2020-2021_49_04_02 19 ФР_plx_Гипокситерапия в физической реабилитации_Физическая реабилитация
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Спортивной медицины и физической реабилитации
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гипокситерапия в физической реабилитации
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.02 19 ФР.plx

49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль "Физическая реабилитация"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
27,75
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
11 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8,25
8,25
8,25
8,25
Сам. работа
27,75
27,75
27,75
27,75
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 49.04.02 19 ФР.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.м.н., проф., Гавриш Татьяна Валентиновна _________________
 
к.п.н., Доцент, Клестова Оксана Александровна _________________
Рецензент(ы):
 
Гипокситерапия в физической реабилитации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 946)
 
49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич

Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.02 19 ФР.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич

Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич

Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич

Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Быков Евгений Витальевич

Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.02 19 ФР.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование  в соответствии с российскими законодательными актами и методическими рекомендациями по организации медико-социальной помощи взрослым в РФ: 1) теоретических знаний и практических умений и навыков предоставления реабилитационных услуг, 2)оценки их эффективности у пациентов различного медико-социального статуса в рамках реабилитационного случая.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Медико-социальная реабилитация
2.1.2
Учебная практика "ознакомительная"
2.1.3
Экспертная деятельность в социальной работе
2.1.4
Физическая реабилитация больных терапевтического профиля
2.1.5
Организационно-управленческая деятельность в адаптивной физической культуре
2.1.6
Современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов
2.1.7
Физическая реабилитация лиц с поражением опорно-двигательного аппарата
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика
2.2.2
Производственная практика "научно-исследовательская работа"
2.2.3
Производственная практика "профессионально-ориентированная"
2.2.4
Социально-педагогическая коррекция лиц с отклонениями в состоянии здоровья
2.2.5
Врачебный контроль в физической реабилитации
2.2.6
Производственная практика "преддипломная"
2.2.7
Физическая реабилитация больных хирургического профиля
2.2.8
Физическая реабилитация лиц с заболеваниями и повреждениями нервной системы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1: Способен к организации и управлению реабилитационным случаем
 
Знать:
 
Уровень 1
критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в гипокситерапии в рамках социальной реабилитационной помощи; способ проверки достоверности результатов тестирования качества жизни пациента;
 
Уровень 2
критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в гипокситерапии в рамках медико-социальной реабилитационной помощи по коррекции, компенсации, развитию;

способы проверки достоверности результатов исследований методом медицинской математической статистики, тестирования нарушенных функций и качества жизни пациента;

 
Уровень 3
критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в гипокситерапии при проведении медико-социальной и спортивно-оздоровительной реабилитационной помощи по коррекции, компенсации и развитию;

способы проверки достоверности результатов исследований методом медицинской математической статистики, тестирования нарушенных функций и качества жизни пациента, соответствия результатов исследования данным сопроводительных документов;

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
– применять эффективные методы контроля  качества гипокситерапии при оказании социальных реабилитационных услуг;

– получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке;

– выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты гипокситерапии, выявлять реакции, не отвечающие целям и задачам гипокситерапии в рамках реабилитационного случая;

– использовать метод педагогического наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации;

– оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса;

– осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, 

 
стр. 5
УП: 49.04.02 19 ФР.plx
 
психических травм и других травмирующих обстоятельств;
 
Уровень 2
– применять эффективные методы контроля объема и качества гипокситерапии при оказании комплексных медико-социальных реабилитационных услуг;

– получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке;

– выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты гипокситерапии, выявлять реакции, не отвечающие целям и задачам гипокситерапии при работе с реабилитационным случаем;

– использовать функциональные и педагогические методы наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации либо вести наблюдение за использованием этих методов специалистами реабилитационной команды;

– оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, медико-социального статуса;

– осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств;

 
Уровень 3
– применять эффективные методы контроля объема и качества гипокситерапии при оказании медико-социальных реабилитационных услуг;

– получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке;

– выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты гипокситерапии, нивелировать реакции, не отвечающие целям и задачам гипокситерапии при работе с реабилитационным случаем;

– использовать различные методы наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации либо вести наблюдение за использованием этих методов специалистами реабилитационной команды;

– оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса;

– осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств;

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Навыками:

- первичного приема клиента, оценки его индивидуальной нуждаемости в гипокситерапии при оказании социальных реабилитационных услуг, подтверждение ее необходимости;

– определения оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков при проведении гипокситерапии;

- соответствия гипокситерапии рекомендациям специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая;

 
Уровень 2
–первичного приема клиента, оценки его индивидуальной нуждаемости в гипокситерапии при оказании медико-социальных реабилитационных услуг, подтверждение ее необходимости;

– определения оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков при проведении гипокситерапии;

– оценки соответствия гипокситерапии рекомендациям специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая;

 
Уровень 3
–первичного приема клиента, оценки его индивидуальной нуждаемости в гипокситерапии при оказании медико-социальных реабилитационных услуг, подтверждение ее необходимости;

– определения оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков при гипокситерапии;

– оценки соответствия гипокситерапии рекомендациям специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая;

– организации сопровождения и поддержки реабилитанта по завершении реабилитационного случая.

 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
– критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи;
3.1.2
– способы проверки достоверности результатов исследований;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
– применять эффективные методы контроля объема и качества реабилитационных услуг;
3.2.2
– получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке;
 
стр. 6
УП: 49.04.02 19 ФР.plx
 
3.2.3
– выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты реабилитации, нивелировать реакции, не отвечающие целям и задачам работы с реабилитационным случаем;
3.2.4
– использовать различные методы наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации либо вести наблюдение за использованием этих методов специалистами реабилитационной команды;
3.2.5
– оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса;
3.2.6
– осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
–первичного приема клиента, оценки его индивидуальной нуждаемости в реабилитационных услугах, подтверждение ее необходимости;
3.3.2
– определения оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков;
3.3.3
– оценки соответствия рекомендаций специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая;
3.3.4
– организации сопровождения и поддержки реабилитанта по завершении реабилитационного случая.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретическое обоснование гипоситерапии в медико-социальной реабилитации

 
1.1
Биологические эффекты гипоксии при различных функциональных состояниях лиц с отклонениями в состоянии здоровья /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ПК-1
3
0
 
1.2
Контингент, показания и противопоказания к проведению гипокситерапии (-тренировки). /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-1
3
0
 
 
Раздел 2. Прикладные основы гипокситерапии (-тренировки)

 
2.1
Выбор режима гипокситерапии при различных заболеваниях и поражениях /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-1
3
0
 
2.2
Выбор режима гипокситренировки в адаптивной ФК и спорте /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-1
3
0
 
2.3
Составление индивидуального плана гипокситерапии /КАтЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

0,25
ПК-1
3
0
 
2.4
Презентация выбранной темы /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

27,75
ПК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие гипоксии, гипокситерапии и гипокситренировки.

2. Показания к применению гипоситерапии у пациентов терапевтического профиля с заболеванием внутренних органов.

3. Показания к применению гипоситерапии у пациентов терапевтического профиля с поражением опорно-двигательного аппарата.

4. Показания к применению гипоситерапии у пациентов

5. Физиологические механизмы адаптации к гипоксии у здоровых.

6. Патофизиологические механизмы гипоксии у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7. Оценка соответствия эффектов гипокситерапии индивидуальному состоянию (статусу) пациента.

8. Оценка соответствия режимов гипотренировки у пациентов с ишемической болезнью серда.

9. Оценка соответствия режимов гипотренировки у пациентов с бронхиальной астмой.

10. Критерии выбора адекватных режимов гипокситранивки у паралимпийцев.

11. Противопоказания для гипокситерапии у лиц с поражением сердечно-сосудистой системы.

12. Противопаказания для гипокситренировки в адаптивной ФК и спорте.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 7
УП: 49.04.02 19 ФР.plx
 
Реферат по выбранной теме, уключая тему ВКР.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение pdf. ФОС Гипокситерапия №1.

 
Тестовый контроль, презентация реферата по выбранной теме
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Евсеев С.П.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник
М.: Спорт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Д.В. Дубровский
Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья : Учебник
Физкультура и спорт, 2012
 
Л2.2
Соколова Н.Г., Соколова Т.В.
Физиотерапия: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Физиотерапия, курортология и реабилитация, 2017, №16(1-6)
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)