2020-2021_49_03_02 20 ФР_plx_Политология_Физическая реабилитация
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Политология
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 20 ФР.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
41,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
41,75
41,75
41,75
41,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Т. Н. Захарова _________________
 
д.мед.н., руководитель ООП, Е. В. Быков _________________
Рецензент(ы):
 
Политология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Политология» является формирование у студентов системы научных знаний и умений, составляющих основу политологии как науки и учебной дисциплины, дающей представление о межкультурном разнообразии  общества, о политике и государстве, о  межкультурном взаимодействии на личностном и государственном уровне, о социально-этических аспектах культуры ненасилия и толерантного отношения к представителям других социальных, этнических и конфессиональных групп, а также обеспечивающей эффективную политическую социализацию студентов, активную гражданскую позицию и политическую культуру
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Культурология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПКО-1: Способен обеспечивать эффективность физической реабилитации занимающихся различных нозологических, возрастных и гендерных групп с учетом принципов и форм организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет средств адаптивной физической культуры направленных на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности; способен на практике применять технологии и методики лечебной физической культуры, массажа, эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, технические средства реабилитации; определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий; способен составлять индивидуальный план физической реабилитации, план индивидуального и группового занятия по программе физической реабилитации с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; владеет медицинскими основами адаптивной физической культуры
 
Знать:
 
Уровень 1
Демонстрирует общие знания отдельных социально значимых проблем (проблемы социальной политики, молодежной политики, политики в сфере образования, социальные функции государства, социальные и политические институты, взаимоотношения личности и власти), необходимые для социальной адаптации
 
Уровень 2
Раскрывает суть основных социально значимых проблем (проблемы социальной политики, молодежной политики, политики в сфере образования, социальные функции государства, социальные и политические институты, взаимоотношения личности и власти) для организации индивидуального маршрута реабилитации, для восстановления способностей к общественной деятельности
 
Уровень 3
Демонстрирует способность применить знания социально значимых проблем (проблемы социальной политики, молодежной политики, политики в сфере образования, социальные функции государства, социальные и политические институты, взаимоотношения личности и власти) для организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации, для восстановления способностей к общественной и профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Обладает умениями успешной коммуникации и взаимодействия в коллективе
 
Уровень 2
Умеет взаимодействовать в профессиональном коллективе, решать возникающие задачи в конструктивном сотрудничестве
 
Уровень 3
Эффективно реализует умение взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации 
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками анализа имеющихся знаний социально значимых проблем и процессов для осуществления социальной адаптации
 
Уровень 2
Анализирует социально значимые проблемы и процессы для организации индивидуального маршрута реабилитации с целью восстановления способностей к общественной деятельности и прогнозирования результатов физической реабилитации
 
Уровень 3
Владеет навыками прогнозирования результатов физической реабилитации и восстановления способностей к общественной и профессиональной деятельности на основе комплексного использования системы различных методов анализа социально значимых проблем и процессов
 
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
стр. 5
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает о разнообразии культур; понятийно-категориальный аппарат политической науки, этапы становления и развития политической мысли; основные исторические формы взаимодействия человека, в том числе, с инвалидностью, и общества; основные политические концепции
 
Уровень 2
Демонстрирует сформированные знания понятийно-категориального аппарата и методологии политической науки, основных отраслей (направлений) политической науки; знание основных социальных и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений; знает и определяет основные механизмы социализации личности в спорте и адаптивном спорте
 
Уровень 3
Обладает сформированной системой теоретических, прикладных, аксиологических и инструментальных компонентов политического знания; раскрывает знание основных социальных и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений в сфере физической культуры, здравоохранения, социальной защиты; знает принципы конструктивного взаимодействия с людьми, в том числе, с инвалидностью, с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции; объясняет механизмы социализации личности в спорте и адаптивном спорте
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Понимает особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста, состояния здоровья и пола, занимающихся спортом и физической культурой, адаптивным спортом и адаптивной физической культурой
 
Уровень 2
Понимает и сопоставляет групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста, состояния здоровья и пола, занимающихся спортом и физической культурой, адаптивным спортом и адаптивной физической культурой
 
Уровень 3
Анализирует и учитывает групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста, состояния здоровья и пола, занимающихся спортом и физической культурой, адаптивным спортом и адаптивной физической культурой в различных ситуациях в профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Обладает общими навыками социологического анализа, в том числе  данных о результатах деятельности организаций физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
 
Уровень 2
Имеет опыт социологического анализа данных о результатах деятельности организаций физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, оценивает эффективность их деятельности
 
Уровень 3
Владеет навыками прогнозирования условий и направления развития деятельности организаций физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в социально-культурном контексте на основе оценки эффективности их деятельности по результатам данных социологического анализа
 
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
Знать:
 
Уровень 1
Демонстрирует знание отдельных методов убеждения, применяет их в процессе дискуссии; пользуется понятийно-категориальным аппаратом политической науки
 
Уровень 2
Демонстрирует знание методов убеждения, аргументации своей позиции; пользуется понятийно-категориальным аппаратом и методами политической науки в процессе социального взаимодействия
 
Уровень 3
Обладает сформированной системой методов убеждения, аргументации своей позиции, интерпретируя и модифицируя знания, полученные при изучении «Политологии», для осуществления эффективного социального взаимодействия и реализации своей роли в команде в процессе профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет взаимодействовать с другими членами команды
 
Уровень 2
Умеет взаимодействовать с другими членами команды, в том числе, участвовать в обмене информацией, знаниями, в том числе по политологии
 
Уровень 3
Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в том числе, участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
В целом успешно применяет в процессе социального взаимодействия отдельные навыки решения персональных задач
 
Уровень 2
Применяет навыки решения отдельных образовательных, воспитательных, развивающих задач в процессе своей профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Успешно и систематически решает персональные и профессиональные задачи в процессе физкультурно-спортивной деятельности
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
стр. 6
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методы убеждения, аргументации своей позиции;
3.1.2
- основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство социальных отношений в сфере физической культуры, здравоохранения, социальной защиты;
3.1.3
- основные исторические формы взаимодействия человека, в том числе, с инвалидностью, и общества, политические концепции;
3.1.4
- механизмы социализации личности в спорте и адаптивном спорте;
3.1.5
- организацию и осуществление индивидуального маршрута реабилитации.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в том числе, участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды;
3.2.2
- понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста, состояния здоровья и пола, занимающихся спортом и физической культурой, адаптивным спортом и адаптивной физической культурой;
3.2.3
- взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- решения образовательных, воспитательных, развивающих, коррекционных, компенсаторных и профилактических задач в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
3.3.2
- социологического анализа данных о результатах деятельности организаций физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, оценки эффективности их деятельности, прогнозирования условий и направления ее развития в социально-культурном контексте;
3.3.3
- прогнозирования результатов физической реабилитации.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Политология: теория, методология и история

 
1.1
1.1 Политология как наука и учебная дисциплина  /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3 УК-5
3
0
Место политологии в системе социально-гуманитарного знания.  Объект и предмет политологии. Функции и методы политологии.

Взаимосвязь политологии с социологией, философией, культурологией и другими отраслями знаний. Роль политологии в современном обществе.

Структура политологии  как науки.

 
1.2
1.1 Политология как наука и учебная дисциплина  /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3 УК-5
3
0
Заполните таблицу, указав основные методы политической науки, на чем они акцентируют внимание и как изучают политику.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1) Основные парадигмы и школы политологии.

2) Политология в системе гуманитарного образования.

3) Сравнительная и прикладная политология.

4) Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы. 

 
1.3
1.2 История политических учений /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3 УК-5
3
0
Дискуссия: «Проблема соотношения морали и политики в истории политической мысли».

Темы докладов, рефератов и сообщений:

1) Политическая мысль античного мира

2) Политическая  мысль Средневековья.

3) Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

4) Социально-политические идеи мыслителей и ученых XIX века.

5) Современные политологические школы и теории.

6) Становление и развитие отечественной политической мысли.

 
1.4
1.2 История политических учений /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
УК-3 УК-5
3
0
Подготовка к практическому занятию
 
1.5
1.3 Политика и власть /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3 УК-5
3
0
Политика, ее структура и функции. Классификация политики. Особенности социальной политики в России. Политическая власть: содержание и функции. Типы власти. Роль политической власти в России. Легитимность политической власти и ее типы. Современная реформа политической власти в России.
 
стр. 7
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
1.6
1.3 Политика и власть /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3 УК-5
3
0
Доклад «Политика и ее роль в жизни современного общества».

Социальная политика в России: анализ научных и газетных статей. 

 
1.7
1.3 Политика и власть /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3 УК-5
3
0
Подготовка к практическому занятию
 
 
Раздел 2. 2 Политическая система

 
2.1
2.1 Политическая система и политические режимы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3 УК-5
3
0
Сущность и содержание понятия «политическая система». Политические режимы их сущность и типы. Тоталитарный политический режим, его основные признаки. Сталинский политический режим. Авторитарный политический режим, его отличие от тоталитаризма. Особенности демократического режим. Демократический режим: основные признаки политического режима. Политический режим в современной России.
 
2.2
2.1 Политическая система и политические режимы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3 УК-5
3
2
Диспут: правовое государство и гражданское общество в России: миф или реальность?
 
2.3
2.1 Политическая система и политические режимы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3 УК-5
3
0
Заполнение таблицы: «Функции политической системы». 
 
2.4
2.2 Государство как институт политической системы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3 УК-5
3
0
Основные институты политической системы.

Государство: типология и основные функции.

Формы правления и формы государственного устройства. Государство и гражданское общество. Правовое государство

 
2.5
2.2 Государство как институт политической системы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3 УК-5
3
2
Дискуссия: проблемы перехода от авторитаризма к демократии.  

Темы докладов, рефератов, сообщений

1) Механизм функционирования политической системы. 2) Феномен тоталитаризма в исследованиях западных и российских политологов. 3) Авторитарная традиция в российской политической истории. 4) Современные концепции демократии.

5) Необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии в России. 6)Государство – основной институт политической системы. 7)Тенденции развития государства в современном мире. 8)Проблемы российского федерализма.

 
2.6
2.2 Государство как институт политической системы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3 УК-5
3
0
Заполнение таблицы: «Сравнительные характеристики политических режимов».
 
2.7
2.3 Социальные субъекты политики /Лек/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПКО-1 УК-3 УК-5
3
0
Типологии социальных институтов. Субъекты и объекты политики. Политические интересы.

Политическая элита, ее роль и механизмы рекрутирования. Современная российская политическая элита. Группа интересов и лобби.

Политический лидер: основные концепции и типология. Политические лидеры современной России. 

 
2.8
2.3 Социальные субъекты политики /Пр/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПКО-1 УК-3 УК-5
3
0
Сравнительный анализ программ политических партий.

Ролевая игра:  «Выборы в Государственную Думу России».

 

Темы докладов и рефератов: 1)Современные концепции элиты. 2)Модели циркуляции элит и политический процесс в России. 3)Сравнительный анализ смены элит на постсоветском пространстве.

4)Политические лидеры современной России.

5)Выдающиеся лидеры разных эпох.

 
2.9
2.3 Социальные субъекты политики /Ср/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПКО-1 УК-3 УК-5
3
0
Подготовка к практическому занятию
 
стр. 8
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
2.10
2.4 Политические партии и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПКО-1 УК-3 УК-5
3
0
Политические организации, их функции. Социально-политические движения. Политические партии и их функции. Политические партии и их типы. Политическая идеология. Идеология экстремизма. Сущность и разновидности партийных и избирательных систем.
 
2.11
2.4 Политические партии и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПКО-1 УК-3 УК-5
3
2
Проблема экстремизма и терроризма

1. Определение экстремизма и терроризма

2. Цели и отличительные особенности экстремизма и терроризма

3. Виды экстремизма и терроризма (политический, религиозный, националистический)

4. Привести примеры экстремизма и терроризма у нас в стране и за рубежом.

5. Законодательство об экстремизме.

6. Причины экстремизма и терроризма.

7. Противодействие экстремизму и терроризму.

Дискуссия «Факторы молодёжного экстремизма»

Ролевая игра: «Современный политический лидер»

Темы докладов, рефератов, сообщений: 1) Партийная система современного российского общества. 2) Сравнительный анализ партийных систем. 3)  Избирательное право и избирательный процесс в России.

 
2.12
2.4 Политические партии и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
ПКО-1 УК-3 УК-5
3
0
Подготовка к практическому занятию
 
2.13
2.5 Социокультурные аспекты политики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПКО-1 УК-3 УК-5
3
0
Политическая культура: сущность и основные функции. Типология политической культуры. Культура гражданского участия. Особенности политической культуры российского общества. Политическая социализация как процесс формирования политической культуры личности.
 
2.14
2.5 Социокультурные аспекты политики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПКО-1 УК-3 УК-5
3
0
Темы докладов и рефератов

1)Политическая культура российского общества: традиции и инновации.

2)Политическая культура современной российской молодежи.

3)Формы и методы политической социализации в современной России.

4)Особенностей электорального поведения в современной России.

 
2.15
2.5 Социокультурные аспекты политики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
ПКО-1 УК-3 УК-5
3
0
Таблица «Типы политической культуры».
 
 
Раздел 3. 3 Политические процессы

 
3.1
3.1 Политическое развитие и политический процесс /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3 УК-5
3
2
Сравнительная характеристика  политических процессов

Темы докладов, рефератов, сообщений

1) Концепции политической модернизации.

2) Социокультурные особенности российской модернизации.

3)  Политическая модернизация и социальные конфликты.

 
3.2
3.1 Политическое развитие и политический процесс /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.3 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6,75
УК-3 УК-5
3
0
Эссе «Современные этнополитические конфликты». Подготовка к зачёту
 
3.3
/Зачёт/

0
3
0
Зачёт проводится на последнем практическом занятии
 
3.4
/КАтЭ/

0,25
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачету

1 Предмет, объект и структура политологии.

2 Функции и методы политологии.

3 Политическая мысль античности и средневековья.

4 Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени.

5 Политическая мысль в России.

6 Современные политологические теории.

7 Сущность политики и ее роль в обществе.

8 Политическое поведение.

9 Структура и функции политики.

 
стр. 9
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
10 Природа и функции политической власти.

11 Легитимность и основные ресурсы политической власти.

12 Политические конфликты

13 Проблема личности в политологии.

14 Политическая система и политические режимы.

15 Демократический режим.

16 Авторитарный и тоталитарный режимы.

17 Россия на пути от тоталитаризма к демократии.

18 Политические институты.

19 Сущность государства, его функции.

20 Форма государства.

21 Правовое государство: понятие и принципы.

22 Гражданское общество: понятие, структура, признаки

23 Политический процесс и его прогнозирование.

24 Политические партии и партийные системы.

25 Политическое лидерство.

26 Политическая элита.

27 Основные политические идеологии.

28 Мировая политика и международные отношения.

29 Политическая культура.

 
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работ программой не предусмотрен
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Комаровский В. С. [и др.] ; под ред. В. С. Комаровского
Политология: учебник для академического бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л1.2
Забузов О. Н., Мельков С. А., Перенджиев А. Н.
Политология (для бакалавров): учебник
М. : КноРус, 2017
 
Л1.3
Горелов А. А.
Политология (для бакалавров): учебник
М. : КноРус, 2017
 
Л1.4
Буренко В. И.
Политология (для бакалавров): учебник
М. : КноРус, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. А. Василенко
Политология:  учебник для бакалавров: учебник
М.: Юрайт, 2013
 
Л2.2
под ред. И. Е. Тимерманиса
Политология: учебник: учебник
М.: Юрайт, 2013
 
Л2.3
Исаев Б.А., Баранов Н.А.
Современная российская политика: учеб. пособие для бакалавров
СПб: Питер, 2013
 
Л2.4
Перевалов В.Д.
Политология: учебник
М.: Норма: ИНФРА- М, 2015
 
Л2.5
Кравченко А. И.
Политология: учебник
М.: Проспект, 2016
 
Л2.6
Гаджиев К. С.
Политология: учебное пособие для вузов
М. : Юрайт, 2017
 
Л2.7
Линец, С.И., Ермаков В.П.
История политических партий и движений в России: учеб. пособие для академ. бакалавриата
М.: Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по политологии. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Index_Polit.php
 
Э2
Электронные лекции по политологии. [Электронный ресурс]. – URL: http://all-politologija.ru/ru/
 
Э3
Сайт Российской ассоциации политической науки. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rapn.ru/in.php?to=resources
 
Э4
Электронный журнал «ПОЛИС. Политические исследования» . [Электронный ресурс]. – URL: http://www.politstudies.ru/
 
стр. 10
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
Э5
Сайт интернет-проекта "ПолитНаука - политология в России и мире". [Электронный ресурс]. – URL: http://www.politnauka.org/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.3
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачета, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, 

 
стр. 11
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.