Люн, К., Чоу Л., Боженов В.М.
Тренировки с подвесными ремнями
Минск: Попурри, 2016
 
Л3.11
Момот В.В.
Разминка и растяжка в боевых искусствах: практич. пособие
Харьков: ФЛП Коваленко А.В., 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Разучивание комплексов упражнений, включащих простые, симметричные и альтернативные шаги классической аэробики
 
Э2
Методика обучения базовым (основным) упражнениям классической аэробики
 
Э3
2 Рекомендуемые и запрещенные к использованию физические упражнения в системе занятий
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Пакет программ Libre office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
В своей деятельности преподавателям и студентам рекомендуем воспользоваться:
6.3.2.2
электронным каталогом библиотеки вуза (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru);
6.3.2.3
электронным каталогом Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc);
6.3.2.4
сайтом научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/);
6.3.2.5
сайтом научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»( http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/);
6.3.2.6
разделом физкультура и спорт (http://www.ill.ru);
6.3.2.7
научным порталом http://www.teoriya.ru .;
6.3.2.8
физкультура в школе http://www.fizkulturavshkole.ru.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 ФО.plx
 
7.1
Cпортивный зал
7.2
Гимнастический ковер
7.3
Музыкальное сопровождение
7.4
Гимнастические коврики
7.5
Зеркало
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В рамках данной дисциплины выполняются все виды текущего контроля: аттестация (посещение, выполнение текущих и Во время занятий необходимо соблюдать дисциплину и порядок, строго выполнять указания преподавателя. Факторы, обеспечивающие безопасность занятий аэробикой включают: спортивный зал должен соответствовать гигиеническим нормам, правильный выбор оздоровительных программ занятий, применять безопасный спортивный инвентарь. В связи с тем, что занятия связаны с обильным потоотделением, одежда должна быть легкой, удобной и пропускающая влагу.Форма занятия-белая футболка, бриджи, (шорты, лосины) с высокой талией, обувь должна быть чистой с амортизирующей, гибкой подошвой. На занятиях нельзя заниматься с крупными украшениями, с жвачками, конфетами, но разрешается брать питьевую воду. Девушкам на занятии необходимо прибрать волосы. Лицам, имеющим травмы суставно-связочного аппарата, рекомендуется надевать уплотняющие повязки.

Процедура зачета

Зачет выставляется по текущим оценкам с учетом балльно-рейтинговой системы. В соответствии с положением "О балльно-рейтиноговой системе оценки учебной дисциплины студентов УралГУФК" для допуска к зачету студент должен набрать не меннее 50 баллов, от 80 до 100 баллов - высокий уровень (отлично), от 65 до 79 баллов - продвинутый уровень (хорошо), 50-64 баллов- пороговый уровень (удовлетворительно). В случае, когда компетенция не освоена и сумма составляет менее 50 баллов, то оценка выставляется "неудовлетворительно". В рамках данной дисциплины выполняются все виды текущего контроля: аттестация (посещение, выполнение заданий), точки контроля, "зачет", если студент набирает менее 50 баллов, то получает «незачтено».

В результате изучения дисциплины ФК "аэробика" студент должен знать: средства и структуру занятия по дисциплине; методические особенности проведения занятий; технику безопасности; терминологию базовых шагов; значение и место стретчинга в структуре занятий; разрешенные и запрещенные упражнения.

Студент должен уметь:  правильно выполнять общеразвивающие упражнения (ОРУ); технически показать базовые шаги классической аэробики; грамотно и безопасно выполнять упражнения стретчинга; проводить самостоятельно подготовительную часть занятия с группой; вести прямой (от одного до восьми) и обратный (4, 3, 2, 1) счет при проведении занятия; использовать средства восстановления (дыхательные и упражнения стретчинга).                   

Студент должен владеть: методами самоконтроля в системе занятий по контролю частоты сердечных сокращений (ЧСС), регуляцией физической нагрузки по внешним признакам утомления; терминологией базовых шагов классической аэробики (на английском языке); техникой разрешенных ОРУ под музыкальное сопровождение выполняя без пауз; организационно–методическими (педагогическими) навыками проведения занятий.

Студент должен выполнить:

1) Разминку ОРУ с группой сокурсников «зеркальным» методом не менее пяти упражнений, с методическими указаниями, под музыкальное сопровождение;

2) Учебный комплекс № 1, включающий простые базовые шаги  аэробики (march, basic-step, mambo, pivot, V – step, step сross и др.);

3) Учебный комплекс № 2, включающий симметричные и альтернативные шаги классической аэробики (step-touch, кnee up, dоble step touch, curl, grapevine, сhasse mambo front (back), repeat и др.);

4) Комплекс № 3, включающий вариации простых, симметричных и альтернативных шагов классической аэробики, в конце комплекса выполнить гимнастическую связку.

Студенты, обучающиеся по индивидуальному графику предоставляют преподавателю документ, могут посещать занятия с другими