Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Спортивной медицины и физической реабилитации
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гипокситерапия в физической реабилитации
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.04.02 19 ФР.plx
49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль "Физическая реабилитация"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
д.м.н., проф., Гавриш Татьяна Валентиновна _________________
к.п.н., Доцент, Клестова Оксана Александровна _________________
Гипокситерапия в физической реабилитации
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 946)
49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование в соответствии с российскими законодательными актами и методическими рекомендациями по организации медико-социальной помощи взрослым в РФ: 1) теоретических знаний и практических умений и навыков предоставления реабилитационных услуг, 2)оценки их эффективности у пациентов различного медико-социального статуса в рамках реабилитационного случая.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Медико-социальная реабилитация
Учебная практика "ознакомительная"
Экспертная деятельность в социальной работе
Физическая реабилитация больных терапевтического профиля
Организационно-управленческая деятельность в адаптивной физической культуре
Современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов
Физическая реабилитация лиц с поражением опорно-двигательного аппарата
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика
Производственная практика "научно-исследовательская работа"
Производственная практика "профессионально-ориентированная"
Социально-педагогическая коррекция лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Врачебный контроль в физической реабилитации
Производственная практика "преддипломная"
Физическая реабилитация больных хирургического профиля
Физическая реабилитация лиц с заболеваниями и повреждениями нервной системы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1: Способен к организации и управлению реабилитационным случаем
критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в гипокситерапии в рамках социальной реабилитационной помощи; способ проверки достоверности результатов тестирования качества жизни пациента;
критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в гипокситерапии в рамках медико-социальной реабилитационной помощи по коррекции, компенсации, развитию;
способы проверки достоверности результатов исследований методом медицинской математической статистики, тестирования нарушенных функций и качества жизни пациента;
критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в гипокситерапии при проведении медико-социальной и спортивно-оздоровительной реабилитационной помощи по коррекции, компенсации и развитию;
способы проверки достоверности результатов исследований методом медицинской математической статистики, тестирования нарушенных функций и качества жизни пациента, соответствия результатов исследования данным сопроводительных документов;
– применять эффективные методы контроля качества гипокситерапии при оказании социальных реабилитационных услуг;
– получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке;
– выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты гипокситерапии, выявлять реакции, не отвечающие целям и задачам гипокситерапии в рамках реабилитационного случая;
– использовать метод педагогического наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации;
– оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса;
– осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования,
психических травм и других травмирующих обстоятельств;
– применять эффективные методы контроля объема и качества гипокситерапии при оказании комплексных медико-социальных реабилитационных услуг;
– получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке;
– выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты гипокситерапии, выявлять реакции, не отвечающие целям и задачам гипокситерапии при работе с реабилитационным случаем;
– использовать функциональные и педагогические методы наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации либо вести наблюдение за использованием этих методов специалистами реабилитационной команды;
– оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, медико-социального статуса;
– осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств;
– применять эффективные методы контроля объема и качества гипокситерапии при оказании медико-социальных реабилитационных услуг;
– получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке;
– выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты гипокситерапии, нивелировать реакции, не отвечающие целям и задачам гипокситерапии при работе с реабилитационным случаем;
– использовать различные методы наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации либо вести наблюдение за использованием этих методов специалистами реабилитационной команды;
– оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса;
– осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств;
Навыками:
- первичного приема клиента, оценки его индивидуальной нуждаемости в гипокситерапии при оказании социальных реабилитационных услуг, подтверждение ее необходимости;
– определения оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков при проведении гипокситерапии;
- соответствия гипокситерапии рекомендациям специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая;
–первичного приема клиента, оценки его индивидуальной нуждаемости в гипокситерапии при оказании медико-социальных реабилитационных услуг, подтверждение ее необходимости;
– определения оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков при проведении гипокситерапии;
– оценки соответствия гипокситерапии рекомендациям специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая;
–первичного приема клиента, оценки его индивидуальной нуждаемости в гипокситерапии при оказании медико-социальных реабилитационных услуг, подтверждение ее необходимости;
– определения оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков при гипокситерапии;
– оценки соответствия гипокситерапии рекомендациям специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая;
– организации сопровождения и поддержки реабилитанта по завершении реабилитационного случая.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
– критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи;
– способы проверки достоверности результатов исследований;
– применять эффективные методы контроля объема и качества реабилитационных услуг;
– получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке;
– выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты реабилитации, нивелировать реакции, не отвечающие целям и задачам работы с реабилитационным случаем;
– использовать различные методы наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации либо вести наблюдение за использованием этих методов специалистами реабилитационной команды;
– оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса;
– осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств;
–первичного приема клиента, оценки его индивидуальной нуждаемости в реабилитационных услугах, подтверждение ее необходимости;
– определения оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков;
– оценки соответствия рекомендаций специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая;
– организации сопровождения и поддержки реабилитанта по завершении реабилитационного случая.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Теоретическое обоснование гипоситерапии в медико-социальной реабилитации
Биологические эффекты гипоксии при различных функциональных состояниях лиц с отклонениями в состоянии здоровья /Лек/
Контингент, показания и противопоказания к проведению гипокситерапии (-тренировки). /Лек/
Раздел 2. Прикладные основы гипокситерапии (-тренировки)
Выбор режима гипокситерапии при различных заболеваниях и поражениях /Пр/
Выбор режима гипокситренировки в адаптивной ФК и спорте /Пр/
Составление индивидуального плана гипокситерапии /КАтЗ/
Презентация выбранной темы /Зачёт/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие гипоксии, гипокситерапии и гипокситренировки.
2. Показания к применению гипоситерапии у пациентов терапевтического профиля с заболеванием внутренних органов.
3. Показания к применению гипоситерапии у пациентов терапевтического профиля с поражением опорно-двигательного аппарата.
4. Показания к применению гипоситерапии у пациентов
5. Физиологические механизмы адаптации к гипоксии у здоровых.
6. Патофизиологические механизмы гипоксии у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
7. Оценка соответствия эффектов гипокситерапии индивидуальному состоянию (статусу) пациента.
8. Оценка соответствия режимов гипотренировки у пациентов с ишемической болезнью серда.
9. Оценка соответствия режимов гипотренировки у пациентов с бронхиальной астмой.
10. Критерии выбора адекватных режимов гипокситранивки у паралимпийцев.
11. Противопоказания для гипокситерапии у лиц с поражением сердечно-сосудистой системы.
12. Противопаказания для гипокситренировки в адаптивной ФК и спорте.
5.2. Темы письменных работ
Реферат по выбранной теме, уключая тему ВКР.
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение pdf. ФОС Гипокситерапия №1.
Тестовый контроль, презентация реферата по выбранной теме
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья : Учебник
Физкультура и спорт, 2012
Соколова Н.Г., Соколова Т.В.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Физиотерапия, курортология и реабилитация, 2017, №16(1-6)
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)