Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Социально-гуманитарных наук
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.02 20 ФР.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
к.ф.н., доцент, Т. Н. Захарова _________________
д.мед.н., руководитель ООП, Е. В. Быков _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Политология» является формирование у студентов системы научных знаний и умений, составляющих основу политологии как науки и учебной дисциплины, дающей представление о межкультурном разнообразии общества, о политике и государстве, о межкультурном взаимодействии на личностном и государственном уровне, о социально-этических аспектах культуры ненасилия и толерантного отношения к представителям других социальных, этнических и конфессиональных групп, а также обеспечивающей эффективную политическую социализацию студентов, активную гражданскую позицию и политическую культуру
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История (история России, всеобщая история)
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПКО-1: Способен обеспечивать эффективность физической реабилитации занимающихся различных нозологических, возрастных и гендерных групп с учетом принципов и форм организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет средств адаптивной физической культуры направленных на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности; способен на практике применять технологии и методики лечебной физической культуры, массажа, эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, технические средства реабилитации; определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий; способен составлять индивидуальный план физической реабилитации, план индивидуального и группового занятия по программе физической реабилитации с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; владеет медицинскими основами адаптивной физической культуры
Демонстрирует общие знания отдельных социально значимых проблем (проблемы социальной политики, молодежной политики, политики в сфере образования, социальные функции государства, социальные и политические институты, взаимоотношения личности и власти), необходимые для социальной адаптации
Раскрывает суть основных социально значимых проблем (проблемы социальной политики, молодежной политики, политики в сфере образования, социальные функции государства, социальные и политические институты, взаимоотношения личности и власти) для организации индивидуального маршрута реабилитации, для восстановления способностей к общественной деятельности
Демонстрирует способность применить знания социально значимых проблем (проблемы социальной политики, молодежной политики, политики в сфере образования, социальные функции государства, социальные и политические институты, взаимоотношения личности и власти) для организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации, для восстановления способностей к общественной и профессиональной деятельности
Обладает умениями успешной коммуникации и взаимодействия в коллективе
Умеет взаимодействовать в профессиональном коллективе, решать возникающие задачи в конструктивном сотрудничестве
Эффективно реализует умение взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации
Владеет навыками анализа имеющихся знаний социально значимых проблем и процессов для осуществления социальной адаптации
Анализирует социально значимые проблемы и процессы для организации индивидуального маршрута реабилитации с целью восстановления способностей к общественной деятельности и прогнозирования результатов физической реабилитации
Владеет навыками прогнозирования результатов физической реабилитации и восстановления способностей к общественной и профессиональной деятельности на основе комплексного использования системы различных методов анализа социально значимых проблем и процессов
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Знает о разнообразии культур; понятийно-категориальный аппарат политической науки, этапы становления и развития политической мысли; основные исторические формы взаимодействия человека, в том числе, с инвалидностью, и общества; основные политические концепции
Демонстрирует сформированные знания понятийно-категориального аппарата и методологии политической науки, основных отраслей (направлений) политической науки; знание основных социальных и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений; знает и определяет основные механизмы социализации личности в спорте и адаптивном спорте
Обладает сформированной системой теоретических, прикладных, аксиологических и инструментальных компонентов политического знания; раскрывает знание основных социальных и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений в сфере физической культуры, здравоохранения, социальной защиты; знает принципы конструктивного взаимодействия с людьми, в том числе, с инвалидностью, с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции; объясняет механизмы социализации личности в спорте и адаптивном спорте
Понимает особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста, состояния здоровья и пола, занимающихся спортом и физической культурой, адаптивным спортом и адаптивной физической культурой
Понимает и сопоставляет групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста, состояния здоровья и пола, занимающихся спортом и физической культурой, адаптивным спортом и адаптивной физической культурой
Анализирует и учитывает групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста, состояния здоровья и пола, занимающихся спортом и физической культурой, адаптивным спортом и адаптивной физической культурой в различных ситуациях в профессиональной деятельности
Обладает общими навыками социологического анализа, в том числе данных о результатах деятельности организаций физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
Имеет опыт социологического анализа данных о результатах деятельности организаций физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, оценивает эффективность их деятельности
Владеет навыками прогнозирования условий и направления развития деятельности организаций физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в социально-культурном контексте на основе оценки эффективности их деятельности по результатам данных социологического анализа
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Демонстрирует знание отдельных методов убеждения, применяет их в процессе дискуссии; пользуется понятийно-категориальным аппаратом политической науки
Демонстрирует знание методов убеждения, аргументации своей позиции; пользуется понятийно-категориальным аппаратом и методами политической науки в процессе социального взаимодействия
Обладает сформированной системой методов убеждения, аргументации своей позиции, интерпретируя и модифицируя знания, полученные при изучении «Политологии», для осуществления эффективного социального взаимодействия и реализации своей роли в команде в процессе профессиональной деятельности
Умеет взаимодействовать с другими членами команды
Умеет взаимодействовать с другими членами команды, в том числе, участвовать в обмене информацией, знаниями, в том числе по политологии
Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в том числе, участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
В целом успешно применяет в процессе социального взаимодействия отдельные навыки решения персональных задач
Применяет навыки решения отдельных образовательных, воспитательных, развивающих задач в процессе своей профессиональной деятельности
Успешно и систематически решает персональные и профессиональные задачи в процессе физкультурно-спортивной деятельности
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
- методы убеждения, аргументации своей позиции;
- основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство социальных отношений в сфере физической культуры, здравоохранения, социальной защиты;
- основные исторические формы взаимодействия человека, в том числе, с инвалидностью, и общества, политические концепции;
- механизмы социализации личности в спорте и адаптивном спорте;
- организацию и осуществление индивидуального маршрута реабилитации.
- эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в том числе, участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды;
- понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста, состояния здоровья и пола, занимающихся спортом и физической культурой, адаптивным спортом и адаптивной физической культурой;
- взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации.
- решения образовательных, воспитательных, развивающих, коррекционных, компенсаторных и профилактических задач в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
- социологического анализа данных о результатах деятельности организаций физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, оценки эффективности их деятельности, прогнозирования условий и направления ее развития в социально-культурном контексте;
- прогнозирования результатов физической реабилитации.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. 1 Политология: теория, методология и история
1.1 Политология как наука и учебная дисциплина /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Место политологии в системе социально-гуманитарного знания. Объект и предмет политологии. Функции и методы политологии.
Взаимосвязь политологии с социологией, философией, культурологией и другими отраслями знаний. Роль политологии в современном обществе.
Структура политологии как науки.
1.1 Политология как наука и учебная дисциплина /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Заполните таблицу, указав основные методы политической науки, на чем они акцентируют внимание и как изучают политику.
Темы докладов, рефератов, сообщений:
1) Основные парадигмы и школы политологии.
2) Политология в системе гуманитарного образования.
3) Сравнительная и прикладная политология.
4) Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы.
1.2 История политических учений /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Дискуссия: «Проблема соотношения морали и политики в истории политической мысли».
Темы докладов, рефератов и сообщений:
1) Политическая мысль античного мира
2) Политическая мысль Средневековья.
3) Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
4) Социально-политические идеи мыслителей и ученых XIX века.
5) Современные политологические школы и теории.
6) Становление и развитие отечественной политической мысли.
1.2 История политических учений /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Подготовка к практическому занятию
1.3 Политика и власть /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Политика, ее структура и функции. Классификация политики. Особенности социальной политики в России. Политическая власть: содержание и функции. Типы власти. Роль политической власти в России. Легитимность политической власти и ее типы. Современная реформа политической власти в России.
1.3 Политика и власть /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Доклад «Политика и ее роль в жизни современного общества».
Социальная политика в России: анализ научных и газетных статей.
1.3 Политика и власть /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Подготовка к практическому занятию
Раздел 2. 2 Политическая система
2.1 Политическая система и политические режимы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Сущность и содержание понятия «политическая система». Политические режимы их сущность и типы. Тоталитарный политический режим, его основные признаки. Сталинский политический режим. Авторитарный политический режим, его отличие от тоталитаризма. Особенности демократического режим. Демократический режим: основные признаки политического режима. Политический режим в современной России.
2.1 Политическая система и политические режимы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Диспут: правовое государство и гражданское общество в России: миф или реальность?
2.1 Политическая система и политические режимы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Заполнение таблицы: «Функции политической системы».
2.2 Государство как институт политической системы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Основные институты политической системы.
Государство: типология и основные функции.
Формы правления и формы государственного устройства. Государство и гражданское общество. Правовое государство
2.2 Государство как институт политической системы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Дискуссия: проблемы перехода от авторитаризма к демократии.
Темы докладов, рефератов, сообщений
1) Механизм функционирования политической системы. 2) Феномен тоталитаризма в исследованиях западных и российских политологов. 3) Авторитарная традиция в российской политической истории. 4) Современные концепции демократии.
5) Необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии в России. 6)Государство – основной институт политической системы. 7)Тенденции развития государства в современном мире. 8)Проблемы российского федерализма.
2.2 Государство как институт политической системы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Заполнение таблицы: «Сравнительные характеристики политических режимов».
2.3 Социальные субъекты политики /Лек/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Типологии социальных институтов. Субъекты и объекты политики. Политические интересы.
Политическая элита, ее роль и механизмы рекрутирования. Современная российская политическая элита. Группа интересов и лобби.
Политический лидер: основные концепции и типология. Политические лидеры современной России.
2.3 Социальные субъекты политики /Пр/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Сравнительный анализ программ политических партий.
Ролевая игра: «Выборы в Государственную Думу России».
Темы докладов и рефератов: 1)Современные концепции элиты. 2)Модели циркуляции элит и политический процесс в России. 3)Сравнительный анализ смены элит на постсоветском пространстве.
4)Политические лидеры современной России.
5)Выдающиеся лидеры разных эпох.
2.3 Социальные субъекты политики /Ср/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Подготовка к практическому занятию
2.4 Политические партии и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Политические организации, их функции. Социально-политические движения. Политические партии и их функции. Политические партии и их типы. Политическая идеология. Идеология экстремизма. Сущность и разновидности партийных и избирательных систем.
2.4 Политические партии и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Проблема экстремизма и терроризма
1. Определение экстремизма и терроризма
2. Цели и отличительные особенности экстремизма и терроризма
3. Виды экстремизма и терроризма (политический, религиозный, националистический)
4. Привести примеры экстремизма и терроризма у нас в стране и за рубежом.
5. Законодательство об экстремизме.
6. Причины экстремизма и терроризма.
7. Противодействие экстремизму и терроризму.
Дискуссия «Факторы молодёжного экстремизма»
Ролевая игра: «Современный политический лидер»
Темы докладов, рефератов, сообщений: 1) Партийная система современного российского общества. 2) Сравнительный анализ партийных систем. 3) Избирательное право и избирательный процесс в России.
2.4 Политические партии и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Подготовка к практическому занятию
2.5 Социокультурные аспекты политики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Политическая культура: сущность и основные функции. Типология политической культуры. Культура гражданского участия. Особенности политической культуры российского общества. Политическая социализация как процесс формирования политической культуры личности.
2.5 Социокультурные аспекты политики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Темы докладов и рефератов
1)Политическая культура российского общества: традиции и инновации.
2)Политическая культура современной российской молодежи.
3)Формы и методы политической социализации в современной России.
4)Особенностей электорального поведения в современной России.
2.5 Социокультурные аспекты политики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Таблица «Типы политической культуры».
Раздел 3. 3 Политические процессы
3.1 Политическое развитие и политический процесс /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.6 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Сравнительная характеристика политических процессов
Темы докладов, рефератов, сообщений
1) Концепции политической модернизации.
2) Социокультурные особенности российской модернизации.
3) Политическая модернизация и социальные конфликты.
3.1 Политическое развитие и политический процесс /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.6 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Эссе «Современные этнополитические конфликты». Подготовка к зачёту
Зачёт проводится на последнем практическом занятии
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачету
1 Предмет, объект и структура политологии.
2 Функции и методы политологии.
3 Политическая мысль античности и средневековья.
4 Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени.
5 Политическая мысль в России.
6 Современные политологические теории.
7 Сущность политики и ее роль в обществе.
8 Политическое поведение.
9 Структура и функции политики.
10 Природа и функции политической власти.
11 Легитимность и основные ресурсы политической власти.
12 Политические конфликты
13 Проблема личности в политологии.
14 Политическая система и политические режимы.
15 Демократический режим.
16 Авторитарный и тоталитарный режимы.
17 Россия на пути от тоталитаризма к демократии.
18 Политические институты.
19 Сущность государства, его функции.
20 Форма государства.
21 Правовое государство: понятие и принципы.
22 Гражданское общество: понятие, структура, признаки
23 Политический процесс и его прогнозирование.
24 Политические партии и партийные системы.
25 Политическое лидерство.
26 Политическая элита.
27 Основные политические идеологии.
28 Мировая политика и международные отношения.
29 Политическая культура.
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работ программой не предусмотрен
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Комаровский В. С. [и др.] ; под ред. В. С. Комаровского
Политология: учебник для академического бакалавриата
Забузов О. Н., Мельков С. А., Перенджиев А. Н.
Политология (для бакалавров): учебник
Политология (для бакалавров): учебник
Политология (для бакалавров): учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Политология: учебник для бакалавров: учебник
под ред. И. Е. Тимерманиса
Политология: учебник: учебник
Современная российская политика: учеб. пособие для бакалавров
М.: Норма: ИНФРА- М, 2015
Политология: учебное пособие для вузов
Линец, С.И., Ермаков В.П.
История политических партий и движений в России: учеб. пособие для академ. бакалавриата
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по политологии. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Index_Polit.php
Электронные лекции по политологии. [Электронный ресурс]. – URL: http://all-politologija.ru/ru/
Сайт Российской ассоциации политической науки. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rapn.ru/in.php?to=resources
Электронный журнал «ПОЛИС. Политические исследования» . [Электронный ресурс]. – URL: http://www.politstudies.ru/
Сайт интернет-проекта "ПолитНаука - политология в России и мире". [Электронный ресурс]. – URL: http://www.politnauka.org/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Занятия проводятся в аудиториях:
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачета, который включает решение теста по всему курсу.
О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий
Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами,