2020-2021_49_04_01 20 АкФ(М)Н_plx_Возрастно-половые реакции человека на физические нагрузки_Адаптация к физическим (мышечным) нагрузкам
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Анатомии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Возрастно-половые реакции человека на физические нагрузки
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 20 АкФ(М)Н.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Адаптация к физическим (мышечным) нагрузкам"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
77,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
9 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
77,75
77,75
77,75
77,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.04.01 20 АкФ(М)Н.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кпн, доцент, Т.В. Борисова  _________________
 
дбн, руководитель ООП, Я. В. Латюшин  _________________
Рецензент(ы):
 
Возрастно-половые реакции человека на физические нагрузки
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Адаптация к физическим (мышечным) нагрузкам"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 20 АкФ(М)Н.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 20 АкФ(М)Н.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Формирование комплекса представления о специфике гормональных процессов, происходящих в организме спортсменов, функциональных механизмов регуляции функций организма и их особенностей при выполнении физических нагрузках.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психофизиологические и биохимические основы отбора и прогнозирования в спорте
2.1.2
Биохимические аспекты адаптации к мышечным нагрузкам
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния спортсмена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1: Способен прогнозировать, планировать и оказывать экспертную и методическую помощь на основе действующего законодательства в развитии системы качества подготовки спортивного резерва по виду спорта
 
Знать:
 
Уровень 1
Особенности прогнозирования в подготовке спортивного  резерва
 
Уровень 2
Мониторинг системы подготовки спортивного резерва
 
Уровень 3
иные виды деятельности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, учредительными документами
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Анализировать эффективность проведения комплексного контроля подготовки спортивного резерва
 
Уровень 2
Организовывать проведение  научных исследований в интересах организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и по актуальным вопросам подготовки спортивного резерва
 
Уровень 3
Проводить  научно-практические конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Навыками оказания экспертной помощи в пределах законодательства в развитии качества подготовки спортивного резерва
 
Уровень 2
Методиками прогноза и планирования методической помощи в развитии качества подготовки спортивного резерва
 
Уровень 3
Методами оказания экспертной и методической помощи в развитии системы качества подготовки спортивного резерва по видам спорта
 
 
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
Знать:
 
Уровень 1
Определяет приоритеты собственной деятельности
 
Уровень 2
Анализирует собственную деятельность и планирует способы ее совершенствования
 
Уровень 3
Имеет высокие знания о способах совершенствования и реализации собственной деятельности на основе самооценки
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Сопоставить реализацию собственной деятельности со способами ее совершенствования
 
Уровень 2
Вычленяет приоритеты своей деятельности и способы ее совершенствования
 
Уровень 3
Определяет, реализует приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Навыками определения приоритетов своей деятельности
 
Уровень 2
Навыками анализа приоритетов собственной деятельности
 
Уровень 3
Навыками выработки стратегии реализации собственной деятельности на основе ее совершенствования 
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
систему факторов, обеспечивающих эффективность системы подготовки спортивного резерва;
 
стр. 5
УП: 49.04.01 20 АкФ(М)Н.plx
 
3.1.2
методы сбора, систематизации и статистической обработки информации;
3.1.3
уровень профессиональной компетентности в преподаваемой дисциплине, основы рациональной организации труда.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
составлять методически обоснованные рекомендации для тренеров и спортсменов спортивных сборных команд по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), для специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта по вопросам организации подготовки спортивного резерва;
3.2.2
выявлять положительные и отрицательные тенденции в организации тренировочного, соревновательного процессов и разрабатывать на этой основе предложения по распространению опыта подготовки спортивного резерва.
3.2.3
оценивать результаты собственной профессиональной деятельности, вносить в нее коррективы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
разработкой собственных методических решений при реализации программ профессионального обучения.
3.3.2
направлением научной, аналитической и методической работы в развитии системы подготовки спортивного резерва по виду спорта;
3.3.3
определением наиболее эффективных способов осуществления исследовательской и методической помощи физкультурно-спортивным организациям, выполнения исследовательских и консультационных проектов;
3.3.4
методами прогнозирования и их эффективности в определенных условиях в сфере физической культуры;
3.3.5
анализом  результатов тренировочного процесса и разработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса спортивной тренировки на основе действующего законодательства;
3.3.6
выполнением научно-исследовательской работы по разрешению проблемных ситуаций в сфере физического воспитания, оздоровительной физической культуры и массового спорта.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Физиологические основы тренировки, спортивной ориентации, отбора с учетом

возраста и пола

 
1.1
Введение в дисциплину

«Возрастно-половые различия

физиологических реакций на

физические нагрузки» /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 УК-6
4
0
 
1.2
Введение в дисциплину

«Возрастно-половые различия

физиологических реакций на

физические нагрузки» /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 УК-6
4
0
 
1.3
Медико-биологические

основы тренировки девушек /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 УК-6
4
0
 
1.4
Медико-биологические

основы тренировки девушек /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1 УК-6
4
0
 
1.5
Физиологические основы тренировки, спортивной ориентации, отбора с учетом

возраста и пола /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-1 УК-6
4
0
 
 
Раздел 2. Возрастно-половые и адаптационных перестройки с учетом ИВС

 
2.1
Адаптационные

перестройки в циклических

видах физической культуры с

учетом возраста и пола  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1 УК-6
4
6
совместное обучение
 
2.2
Адаптационные

перестройки в ациклических

видах физической культуры с

учетом возраста и пола /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1 УК-6
4
6
дискуссия
 
стр. 6
УП: 49.04.01 20 АкФ(М)Н.plx
 
2.3
Возрастно-половые и адаптационных перестройки с учетом ИВС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

55,75
ПК-1 УК-6
4
0
 
2.4
/КАтЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0,25
4
0
 
2.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Возрастно-половые особенности физического развития детей занимающиеся циклическими видами физической активности.

2. Половые особенности физического развития подростков в связи двигательной активностью.

3.Возрастно-половые особенности физического развития детей занимающиеся циклическими видами физической активности.

4. Развитие и становление силовых возможностей подростков с учетом пола занимающихся.

5. Развитие аэробных возможностей детей с учетом возраста и пола.

6. Возрастно-половая характеристика анаэробных возможностей подростков.

7. Развитие и становление координационных способностей детей и подростков с учетом возраста, пола и избранного вида спорта.

8. Развитие и формирование быстроты и координации движений у детей и подростков с учетом возраста, пола и избранного вида спорта.

9. Формирование двигательного навыка с учетом возраста и пола в ИВС.

11.Динамика физической работоспособности детей с учетом возраста, пола, избранного вида спорта.

12.Развитие и становление предстартовых состояний и врабатывания у детей и подростков в ИВС.

13. Физиологическая характеристика рабочего периода у детей с учетом возраста, пола, избранного вида спорта.

14. Возрастно-половые физиологические особенности восстановительных процессов при занятиях избранным видом спорта.

15.Возрастно-половые основы развития утомления у детей и подростков на физическую нагрузку различной направленности.

16. Возрастные и половые основы становления двигательных навыков с учетом избранного вида спорта.

17. Положительные и отрицательные воздействия мышечных нагрузок на организм девочек и девушек.

18. Физиологические основы спортивной ориентации и отбора у детей и подростков с учетом избранного вида спорта.

19.Физиологическая характеристика возрастных этапов специализации в различных видах спорта с учетом пола.

20. Адаптационные перестройки кардиореспираторной системы у детей и подростков в связи с занятиями избранным видом спорта.

21. Адаптационные гормональные перестройки с учетом возраста, пола, избранного вида спорта.

22. Морфофункциональные особенности пожилых людей, занимающихся двигательной активностью.

23. Возрастно-половые особенности питания в связи с занятиями ИВС.

 
5.2. Темы письменных работ
Учебным планом не предусмотрены
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
вопросы к зачету
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Солодков А.С., Сологуб Е.Б.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник
М.: Сов. спорт, 2010
 
Л1.2
Федюкович Н.И.
Анатомия и физиология человека: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Тверская С.С.
Анатомия и физиология. Словарь-справочник: учеб. пособие
М.: Моск. психолого-социальный ин-т ; Воронеж: МОДЭК: , 2010
 
стр. 7
УП: 49.04.01 20 АкФ(М)Н.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Якубовская И.А., Петрушкина Н.П.
Словарь по физиологии: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2010
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог УралГУФК
 
Э2
Оценка функционального состояния нервных процессов спортсменов
 
Э3
Научный портал
 
Э4
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox   –  интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Справочная правовая система "Консультант плюс" - http://www.consultant.ru/
6.3.2.2
Медицинская библиотека BooksMed - http://www.booksmed.com
6.3.2.3
Виртуальный атлас по анатомии и физиологии - http://www.e-anatomy.ru
6.3.2.4
Медицинская информационная сеть - http://www.medicinform.net
6.3.2.5
Журнал спортивная наука и медицина - http://www.jssm.org
6.3.2.6
Теория и практика физической культуры - http://www.teoriya.ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
231 ауд. - Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Доска ученическая - 1 шт; Пенал 450*490*2400 - 1 шт; Стол 1000*600*900 (столеш. пластик)- 2 шт;Стол компьютерный - 1 шт; Стол лабораторный химический - 12 шт; Стол пристенный с навесными шкафами - 2шт; Стол с мойкой 100*600*850 (столеш пластик)-1 шт; Стол с мойкой 1300*600*850 - 1 шт; Тумба для реактивов 550*600*900 - 1 шт; Тумба под центрифугу 800*600*900 - 1 шт; Стул п/мягкий - 27 шт; Стул ученический - 4 шт; Шкаф для документов 800*430*2400 -  3 шт. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий, а также самостоятельной работы магистров. При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала: теоретический, практический и самостоятельная работа.

Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение возрастно-половых и физиологические основы тренировки, необходимых для дальнейшего формирования компетенций магистра физической культуры.

Практические навыки магистры получают на практических занятиях. Магистры осваивают методики исследования и оценки эффективности возрастно-половых и физиологических особенностей при выполнении различных видов физических нагрузок.

Самостоятельная работа студента состоит в теоретической подготовке к практическим занятиям, результат которой оценивается в ходе дискуссионного обсуждения результатов учебно-исследовательской работы, что, в целом, позволяет формировать навыки методологии научного творчества в выбранной сфере деятельности магистра физической культуры. В ходе выполнения самостоятельных заданий в виде выполнения заданий для данного вида работы, магистры закрепляют и совершенствуют знания, полученные во время лекционных и практических занятий, формирую навыки планирования, выбора форм, средств и методов занятий физической культурой в зависимости от психофункциональных, психологических и половых особенностей контингента занимающихся физической культурой и спортом.

Не менее 20% аудиторных занятий проводится с использованием интерактивных технологий, таких как учебно-исследовательская работа в малых группах, дискуссия.

Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется балльно-рейтинговая система.

С целью определения уровня овладения компетенциями, закрепленными за дисциплиной, в заданные преподавателем сроки проводится текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Все виды текущего контроля осуществляются на практических занятиях. Периодичность проведения оценки осуществляется еженедельно. Первые четыре недели идет накопление знаний по дисциплине на проверку которых направлены такие оценочные средства, как словарный диктант, семинарские занятия, доклады, далее предусмотрены тестовые задания.

Для получения допуска к зачету (экзамену) по дисциплине «Возрастно-половые реакции человека на физические нагрузки» обучающемуся необходимо за период учебного семестра: оформить в полном объеме лекционный и практический материал, иметь положительные оценки по контрольным опросам, участвовать в обсуждении выводов; выполнить тесты на положительную оценку.

 
стр. 8
УП: 49.04.01 20 АкФ(М)Н.plx
 
Краткая характеристика процедуры реализации текущего и промежуточного контроля:

Доклад - самостоятельная работа обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной научной темы. Тематика докладов выдается на первом занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на втором практическом занятии, регламент – 5 мин. на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем принимают участие студенты группы.

Собеседование – средство контроля, организованное как беседа преподавателя с обучающимися по изучаемой теме, направленное на выяснение его объема знаний по ней.

Проводится на контрольном практическом занятии. Позволяет оценить уровень знаний студентами теоретического материала по дисциплине. Может осуществляться на бумажных носителях по вариантам. Отведенное время на подготовку – 60 мин.

Зачет проводится в заданный срок, согласно графику учебного процесса.