«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
Срок действия программы: 2019-2022 уч.г.
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
-анализировать основные возрастные психолого-педагогические проблемы личности и социума.
ции
ракт.
/Пр/
/Ср/
2.1 Деловая игра «Развитие личности ребенка при доминировании определенного направления психологии»
2.4 Ролевая игра «Договорись с ребенком»
3.1 Дискуссия «Как себя вести с ребенком до 1 года?»
Примерные вопросы к зачету
1 Предмет, задачи возрастной психологии.
2 Методы возрастной психологии.
3 Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
4 Культурно-историческая теория развития высших психических функций
Л. С. Выготского.
5 Факторы и движущие силы психического развития.
6 Основные закономерности психического развития.
7 Проблема соотношения обучения и развития. Понятие зоны ближайшего развития. Сензитивные периоды развития. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.
8 Понятие ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Смена видов деятельности.
9 Периодизация Л. С. Выготского. Кризисы в психическом развитии.
10 Психическое развитие ребенка в период младенчества. Общение со взрослым как ведущий вид деятельности.
11 Кризис 1 года жизни. Кризис 3 лет. Общие характеристики.
12 Психическое развитие ребенка в раннем возрасте. Основные достижения возраста.
13 Формирование личности дошкольника. Развитие самосознания. Кризис 7 лет.
14 Психологическая готовность к школьному обучению.
15 Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.
16 Семья и воспитание. Становление характера ребенка.
17 Психологические требования к личности педагога. Индивидуальный стиль педагога.
18 Особенности психического развития ребенка в подростковом возрасте.
19 Акцентуации характеров подростков.
20 Особенности психического развития в юношеском возрасте.
21 Психология молодости. Особенности личностного развития.
22 Психология взрослого человека. Кризис взрослости как кризис ценностей.
23 Период зрелости как вершина жизненного пути личности. Кризис зрелости.
24 Особенности психологии старости. Проблема долголетия и жизнеспособности.
2.1 Предпосылки и условия психического развития
2.3 Взаимосвязь развития и деятельности. Движущие силы развития личности. Понятие ведущей деятельности и ее значение в психическом развитии
2.4 Роль общения в процессе формирования психики
3.1 Психологические особенности периода новорожденности и младенчества
3.2 Психическое развитие в раннем детстве
3.3 Развитие психики в дошкольном детстве
3.4 Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте.
3.5 Особенности развития психики в подростковом возрасте
3.6 Основные психологические проблемы юношеского возраста. Кризис четверти жизни
3.7 Характеристика зрелого возраста. Кризис среднего возраста
3.8 Общая характеристика позднего возраста
6 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Написание реферата предусмотрено для студентов, которые занимаются по индивидуальному графику или своевременно не выполняют текущие задания.
6.1 Предпосылки и условия психологического развития младенца.
6.2 Факторы, определяющие психическое развитие ребенка.
6.3 Общение в младенчества. Эмоционально-экспрессивная функция общения.
6.4 Предпосылки формирования личности в раннем возрасте.
6.6 Кризис трех лет. Общая характеристика.
6.7 Развитие личности в дошкольном возрасте.
6.8 Формирование умения учиться и критически мыслить в дошкольном возрасте.
6.9 Кризис семи лет. Общая характеристика.
6.10 Психологическая готовность к школе.
6.11 Интересы младшего школьника. Особенности общения в младшем школьном возрасте.
6.12 Личность ребенка младшего школьного возраста.
6.13 Кризис в подростковом возрасте. Общая характеристика.
«Возрастная психология»
Вариант I
1. Кто из ученых – психологов разработал возрастную периодизацию:
А) Л.С. Выготский,
Б) А.Н. Леонтьев,
В) Д.Б. Эльконин.
2. Что, по мнению Д.Б. Эльконина, является фундаментальной проблемой детской психологии?
А) проблема периодизации психического развития,
Б) проблема периодизации физического развития,
В) проблема периодизации умственного развития.
3. При создании возрастной периодизации, по мнению Д.Б. Эльконина, целесообразно оперировать системой:
А) "ребенок в обществе",
Б) "ребенок - вещь",
В) "ребенок - отдельный взрослый".
4. В какой системе взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам?
А) "ребенок в обществе",
Б) "ребенок - вещь",
В) "ребенок - отдельный взрослый".
5. Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является:
А) чтение,
Б) пароролевая игра,
В) ролевая игра.
6. Задача. С чем связано явление, описанное в примере? О каком новообразовании идет речь? Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всевозможными способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий оказывается очень невелика, десять-пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. «Как же он сможет работать на уроке», — сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь. Первый день — три урока, а уже со следующего — четыре или пять. Ежедневно домашнее задание — еще на два-три часа. И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить все, что задано. (А в короткие перерывы между домашними заданиями он буквально бросается к своим игрушкам, солдатикам и машинкам, ранее уже заброшенным.
7. Раскрыть использование родителями физического наказания и агрессия ребенка с точки зрения возрастной психологии.
(Возраст респондентов дети от 5до 15 лет, родители от 25 лет.
В настоящий момент в социологии и психологии применяются несколько подходов для выявления и измерения частоты применения родителями физического наказания, наиболее распространенными являются методы измерения, основанные на так называемых конфликтно-тактических шкалах (Conflict Tactics Scales, CTS))
Тестовые задания по дисциплине
«Возрастная психология»
Вариант II
1. На каких условиях развития ребенка основывался в своей теории Д.Б. Эльконин:
А) на бытовых,
Б) на социально-исторических,
В) исторических.
2. В какой период ведущий вид деятельности - эмоциональное общение?
Б) младенчество,
В) дошкольное детство.
3. В какой период ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный?
А) ранний возраст,
Б) младенчество,
В) дошкольное детство.
4. Для какого периода характерна фаза операционно-технической деятельности?
А) юность,
Б) младшее подростничество,
В) младшее школьное детство.
5. Каков процесс развития возрастной периодизации Д.Б. Эльконина?
А) идущий по восходящей спирали,
Б) линейный,
В) скачкообразный.
6. Задача. Как можно объяснить с психологической точки зрения:
А) различные эксперименты подростка с внешностью – необычная одежда, прическа, немыслимый макияж, пирсинг и т.д.
Б) развязность в поведении, нарушение дисциплины.
7. Как проводить разъяснение родителям норм поведения и социальное поведение ребенка.
(Возраст: дети школьного возраста от 6 до 17 лет, родители от 25 лет.
Методика: Для родителей :
- метод наблюдения используется с целью накопления фактов и их последующего теоретического анализа;
- метод опроса, анкетирования, бесед используется для выявления оценок, мнений, проблем и их причин:
опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ);
анкета “Взаимодействие с учебным заведением” (выявление степени готовности и форм сотрудничества родителей с образовательным учреждением);
анкета “Причины проблемного поведения подростков” (выявление причин проблем и девиации подростков);
тест “Проблемы вашего подростка” (выявление причин возникновения проблем);
анкета “Детей воспитывают родители. А родителей?” (осознание своих методов воспитания подростков);
тест “Как вы поступите?” (выявление приемов семейного воспитания);
тест “Тип отношения родителей к подростку” (выявление и корректировка отношений родителей и их детей);
тест “Стили родительского поведения” (оценка педагогического мастерства, стиля воспитания подростков);
тест “Шкала родительской озабоченности” (ШРО) (выявление проблем подростка, степени их проявления).
Для ребенка:
- психодиагностика психодинамических и характерологических особенностей подростков (Г. Айзенк);
- характерологический опросник Леонгарда для подростков (выявление личностных особенностей подростков);
- многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (юношеский возраст) (выявление личностных особенностей подростков);
- диагностика тревожных состояний (CMAS) (выявление подростков группы риска и причин дезадаптации в коллективе);
- диагностика агрессивности Басса-Дарки (выявление степени агрессивности подростка).)
Тестовые задания по дисциплине
«Возрастная психология»
Вариант III
1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст
А) социальный
Б) психологический
С) энергетический
Д) субъективный
2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст
А) биологический
Б) хронологический
С) профессиональный
Д) социальный
3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция
А) тоническая
Б) рефлексивная
Д) регулятивная
4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину:
1) ранее детство
2) детство
3) отрочество
(А) 1,2,3
Б) 2,3,1
С) 3,2,1
Д) 1,3,2
5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это
А) эволюционизм
Б) детерминизм
С) функционализм
Д) эгоцентризм
6. Задача . Родители часто наблюдают, что их пятнадцатилетние дети заняты
нескончаемыми бесплодными разговорами, пытаются рассуждать о вещах, которые в их
возрасте и с их знаниями понять трудно. Родителей это коробит, они считают, что лучше бы
уделяли больше времени учебе. С чем связано такое поведение юношей? Как реагировать на
философствование в юности?
7. Опишите методы исследования, раскрывающие «физическую привлекательность и популярность ребенка.
(Возраст респондентов 12-16 лет. Методы исследования: наблюдение, анализ, психологический эксперимент, статистическая обработка данных, модифицированный вариант методики М. Куна «20 утверждений».)
Тестовые задания по дисциплине
«Возрастная психология»
Вариант IV
1. История индивидуального развития личности – это
А) жизненный цикл
Б) жизненный путь
С) образ жизни
Д) стиль жизни
2. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон
А) метаморфозы
Б) неравномерности возрастного развития
С) биогенетический
Д) развития высших психических функций
3. Пассивное приспособление к среде – это
А) аккомодация
Б) социализация
С) ассимиляция
Д) фрустрация
4. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это
А) эмоция
Б) речь
С) операция
Д) мысль
5. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями , - это возрастные
А) особенности
Б) новообразования
С) кризисы
Д) свойства
6. Задача. Ученики младших классов пишут диктанты, изложения, списывают упражнения с книги. Нередко при этом делают ошибки, но проверяя свою работу, они часто не видят и пропускают их. Хотя хорошо знают правила. Как объяснить данное явление?
(Возраст респондентов: средняя и старшая школа, 11-17 лет.
Методика:
- для измерения особенностей развития интеллекта испытуемых детский вариант методики Д. Векслера в адаптации Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеева
- культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла в адаптации
А. Ф. Денисова А.Ф. и Е. Д. Дорофеева
Школьная успеваемость можно оценить по результатам годовых отметок учащихся по основным школьным предметам. Определить также средний балл успеваемости по этим предметам.
Для выявления данной закономерности нужно сделать сопоставление интеллектуальных показателей с успеваемостью учащихся.)
Тестовые задания по дисциплине
«Возрастная психология»
Вариант V
1. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это
А) зона ближайшего развития
Б) кризис развития
С) новообразование развития
Д) зона актуального развития
2. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это
А) рост
Б) развитие
С) совершенствование
Д) созревание
3. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это
А) обучение
Б) усвоение
С) тренировка
Д) научение
4. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм
А) механический
Б) психологический
С) деятельностный
Д) биологический
5. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе
А) готовности
Б) упражнения
С) смежности во времени
Д) подкрепления
6. Задача. О каком новообразовании дошкольного возраста идет речь в данном примере? Д.Б.Эльконин приводит в своих исследованиях историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребятами в футбол. Естественно неудачи и насмешки сверстников огорчали его, но он каждый раз при первой возможности устремлялся во двор и присоединялся к играющим ребятам. Несмотря на то, что занятие для него было малоуспешным, чувство своей неполноценности у него не было. И вот в 7 лет он впервые отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом деле.
7. Раскройте методы исследования учащихся и их школьную успеваемость.
(Возраст: 7-11 лет. Методы исследования: наблюдение, беседа, диагностические методики по разностороннему исследованию самооценки учащихся младших классов:
- методика А.И.Липкиной “Три оценки”
- методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки
- исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.)
Тестовые задания по дисциплине
«Возрастная психология»
Вариант VI
1. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это
Б) филогенез
С) антропогенез
Д) онтогенез
2. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это
А) учение
Б) научение
С) обучение
Д) усвоение
3. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это
А) жизненный стиль
В) жизненный цикл
С) время жизни
Д) жизненный путь
4. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это
А) сензитивность
Б) вариативность
С) компенсаторность
Д) преемственность
5. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это
А) анаболизм
Б) аффект
С) стресс
Д) катаболизм
6. Задача . Проанализируйте по нижеописанному случаю особенности развития
предметно-манипулятивной деятельности у детей раннего возраста.
Д.Б.Эльконин описывает, как его внук учился заводить ключиком игрушечный автомобиль. «Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращался ко мне: «Дедик, сам»….Долгое время это действие производилось так, что Андрей выполнял все до заводки пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести.»
7. Раскройте методы исследования уровня активности и умственной сохранности в старческом возрасте.
(Возраст: от 60 лет
Методы исследования: беседа, интервью и психодиагностика:
- изучение мудрости (P. Baltes и др)
- тест «Перспектива продолжительности жизни" (Р. Ален. Ш. Линди)
- методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов). Методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит соответственно из двух шкал: СП и СО.)
Тестовые задания по дисциплине
«Возрастная психология»
Вариант VII
1. Активное приспособление к среде – это
А) аккомодация
Б) организация
С) социализация
Д) ассимиляция
2. Изучение личности в разных видах деятельности – это
А) самонаблюдение
Б) близнецовый метод
С) метод обобщения независимых характеристик
Д) метод тестирования
3. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон
А) биогенетический
Б) метаморфозы
Д) сложной организации развития во времени
4. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности
А) двойственной
Б) рефлексивной
С) неустойчивой
Д) маргинальной
5. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
А) эстроген
Б) тестостерон
С) адреналин
Д) соматотропин
6. Задача. Чем объяснить поведение ребенка? Саша (1 год) бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет в рот все, что попадется на глаза. Когда взрослый пытается ему в чем-то отказать, неистово кричит и закатывает настоящие истерики. Родители в растерянности.
7. Опишите методы исследования учебной и трудовой деятельности подростка.
(Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка.)
Тестовые задания по дисциплине
«Возрастная психология»
Вариант VIII
1. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это
А) личностная рефлексия
Б) адекватное общение
С) высокая чувствительность
Д) социальный интеллект
2. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано
А) Монтенем
Б) Руссо
С) Спинозой
Д) Декартом
3. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится
А) групповая деятельность
Б) интимно-личностное общение
С) деловое общение
Д) коллективное взаимодействие
4. Основным внутренним рычагом саморегуляции является
А) самооценка
В) мотивация
С) рефлексия
Д) самосознание
5. Удлинение тела стимулируется в основном гормоном роста, который называется
А) тестостероном
В) соматотропином
С) адреналином
Д) эстрогеном
6. Задача 4. Какая особенность детского мышления проявляется в данном примере? Какому возрасту (по Пиаже) она соответствует?
Характерная особенность детского мышления проявляется при решении детьми задачи А.
Бине «о трех братьях». Если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают,
сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, в этом возрасте ребенок ошибается: «Один, Вова».
7. Составьте примерный план исследования испытуемых возраста: 6-7 лет в образовательном учреждении.
(План исследования:
1. Первый этап включает методики: «Да и нет», методика Д.Б.Эльконина «Графический диктант», «Последовательность событий», «Корректурная проба», «Звуковые прятки», «Повтори фразы», « Рисование по точкам». И задания на выявление
2. Второй этап включал наблюдение за деятельностью педагога и детей на занятиях и в свободной деятельности.)
Тестовые задания по дисциплине
«Возрастная психология»
Вариант IX
1. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это
А) самовоспитания
Б) эмансипации
С) самопознание
Д) саморегуляции
2. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа
А) Л.И. Божович
Б) Л.С. Выготского
С) В.Вунда
Д) Ст.Холла
3. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это
А) акмеология
Б) нейрофизиология
С) психология
Д) геронтология
4. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это
А) интимность
Б) креативность
С) рефлексия
Д) мудрость
5. Потребности в компетентности относят к потребностям
А) биологическим
Б) идеальным
С) социальным
Д) зоосоциальным
6. Задание. Охарактеризуйте значение и влияние биологического и социального факторов на психическое развитие человека, используя данный пример. Что повлияло на особую линию развития представительницы племени гуайкилов?
Французский этнограф Виллар отправился в экспедицию в труднодоступный район Парагвая, где жило племя гуайкилов. Об этом племени было известно очень немногое — что ведет оно кочевой образ жизни, постоянно переходя с места на место в поисках своей основной пищи — меда диких пчел, имеет примитивный язык, не вступает в контакты с другими людьми. Виллару так же, как многим другим до него, не посчастливилось познакомиться с гуайкилами — они поспешно уходили при приближении экспедиции. Но на одной из покинутых стоянок была обнаружена, видимо, забытая впопыхах двухлетняя девочка. Виллар увез ее во Францию и поручил воспитывать своей матери. Через двадцать лет молодая женщина уже была ученым-этнографом, владеющим тремя языками.
7. Возраст испытуемого 9 лет. Составьте план диагностики и Психологической диагностики. Опишите методы исследования.
(План диагностики:
1) Общая диагностика: Мониторинг, Анкетирование ребенка и родителей, Опрос, Беседа, Анализ документов, Наблюдение
2) Психологическая диагностика: Социометрия, Самооценка, Изучение внимания, Изучение памяти, Изучение словесно – логического мышления, Эмоционально – личностная сфера, Межличностные отношения в семье.
Методы: анализ документации, беседа с ребенком, классным руководителем, наблюдение, изучение рисунков и записей мальчика в тетрадях, наблюдение, экспериментальные методики «Таблицы Шульте», «Пробы Бурдона», «10 слов», «Смысловые единицы» Мальцевой К.П., методика Мюнстберга.)
Тестовые задания по дисциплине
«Возрастная психология»
Вариант X
1. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:
А) кровь, лимфа, желчь, ткани
Б) кровь, лимфа, желчь, мышцы
С) кровь, лимфа, желчь, черная желчь
Д) кровь, лимфа, желчь, кости
2. Эмоция – отражение реальной действительности в форме
А) переживаний
Б) инстинктов
С) потребностей
Д) речи
3. В основе темперамента лежит
А) тип нервной системы
Б) наклонности
С) характер
Д) способности
4. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:
А) спокойное, равномерное развитие
В) противоречивое, неравномерное развитие
С) прогрессирующее ускоренное развитие
Д) все ответы правильны
5. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»
А) ведущая деятельность
Б) социальная ситуация развития
С) сензитивный период
Д) возраст
6. Задача. Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. О каком новообразовании юношеского возраста идет речь в данном примере?
«Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею — так они были неясны и односторонни,— для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном звучании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые просились наружу».
7. Раскройте процесс выявления уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ, возраст испытуемых: дети 5-7 лет.
(План:
1. выявление уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ с помощью комплекса методов (метод экспертной оценки, наблюдения) в два этапа:
- начиная с третьей недели посещения ребенком группы ДОУ.
- с декабря месяца.
2. сравнение полученных данных, выявление проблем.
3. изучение уровня компетентности педагогов по проблеме социальной адаптации старших дошкольников в группе сверстников с помощью наблюдения и опроса
4. подвести итоги исследования, сформулировать выводы.)
Самостоятельно студенты готовят теоретический материал по изучению определенного возраста и самостоятельно размышляют, опираясь на теорию, о возможных эффективных методах взаимодействия с детьми различного возраста.
Формами текущего контроля в рамках данной дисциплины являются: участие в интерактивных занятиях, выполнение проективных психодиагностических методик с описанием и интерпретацией результатов, написание лекций.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 25 % аудиторных занятий.
Оценка знаний студентов проводится в соответствии с положением «О балльно-рейтинговой системе», которая определяет основные требования для допуска к зачету по дисциплине «Возрастная психология»