2020-2021_z49_03_01(25) СТвИВС 17_plx_ Возрастная психология
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Возрастная психология
______________ 2017 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,75
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8,25
8,25
8,25
8,25
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
3,75
3,75
3,75
3,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, А.В.Рендикова  _________________
 
к.п.н., доцент, Н.Н.Романова _________________
Рецензент(ы):
 
Возрастная психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №935)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.02.2017 протокол № 7.
 
Протокол от __ __________ 2017 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2022 уч.г.

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2019 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г.Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2018 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
раскрытие определяющих закономерностей психического развития в его связи с
1.2
воспитанием и обучением,  понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека.
1.3
воспитание профессионально-личностных качеств студента, помогающих разви
1.4
вать  профессиональные и социальные компетентности на основе приобретения общих психологических знаний и практических умений
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.08
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в процессе изучения курсов
2.1.2
2.1.3
Физиология человека
2.1.4
Теория и методика физического воспитания в ДОУ
2.1.5
Анатомия человека
2.1.6
Естественнонаучные основы физической культуры
2.1.7
Педагогика физической культуры
2.1.8
Психология физической культуры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения таких дисциплин как
2.2.2
Прикладная физическая культура
2.2.3
Технологии обучения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-6:      способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 
 
Знать:
 
Уровень 1
Классифицирует врожденные и приобретенные психические свойства.
 
Уровень 2
Знает возрастные закономерности развития личности.
 
Уровень 3
Знает возрастные закономерности развития личности, определяет возможные причины проявления психических особенностей.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Имеет представление о различиях возможностей психики человека на различных возрастных этапах.
 
Уровень 2
Умеет распознавать причины проявления психических особенностей личности на различных возрастных этапах.
 
Уровень 3
Умеет определять оптимальные методы воздействия и взаимодействия с различными людьми, исходя из их психических и культурных особенностей.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыками решения практических задач по определению оптимального метода взаимодействия с другими людьми. 
 
Уровень 2
Владеет навыками решения практических задач по определению оптимального метода взаимодействия с другими людьми.
 
Уровень 3
Уверенно решает практические задачи по определению оптимального метода взаимодействия с другими людьми.
 
 
 
ОК-7:      способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
Знать:
 
Уровень 1
Демонстрирует частичное знание содержания процессов самоорганизации и самообразования, некоторых особенностей и технологий реализации, но не может обосновать их соответствие запланированным целям профессионального совершенствования
 
Уровень 2
Демонстрирует знание содержания и особенностей процессов самоорганизации и самообразования, но дает неполное обоснование соответствия выбранных технологий реализации процессов целям профессионального роста. 
 
Уровень 3
Владеет полной системой знаний о содержании, особенностях процессов самоорганизации и 
 
стр. 5
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
самообразования, аргументированно обосновывает принятые решения при выборе технологий их реализации с учетом целей профессионального и личностного развития.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности.При планировании и установлении приоритетов целей профессиональной деятельности не полностью учитывает внешние и внутренние условия их достижения.

 
Уровень 2
Умеет планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности.Планируя цели деятельности с учетом условий их достижения, дает не полностью аргументированное обоснование соответствия выбранных способов выполнения деятельности намеченным целям.

 
Уровень 3
Умеет планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности.Готов и умеет формировать приоритетные цели деятельности, давая полную аргументацию принимаемым решениям при выборе способов выполнения деятельности.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности.Владеет отдельными приемами саморегуляции, но допускает существенные ошибки при их реализации, не учитывая конкретные условия и свои возможности при принятии решений.
 
Уровень 2
Владеет приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности.Демонстрирует возможность и обоснованность реализации приемов саморегуляции при выполнении деятельности в конкретных заданных условиях
 
Уровень 3
Владеть приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности.Демонстрирует обоснованный выбор приемов саморегуляции при выполнении деятельности в условиях неопределенно

 
 
 
ОПК-4:      способностью воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях; психологические процессы в коллективе.

 

 
Уровень 2
Знает особенности влияния социальной среды на формирование личности и мировоззрения человека; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры.

 
Уровень 3
Знает основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе возрастной психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях.

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы возрастной психологии в профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия,

-анализировать основные  возрастные психолого-педагогические проблемы личности и социума.

 
Уровень 2
Умеет создавать необходимые условия для толерантного  восприятия  социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий  в обществе, анализировать основные возрастные психологические проблемы личности и социума. 
 
Уровень 3
Умеет осуществлять анализ социальной действительности с позиций профессиональных знаний и мировоззренческой рефлексии, вырабатывать мотивацию на дальнейшее повышение толерантного  восприятия  социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, анализировать основные психолого-педагогические проблемы личности и социума.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками восприятия  разнообразия: социальные, этнические, конфессиональные культурно – возрастные  различия, принимать социальные и этические обязательства.
 
Уровень 2
Владеет  коммуникативными навыками общения с лицами разного возраста, социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями.
 
Уровень 3
Владеет навыками самоанализа социальной действительности с позиций социальных, этнических, конфессиональных и культурно – возрастных  различиях личности и общества. Способен к самооценке личностных особенностей, жизненных ситуаций и собственных возрастных перспектив развития.
 
 
 
стр. 6
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
ПК-8: способностью использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает психологические теории личности, психические особенности человека, влияющие на тренировочный процесс.
 
Уровень 2
В основном знает психологические теории личности, психические особенности человека, влияющие на тренировочный процесс, определяет их природу.
 
Уровень 3
Знает психологические теории личности, психические особенности человека, влияющие на тренировочный процесс, определяет их природу и возможности психологического воздействия для эффективного взаимодействия тренера и воспитанника в процессе тренировочной деятельности.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Имеет представление о возможности использования знаний возрастных закономерностях психического развития воспитанников в тренировочном процессе.
 
Уровень 2
Умеет использовать знания о возрастных закономерностях психического развития воспитанников для оптимизации тренировочного процесса.
 
Уровень 3
Эффективно использует знания о возрастных закономерностях психического развития воспитанников для определения проблем и оптимизации тренировочного процесса.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыками решения практических задач, связанных со знанием возрастных психических особенностей детей для грамотного планирования тренировочного процесса.
 
Уровень 2
Владеет навыками решения практических задач, связанных со знанием возрастных психических особенностей детей для оптимального планирования тренировочного процесса.
 
Уровень 3
Уверенно решает практические задачи, связанные со знанием возрастных психических особенностей детей для эффективного моделирования тренировочного процесса.
 
 
 
ПК-10: способностью реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает психические особенности человека, влияющие на эффективность в избранном виде спорта.
 
Уровень 2
Знает психические особенности человека, лежащие в основе спортивных способностей.
 
Уровень 3
Знает психические особенности человека, лежащие в основе спортивных способностей, а также закономерности их развития.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Имеет представление о возможности использования психодиагностических методик для определения перспективных спортсменов в избранном виде спорта.
 
Уровень 2
Умеет использовать психодиагностические методики для определения перспективных спортсменов в избранном виде спорта.
 
Уровень 3
Умеет оптимально отбирать и использовать психодиагностические методики для определения перспективных спортсменов в избранном виде спорта.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыками решения практических задач по определению психических особенностей занимающихся. 
 
Уровень 2
Владеет навыками решения практических задач по определению психических особенностей занимающихся для реализации системы отбора.
 
Уровень 3
Уверенно решает практические задачи по определению психических особенностей занимающихся для реализации системы отбора.
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
закономерности психического развития личности; иметь представление о научных картинах сущности, назначении и смысле жизни человека;
3.1.2
условия формирования личности, ее свободы, ответственность за сохранение жизни, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении;
3.1.3
смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального;
3.1.4
начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
3.1.5
этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, природе;
 
 
стр. 7
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, процессы;
3.2.2
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы возрастной психологии в профессиональной деятельности, а также использовать методы и средства эффективного взаимодействия с коллегами, детьми и подростками для их личностного развития и своей профессиональной компетентности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками целостного подхода к анализу и диагностике личностных особенностей, жизненных ситуаций и перспектив развития, как своих, так и воспитанников.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Предмет, методы и история становления возрастной психологии

 
1.1
Предмет и методы возрастной психологии  /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.6

1
ОК-7 ОПК-4 ПК-8
4
0
 
1.2
Краткий исторический очерк развития возрастной психологии в 19-20 в.в.  /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.2

1
ОК-7 ОПК-4 ПК-8
4
0
 
1.3
Разработка объективных методов исследования психики. Первые систематические исследования психического развития детей. Подход к проблеме психического развития в основных психологических школах. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

10
ОК-7 ОПК-4 ПК-8
4
0
 
 
Раздел 2. Основные закономерности психического развития

 
2.1
Критерии деления жизненного пути на периоды. Периодизации психического развития (Эриксон, Выготский, Божович).Периодизация психического развития. Взаимосвязь развития и деятельности.Роль общения в процессе формирования психики /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.6

1
ОК-7 ОПК-4 ПК-8 ПК-10
4
0
 
2.2
Предпосылки и условия психического развития . Критерии деления жизненного пути на периоды. Периодизации психического развития (Эриксон, Выготский, Божович).Периодизация психического развития. Взаимосвязь развития и деятельности.Роль общения в процессе формирования психики

/Пр/

Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.6 Л2.7

1
ОК-7 ОПК-4 ОК-6 ПК-8 ПК-10
4
0
 
2.3
Предпосылки и условия психического развития . Критерии деления жизненного пути на периоды. Периодизации психического развития (Эриксон, Выготский, Божович).Периодизация психического развития. Взаимосвязь развития и деятельности.Роль общения в процессе формирования психики

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.6

10
ОК-7 ОПК-4 ПК-8 ПК-10
4
0
 
 
Раздел 3. 3 Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза

 
3.1
Психологические особенности периодов от новорожденности до старости /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.5

2
ОПК-4 ОК-6 ПК-8 ПК-10
4
0
 
стр. 8
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
3.2
Общая психологическая характеристика периодов от  новорожденности до старости. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4

2
ОК-7 ОПК-4 ОК-6 ПК-8 ПК-10
4
0
 
3.3
Общая психологическая характеристика периодов от  новорожденности до старости. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.6 Л2.7

40
ОК-7 ОПК-4 ПК-8 ПК-10
4
0
 
3.4
/КАтЗ/

0,25
4
0
 
3.5
/Зачёт/

3,75
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1.1 Проективная методика «Несуществующее животное»

2.1 Деловая игра «Развитие личности ребенка при доминировании определенного направления психологии»

2.4 Ролевая игра «Договорись с ребенком»

3.1 Дискуссия «Как себя вести с ребенком до 1 года?»

Примерные вопросы к зачету

1 Предмет, задачи возрастной психологии.

2 Методы возрастной психологии.

3 Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

4 Культурно-историческая теория развития высших психических функций

Л. С. Выготского.

5 Факторы и движущие силы психического развития.

6 Основные закономерности психического развития.

7 Проблема соотношения обучения и развития. Понятие зоны ближайшего развития. Сензитивные периоды развития. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.

8 Понятие ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Смена видов деятельности.

9 Периодизация Л. С. Выготского. Кризисы в психическом развитии.

10 Психическое развитие ребенка в период младенчества. Общение со взрослым как ведущий вид деятельности.

11 Кризис 1 года жизни. Кризис 3 лет. Общие характеристики.

12 Психическое развитие ребенка в раннем возрасте. Основные достижения возраста.

13 Формирование личности дошкольника. Развитие самосознания. Кризис 7 лет.

14 Психологическая готовность к школьному обучению.

15 Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.

16 Семья и воспитание. Становление характера ребенка.

17 Психологические требования к личности педагога. Индивидуальный стиль педагога.

18 Особенности психического развития ребенка в подростковом возрасте.

19 Акцентуации характеров подростков.

20 Особенности психического развития в юношеском возрасте.

21 Психология молодости. Особенности личностного развития.

22 Психология взрослого человека. Кризис взрослости как кризис ценностей.

23 Период зрелости как вершина жизненного пути личности. Кризис зрелости.

24 Особенности психологии старости. Проблема долголетия и жизнеспособности.

 
5.2. Темы письменных работ
1.1 Проективные методики в экспресс-диагностике детей и подростков: «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»

2.1 Предпосылки и условия психического развития

2.3 Взаимосвязь развития и деятельности. Движущие силы развития личности. Понятие ведущей деятельности и ее значение в психическом развитии

2.4 Роль общения в процессе формирования психики

3.1 Психологические особенности периода новорожденности и младенчества

3.2 Психическое развитие в раннем детстве

3.3 Развитие психики в дошкольном детстве

3.4 Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте.

3.5 Особенности развития психики в подростковом возрасте

3.6 Основные психологические проблемы юношеского возраста. Кризис четверти жизни

3.7 Характеристика зрелого возраста. Кризис среднего возраста

3.8 Общая характеристика позднего возраста

6 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Написание реферата предусмотрено для студентов, которые занимаются по индивидуальному графику или своевременно не выполняют текущие задания.

6.1 Предпосылки и условия психологического развития младенца.

6.2 Факторы, определяющие психическое развитие ребенка.

6.3 Общение в младенчества. Эмоционально-экспрессивная функция общения.

6.4 Предпосылки формирования личности в раннем возрасте.

 
стр. 9
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
6.5 Влияние речи родителей на  развитие речи детей раннего возраста.

6.6 Кризис трех лет. Общая характеристика.

6.7 Развитие личности в дошкольном возрасте.

6.8 Формирование умения учиться и критически мыслить в дошкольном возрасте.

6.9 Кризис семи лет. Общая характеристика.

6.10 Психологическая готовность к школе.

6.11 Интересы младшего школьника. Особенности общения в младшем школьном возрасте.

6.12 Личность ребенка младшего школьного возраста.

6.13 Кризис в подростковом возрасте. Общая характеристика.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант I

1. Кто из ученых – психологов разработал возрастную периодизацию:

А) Л.С. Выготский,

Б) А.Н. Леонтьев,

В) Д.Б. Эльконин.

2. Что, по мнению Д.Б. Эльконина,  является фундаментальной проблемой детской психологии?

А) проблема периодизации психического развития,

Б) проблема периодизации физического развития,

В) проблема периодизации умственного развития.

3. При создании возрастной периодизации, по мнению Д.Б. Эльконина,   целесообразно оперировать системой:

А) "ребенок в обществе",

Б) "ребенок - вещь",

В) "ребенок - отдельный взрослый".

4. В какой системе взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам?

А) "ребенок в обществе",

Б) "ребенок - вещь",

В) "ребенок - отдельный взрослый".

5. Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является:

А) чтение,

Б) пароролевая  игра,

В) ролевая игра.

6. Задача. С чем связано явление, описанное в примере? О каком новообразовании идет речь? Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всевозможными способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий оказывается очень невелика, десять-пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. «Как же он сможет работать на уроке», — сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь. Первый день — три урока, а уже со следующего — четыре или пять. Ежедневно домашнее задание — еще на два-три часа. И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить все, что задано. (А в короткие перерывы между домашними заданиями он буквально бросается к своим игрушкам, солдатикам и машинкам, ранее уже заброшенным.

7.  Раскрыть  использование родителями физического наказания и агрессия ребенка с точки зрения возрастной психологии.

(Возраст респондентов дети от 5до 15 лет, родители от 25 лет.

В настоящий момент в социологии и психологии применяются несколько подходов для выявления и измерения  частоты применения родителями физического наказания, наиболее распространенными являются методы измерения, основанные на так называемых конфликтно-тактических шкалах (Conflict Tactics Scales, CTS))

Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант II

1. На каких условиях развития ребенка основывался в своей теории Д.Б. Эльконин:

А) на бытовых,

Б) на социально-исторических,

В) исторических.

2. В какой период ведущий вид деятельности - эмоциональное общение?

 
стр. 10
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
А) ранний возраст,

Б) младенчество,

В) дошкольное детство.

3. В какой период ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный?

А) ранний возраст,

Б) младенчество,

В) дошкольное детство.

4. Для какого периода характерна фаза операционно-технической деятельности?

А) юность,

Б) младшее подростничество,

В) младшее школьное детство.

5. Каков процесс развития возрастной периодизации Д.Б. Эльконина?

А) идущий по восходящей спирали,

Б) линейный,

В) скачкообразный.

6. Задача. Как можно объяснить с психологической точки зрения:

А) различные эксперименты подростка с внешностью – необычная одежда, прическа, немыслимый макияж, пирсинг и т.д.

Б) развязность в поведении, нарушение дисциплины.

7. Как  проводить разъяснение родителям норм поведения и социальное поведение ребенка.

(Возраст: дети школьного возраста от 6 до 17 лет, родители от 25 лет.

Методика:  Для родителей :

- метод наблюдения используется с целью накопления фактов и их последующего теоретического анализа;

- метод опроса, анкетирования, бесед используется для выявления оценок, мнений, проблем и их причин:

опросник  "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ);

анкета “Взаимодействие с учебным заведением” (выявление степени готовности и форм сотрудничества родителей с образовательным учреждением);

анкета “Причины проблемного поведения подростков” (выявление причин проблем и девиации подростков);

тест “Проблемы вашего подростка” (выявление причин возникновения проблем);

анкета “Детей воспитывают родители. А родителей?” (осознание своих методов воспитания подростков);

тест “Как вы поступите?” (выявление приемов семейного воспитания);

тест “Тип отношения родителей к подростку” (выявление и корректировка отношений родителей и их детей);

тест “Стили родительского поведения” (оценка педагогического мастерства, стиля воспитания подростков);

тест “Шкала родительской озабоченности” (ШРО) (выявление проблем подростка, степени их проявления).

Для ребенка:

- психодиагностика психодинамических и характерологических особенностей подростков (Г. Айзенк);

- характерологический опросник Леонгарда для подростков (выявление личностных особенностей подростков);

- многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (юношеский возраст) (выявление личностных особенностей подростков);

- диагностика тревожных состояний (CMAS) (выявление подростков группы риска и причин дезадаптации в коллективе);

- диагностика агрессивности Басса-Дарки (выявление степени агрессивности подростка).)

Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант III

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

А) социальный

Б) психологический

С) энергетический

Д) субъективный

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента   зачатия и до конца жизни – это возраст

А) биологический

Б) хронологический

С) профессиональный

Д) социальный

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

А) тоническая

Б) рефлексивная

 
стр. 11
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
С) кинетическая

Д) регулятивная

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину:

1) ранее детство

2) детство

3) отрочество

(А) 1,2,3

Б) 2,3,1

С) 3,2,1

Д) 1,3,2

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

А) эволюционизм

Б) детерминизм

С) функционализм

Д) эгоцентризм

6. Задача . Родители часто наблюдают, что их пятнадцатилетние дети заняты

нескончаемыми бесплодными разговорами, пытаются рассуждать о вещах, которые в их

возрасте и с их знаниями понять трудно. Родителей это коробит, они считают, что лучше бы

уделяли больше времени учебе. С чем связано такое поведение юношей? Как реагировать на

философствование в юности?

7. Опишите  методы исследования, раскрывающие «физическую привлекательность и популярность ребенка.

(Возраст респондентов 12-16 лет. Методы исследования: наблюдение, анализ, психологический эксперимент, статистическая обработка данных, модифицированный вариант методики М. Куна «20 утверждений».)

Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант IV

1. История индивидуального развития личности – это

А) жизненный цикл

Б) жизненный путь

С) образ жизни

Д) стиль жизни

2. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

А) метаморфозы

Б) неравномерности возрастного развития

С) биогенетический

Д) развития высших психических функций

3. Пассивное приспособление к среде – это

А) аккомодация

Б) социализация

С) ассимиляция

Д) фрустрация

4. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

А) эмоция

Б) речь

С) операция

Д) мысль

5. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями , - это возрастные

А) особенности

Б) новообразования

С) кризисы

Д) свойства

6. Задача. Ученики младших классов пишут диктанты, изложения, списывают упражнения с книги. Нередко при этом делают ошибки, но проверяя свою работу, они часто не видят и пропускают их. Хотя хорошо знают правила. Как объяснить данное явление?

 
стр. 12
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
7. Раскройте  особенности и закономерности  исследования «IQ и школьной успеваемости».

(Возраст респондентов: средняя и старшая школа, 11-17 лет.

Методика:

- для измерения особенностей развития  интеллекта испытуемых детский вариант методики  Д. Векслера в адаптации Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеева

- культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла в адаптации

А. Ф. Денисова А.Ф. и Е. Д. Дорофеева

Школьная успеваемость можно  оценить по результатам годовых отметок учащихся по основным школьным предметам. Определить также средний балл успеваемости по этим предметам.

Для выявления данной закономерности нужно сделать сопоставление интеллектуальных показателей с успеваемостью учащихся.)

Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант V

1. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

А) зона ближайшего развития

Б) кризис развития

С) новообразование развития

Д) зона актуального развития

2. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

А) рост

Б) развитие

С) совершенствование

Д) созревание

  3. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

А) обучение

Б) усвоение

С) тренировка

Д) научение

4. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

А) механический

Б) психологический

С) деятельностный

Д) биологический

5. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

А) готовности

Б) упражнения

С) смежности во времени

Д) подкрепления

6. Задача. О каком новообразовании дошкольного возраста идет речь в данном примере? Д.Б.Эльконин приводит в своих исследованиях историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребятами в футбол. Естественно неудачи и насмешки сверстников огорчали его, но он каждый раз при первой возможности устремлялся во двор и присоединялся к играющим ребятам. Несмотря на то, что занятие для него было малоуспешным, чувство своей неполноценности у него не было. И вот в 7 лет он впервые отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом деле.

7. Раскройте методы исследования   учащихся  и их школьную успеваемость.

(Возраст: 7-11 лет. Методы исследования: наблюдение, беседа, диагностические методики по разностороннему исследованию самооценки учащихся младших классов:

- методика А.И.Липкиной  “Три оценки”

- методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки

- исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.)

Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант VI

1. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

 
стр. 13
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
А) икрогенез

Б) филогенез

С) антропогенез

Д) онтогенез

2. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

А) учение

Б) научение

С) обучение

Д) усвоение

3. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

А) жизненный стиль

В) жизненный цикл

С) время жизни

Д) жизненный путь

4. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

А) сензитивность

Б) вариативность

С) компенсаторность

Д) преемственность

5. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

А) анаболизм

Б) аффект

С) стресс

Д) катаболизм

6. Задача . Проанализируйте по нижеописанному случаю особенности развития

предметно-манипулятивной деятельности у детей раннего возраста.

Д.Б.Эльконин описывает, как его внук учился заводить ключиком игрушечный автомобиль. «Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращался ко мне: «Дедик, сам»….Долгое время это действие производилось так, что Андрей выполнял все до заводки пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести.»

7. Раскройте методы исследования уровня  активности и умственной  сохранности в старческом возрасте.

(Возраст: от 60 лет

Методы исследования: беседа, интервью и психодиагностика:

-  изучение мудрости (P. Baltes и др)

-  тест «Перспектива продолжительности жизни" (Р. Ален. Ш. Линди)

-  методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов). Методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит соответственно из двух шкал: СП и СО.)

Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант VII

1. Активное приспособление к среде – это

А) аккомодация

Б) организация

С) социализация

Д) ассимиляция

2. Изучение личности в разных видах деятельности – это

А) самонаблюдение

Б) близнецовый метод

С) метод обобщения независимых характеристик

Д) метод тестирования

3. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

А) биогенетический

Б) метаморфозы

 
стр. 14
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
С) готовности

Д) сложной организации развития во времени

4. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

А) двойственной

Б) рефлексивной

С) неустойчивой

Д) маргинальной

5. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

А) эстроген

Б) тестостерон

С) адреналин

Д) соматотропин

6. Задача. Чем объяснить поведение ребенка? Саша (1 год) бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет в рот все, что попадется на глаза. Когда взрослый пытается ему в чем-то отказать, неистово кричит и закатывает настоящие истерики. Родители в растерянности.

7. Опишите методы  исследования учебной и трудовой деятельности подростка.

(Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка.)

Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант VIII

1. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это

А) личностная рефлексия

Б) адекватное общение

С) высокая чувствительность

Д) социальный интеллект

2. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

А) Монтенем

Б) Руссо

С) Спинозой

Д) Декартом

3. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

А) групповая деятельность

Б) интимно-личностное общение

С) деловое общение

Д) коллективное взаимодействие

4. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

А) самооценка

В) мотивация

С) рефлексия

Д) самосознание

5. Удлинение тела стимулируется в основном гормоном роста, который называется

А) тестостероном

В) соматотропином

С) адреналином

Д) эстрогеном

6. Задача 4. Какая особенность детского мышления проявляется в данном примере? Какому возрасту (по Пиаже) она соответствует?

Характерная особенность детского мышления проявляется при решении детьми задачи А.

Бине «о трех братьях». Если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают,

сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова).  Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, в этом возрасте ребенок ошибается:  «Один, Вова».

7. Составьте примерный план исследования испытуемых возраста: 6-7 лет в образовательном учреждении.

(План исследования:

1. Первый этап включает методики: «Да и нет», методика Д.Б.Эльконина «Графический диктант», «Последовательность событий», «Корректурная проба», «Звуковые прятки»,  «Повтори фразы», « Рисование по точкам». И задания  на выявление 

 
стр. 15
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
ЗУН.

2. Второй этап включал наблюдение за деятельностью педагога и детей на занятиях и в свободной деятельности.)

Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант IX

1. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

А) самовоспитания

Б) эмансипации

С) самопознание

Д) саморегуляции

2. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

А) Л.И. Божович

Б) Л.С. Выготского

С) В.Вунда

Д) Ст.Холла

3. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

А) акмеология

Б) нейрофизиология

С) психология

Д) геронтология

4. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

А) интимность

Б) креативность

С) рефлексия

Д) мудрость

5. Потребности в компетентности относят к потребностям

А) биологическим

Б) идеальным

С) социальным

Д) зоосоциальным

6. Задание. Охарактеризуйте значение и влияние биологического и социального факторов на психическое развитие человека, используя данный пример. Что повлияло на особую линию развития представительницы племени гуайкилов?

Французский этнограф Виллар отправился в экспедицию в труднодоступный район Парагвая, где жило племя гуайкилов. Об этом племени было известно очень немногое — что ведет оно кочевой образ жизни, постоянно переходя с места на место в поисках своей основной пищи — меда диких пчел, имеет примитивный язык, не вступает в контакты с другими людьми. Виллару так же, как многим другим до него, не посчастливилось познакомиться с гуайкилами — они поспешно уходили при приближении экспедиции. Но на одной из покинутых стоянок была обнаружена, видимо, забытая впопыхах двухлетняя девочка. Виллар увез ее во Францию и поручил воспитывать своей матери. Через двадцать лет молодая женщина уже была ученым-этнографом, владеющим тремя языками.

7. Возраст испытуемого 9 лет. Составьте план диагностики и Психологической диагностики.  Опишите методы исследования.

(План диагностики:

1) Общая диагностика: Мониторинг, Анкетирование ребенка и родителей, Опрос, Беседа, Анализ документов, Наблюдение

2) Психологическая диагностика: Социометрия, Самооценка, Изучение внимания, Изучение памяти, Изучение словесно – логического мышления, Эмоционально – личностная сфера, Межличностные отношения в семье.

Методы: анализ документации, беседа с ребенком, классным руководителем, наблюдение, изучение рисунков и записей мальчика в тетрадях, наблюдение, экспериментальные методики «Таблицы Шульте», «Пробы Бурдона», «10 слов», «Смысловые единицы» Мальцевой К.П., методика Мюнстберга.)

Тестовые задания по дисциплине

«Возрастная психология»

Вариант X

1. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

А) кровь, лимфа, желчь, ткани

Б) кровь, лимфа, желчь, мышцы

С) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

Д) кровь, лимфа, желчь, кости

 
стр. 16
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 

2. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

А) переживаний

Б) инстинктов

С) потребностей

Д) речи

3. В основе темперамента лежит

А) тип нервной системы

Б) наклонности

С) характер

Д) способности

4.   Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:

А) спокойное, равномерное   развитие

В) противоречивое, неравномерное развитие

С) прогрессирующее   ускоренное   развитие

Д) все   ответы   правильны

5.   Какое   понятие   раскрывается   в   словах   Л. С. Выготского: «особое  сочетание   внутренних   процессов   развития   и   внешних   условий, которые   являются   типичными   для   каждого   возрастного   этапа…»

А) ведущая   деятельность

Б) социальная   ситуация   развития

С) сензитивный   период

Д) возраст

6. Задача. Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. О каком новообразовании юношеского возраста идет речь в данном примере?

«Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею — так они были неясны и односторонни,— для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном звучании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые просились наружу».

7. Раскройте процесс выявления уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ, возраст испытуемых:  дети 5-7 лет.

(План:

1. выявление уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ с помощью комплекса методов (метод экспертной оценки, наблюдения) в два этапа:

- начиная с третьей недели посещения ребенком группы ДОУ.

- с декабря месяца.

2. сравнение полученных данных, выявление проблем.

3. изучение уровня компетентности педагогов по проблеме социальной адаптации старших дошкольников в группе сверстников с помощью наблюдения и опроса

4. подвести итоги исследования, сформулировать выводы.)

 
Проективные методики, тесты, задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Обухова Л.Ф.
Возрастная психология: учебник
М.: Юрайт, 2016
 
Л1.2
Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Бубнова Г.В.
Психология развития и возрастная психология: учебник для академич. бакалавриата
М.: Юрайт, 2016
 
Л1.3
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие
М.: Академический проект, 2015
 
Л1.4
Выготский, Л.С.
Психология развития: Избранные работы
М.: Юрайт, 2019
 
Л1.5
Солдатова, Е.Л., Лаврова Г.Н.
Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для бакалавр. и специалитета
М.: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мухина В.С.
Возрастная психология: учебник для вузов
М.: Академия, 1997
 
стр. 17
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Мухина В.С.
Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов
М.: Академия, 2002
 
Л2.3
Мухина В.С.
Возрастная психология: феноменология развития: учебник для вузов
М.: Академия, 2007
 
Л2.4
Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Бубнова Г.В., Хухлаева О.В.
Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2013
 
Л2.5
Болотова А.К., Молчанова О.Н.
Психология развития и возрастная психология
М.: Изд-во ВШЭ, 2012
 
Л2.6
Шаповаленко И.В.
Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академ. бакалавриата
М.: Юрайт, 2014
 
Л2.7
Петрова О.О., Умнова Т.В.
Возрастная психология: конспект лекций
Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
1 EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – Режим доступа : http://search.epnet.com
6.3.1.2
2 Журнал «Вопросы психологии» – Режим доступа : http://voppsy.ru
6.3.1.3
3 Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов – Режим доступа : http://azps.ru/
6.3.1.4
4 Сайт факультета психологии МГУ (литература, тесты, обучение и т. д.) – Режим доступа : http://psychology.ru
6.3.1.5
5 Электронная библиотека по психологии (учебники, монографии и т. д.) – Режим доступа : http://lib.ru/PSIHO/
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1 EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – Режим доступа : http://search.epnet.com
6.3.2.2
2 Журнал «Вопросы психологии» – Режим доступа : http://voppsy.ru
6.3.2.3
3 Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов – Режим доступа : http://azps.ru/
6.3.2.4
4 Сайт факультета психологии МГУ (литература, тесты, обучение и т. д.) – Режим доступа : http://psychology.ru
6.3.2.5
5 Электронная библиотека по психологии (учебники, монографии и т. д.) – Режим доступа : http://lib.ru/PSIHO/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Многообразие изучаемых тем, видов занятий, индивидуальных способностей студентов, обуславливает необходимость оценивания знаний, умений, навыков с помощью системы процедур, контрольных мероприятий, различных образовательных технологий и оценочных средств. Перечень используемых образовательных технологий и оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины представлен в рабочей программе дисциплины. В следующей таблице представлено описание возможных видов контрольных мероприятий.
7.2
7.3
7.4
Задание для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:
7.5
1 уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
7.6
2 степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
7.7
3 приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
7.8
Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
7.9
– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;
7.10
– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;
7.11
– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;
 
стр. 18
УП: z49.03.01(25) СТвИВС 17.plx
 
7.12
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
7.13
При составлении заданий необходимо иметь в виду, что они должны носить практико-ориентированный комплексный характер, быть направлены на формирование и закрепление общекультурных и профессиональных компетенций.
7.14
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества формирования компетенций, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования методики освоения новых знаний. Он обеспечивается проведением семинаров, оцениванием контрольных заданий, проверкой конспектов лекций, периодическим опросом на занятиях.
7.15
Формы, методы и периодичность текущего контроля определяет преподаватель в соответствии с рабочей программой дисциплины.
7.16
Промежуточная аттестация предназначена для определения уровня освоения всего объема учебной дисциплины. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена, на котором оценивается уровень освоения дисциплины и степень сформированности компетенции.
7.17
При текущем и промежуточном контролеуровень освоения учебной дисциплины и степень сформированности компетенции определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с п. 5 фонда оценочных средств.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В рамках изучения дисциплины используются лекции и практические занятия. Последние проводятся в различной форме: деловые и ролевые игры, дискуссии Таким образом, дисциплина «Возрастная психология» предполагает проведение практических занятий в дискуссионной форме, с использованием активных методов обучения.

Самостоятельно студенты готовят теоретический материал по изучению определенного возраста и самостоятельно размышляют, опираясь на теорию, о возможных эффективных методах взаимодействия с детьми различного возраста.

Формами текущего контроля в рамках данной дисциплины являются: участие в интерактивных занятиях, выполнение проективных психодиагностических методик с описанием и интерпретацией результатов, написание лекций.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 25 % аудиторных занятий.

Оценка знаний студентов проводится в соответствии с положением «О балльно-рейтинговой системе», которая определяет основные требования для допуска к зачету по дисциплине «Возрастная психология»