2020-2021_49_03_02 20 ФР_plx_Культурология_Физическая реабилитация
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Культурология
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 20 ФР.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
39,75
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
39,75
39,75
39,75
39,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Т. Ю. Тихонова _________________
 
д.мед.н., руководитель ООП, Е. В. Быков _________________
Рецензент(ы):
 
Культурология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью изучения дисциплины «Культурология» является формирование у студентов развёрнутого представления о межкультурном разнообразии общества, закономерностях функционирования и исторического развития мировой и русской культуры, развитие навыков, необходимых для ориентации в мире духовной культуры, формирование общей культуры и духовно-нравственное развитие личности. Воспитание толерантного отношения к представителям других социальных, этнических и конфессиональных групп
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в полной средней школе. Набор входящих знаний и умений, отражающих содержание образования полной средней школы, и наличие сформированных компетенций, включая знание базовых ценностей мировой культуры, владение государственным языком общения, понимание законов развития природы и общества, способность занимать активную жизненную позицию и навыки самооценки, обеспечивает требуемый фундамент для изучения дисциплины «Культурология».
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения такой дисциплины как «Философия».
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные факторы и движущие силы историко-культурного развития
 
Уровень 2
Знает базовые особенности менталитета и мировоззрения, материальной и духовной культуры
 
Уровень 3
Знает особенности формирования и развития духовно-нравственной жизни народов, нормативно-ценностную структуру основных конфессий и культурных традиций народов России
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет сопоставлять явления и процессы в отечественной истории, выявлять общее и особенное в культурной жизни
 
Уровень 2
Умеет анализировать закономерности культурной жизни, основные этнокультурные процессы в истории России
 
Уровень 3
Умеет выделять наиболее общие характеристики историко-культурного развития народов России
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет опыт поиска необходимой информации в исторческих источниках
 
Уровень 2
Имеет опыт анализа основных исторических источников, политических программ, общественных процессов
 
Уровень 3
Имеет опыт анализа основных закономерностей социальных процессов и явлений
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- осознавать себя как активного участника исторического процесса, как преемственную и неотъемлемую часть своего народа, динамично развивающейся исторической и культурной общности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Теория культуры

 
стр. 5
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
1.1
1.1 Предмет и методы культурологии. Сущность и функции культуры.Динамика культурно-исторического процесса. /Лек/
Л1.1 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология в ряду других наук о культуре. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы.

Понятие «культура» и смежные культурологические категории. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Инкультурация и социализация. Основные функции культуры

Социокультурный процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Культурная традиция, ее роль в обществе. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Внутрикультурное и кросскультурное взаимодействие. Заимствование. Аккультурация. Ассимиляция. Понятие «субкультура» и «контркультура».

 
1.2
1.1 Предмет и методы культурологии. Сущность и функции культуры.Динамика культурно-исторического процесса. /Пр/
Л1.1 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
1.Этническая и национальная культуры: понятие, их место и роль в мировой культуре, особенности функционирования в современном мире.  

2.Элитарная и массовая культуры: понятие, носители, взаимосвязи.

3.Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры.

4.Локальные культуры: понятие и способы возникновения. 5. Терминологический диктант.

 
1.3
1.1 Предмет и методы культурологии. Сущность и функции культуры.Динамика культурно-исторического процесса. /Ср/
Л1.1 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

3
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия

 
 
Раздел 2. 2 История культуры

 
2.1
2.1 Становление культуры. (Первобытная культура) /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Периодизация первобытной культуры. Возникновение культуры в период позднего палеолита. Основные черты архаичной культуры. Магическое сознание. Тотемизм. Интегративная роль тотема. Анимизм. «Табу» и его роль в первобытном обществе. Миф и мифология. Синкретизм первобытного искусства. Натуралистическая живопись и скульптура: «палеолитические Венеры», пещерная живопись. Искусство палеолита, мезолита, неолита. Музыкальное начало в архаичной культуре. Архитектурные формы первобытной эпохи: поселения, погребения, мегалиты.
 
2.2
2.1 Становление культуры. (Первобытная культура) /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
2
1. Генезис и основные черты первобытной культуры: основные факторы антропогенеза и расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных стереотипов поведения, социальной и культурной дифференциации человечества.

2. Роль языка в становлении человека и его культуры.

3. Роль мифа в становлении человеческого сознания, его разновидности и основные функ-ции.

4. Ранние формы религиозной культуры, их осмысление в религиоведении, этнологии и культурологии. Роль «первичного монотеизма», истоки магии и религии.

5. Искусство первобытной эпохи. Картина мира и система ценностей человека первобытной эпохи.

 
2.3
2.1 Становление культуры. (Первобытная культура) /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

3
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Самостоятельно просмотреть документальный фильм «Первобытная культура. Культура древних цивилизаций» и написать отзыв.

 
2.4
2.2 Культуры Древнего мира /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
1. Условия возникновения и основные очаги ранних цивилизаций: Месопотамия, Древний Египет, Хараппа, Древний Китай. Великие  реки – «воспитатели человечества». Культурные «скрепы» цивилизации: город, архитектура, внешняя торгово-политическая активность. Письменность, историография и др. Социальная дифференциация цивилизационных обществ. Образность первобытного и понятийность цивилизованного мышления.

2. Особенности культуры ранних цивилизаций (по выбору): система высших ценностей и смыслов, знания и представления о мире, обществе и человеке, специфика культуры человеческих отношений и материальной культуры.

3. Доклады и презентации по теме «Культура Древнего Египта».

4. Доклады и презентации по теме «Культура Древнего Китая».

5.  Доклады и презентации по теме «Культура Древней Индии».

6. Обсуждение документального фильма «Первобытная культура. Культура древних цивилизаций».

 
2.5
2.2 Культуры Древнего мира /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

3
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. 

 
2.6
2.3 Особенности античной культуры /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
2
1. Античность как основа европейской цивилизации. Античная культура и мировая и европейская культурная традиции. Общая характеристика и основные этапы.

2. Античность как историко-культурный феномен. Человек и мир в культуре античности. (Мировосприятие человека в античном обществе).

3. Этапы становления и развития культуры античности.

4. Античный полис.

5. Античная мифология и ее специфика.

6. Наука и философия в системе античного знания.

7. Фатализм и героизм в античной культуре. Греческое и римское чувство жизни и красоты.

Архитектура Античности.

 
2.7
2.3 Особенности античной культуры /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

3
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. 

 
2.8
2.4 Европейская культура средних веков /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Средневековая европейская культура: хронология и периодизация; феодализм как экономическая основа; религиозность как доминанта духовной жизни. Церковь как основной институт культуры. Нравственный идеал СВ и его сословные модификации. Традиционализм культуры. Символизм. Каноничность. Картина мира СВ человека. Система образования и наука. Теология и схоластика. Роль университетов в СВ культуре. Художественная культура. Зарождение городской культуры. Основные черты культуры Византии.
 
2.9
2.4 Европейская культура средних веков /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Просмотр и написание отзыва на любой фильм о жизни в Средневековье.

 
стр. 6
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
2.10
2.5 Культурные особенности арабо-мусульманского Востока /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
1. Аравия – историческая родина ислама. Особенности духовной культуры ислама.

2. Установление культовых и обрядовых отличий: мечеть, молитвы, пост, паломничество, календарь.

3. Коран как историко-культурный и литературный памятник. Исламское вероучение и догматика.

4. Главные проблемы арабо-мусульманской философии. Мистицизм религиозно-философских систем. Суфизм.

5. Мусульманское право и шариат. Суннизм и шиизм – правовые школы ислама.

6. Арабская письменность и литература. Грамотность на мусульманском Востоке. Учебные заведения (мечети, медресе).

7. Традиционность арабской поэзии: устойчивость образов, жанров. Придворная поэзия и ее характерные черты. «Золотой век» поэзии, появление самостоятельных поэтических жанров. Великие поэты мусульманского.

8. Изобразительное искусство. Настенная живопись. Книжная миниатюра. Утверждение орнаментального начала в изобразительном искусстве. Прикладное искусство.

9. Архитектура. Культовые сооружения: мечети, медресе, мавзолеи. Дворцы. Общественные здания. Архитектурные формы и интерьеры.

10. Арабо-мусульманская наука: математика, астрономия, физика, медицина. Гуманитарные науки. Философия. Арабо-мусульманская наука и Европа

 
2.11
2.5 Культурные особенности арабо-мусульманского Востока /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. 

 
2.12
2.6

Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Лек/

Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Культура эпохи Возрождения и Реформации как предпосылка становления культуры Нового времени. «Ренессанс». Хронология и периодизация. Центры культуры. Художественно-эстетич. характер эпохи. Образование и наука. Идея разностороннего развития личности. Великие географические открытия. Гелиоцентрическая картина мира. Натурфилософия. Развитие филологии.  Искусство. Живопись: Джотто, Мазаччо, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Боттичелли. Литература: Петрарка, Бокаччо,  Алигьери, Сервантес, Лопе де Вега. Музыкальная культура. Скульптура: Донателло, Микеланджело. Религиозно-реформаторские ценности. Протестантизм.
 
2.13
2.6

Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

3
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме.

Просмотр и написание отзыва на любой фильм о жизни в эпоху Возрождения.

 
2.14
2.7 Европейская культура Нового времени. Характерные черты культуры XVII–XVIII вв. /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Хронологические рамки и социально-политические предпосылки культуры эпохи абсолютизма и века Просвещения. Рационализм как основа мировоззрения. Культ разума, знания, «естественного человека». Принципы естественного права. Рост роли науки в жизни общества. Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольбах и др. Возникновение опытной науки. Механика и математика (17 в.). Создание научных сообществ. Развитие физики, химии, географии, биологич. наук в 18 в. Направления худож. культуры 17-18 вв. Классицизм: эстетика, иерархия жанров, представители (Пуссен, Давид, Фальконе,  Корнель, Мольер). Барокко: приоритетные жанры, ерты, представители. Рококо: принцип единства полезности и красоты; интерьеры; сюжеты, представители: Ватто, Фрагонар, Буше.
 
2.15
2.7 Европейская культура Нового времени. Характерные черты культуры XVII–XVIII вв. /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

3
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме. 

 
2.16
2.8 Европейская культура XIX в. /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Европейская культура 19 в. Экономическая культура. Мировая система хозяйства. Мировой рынок. Господство утилитаризма. Выработка норм регуляции отношений между партнерами купли-продажи. Культурные идеалы 19 в. Стилевое и жанровое разнообразие худож. культуры. Формирование институтов художественной деятельности. Романтизм как общекультурное движение эпохи. Господствующие жанры: поэзия, музыка, балет. Реализм как стиль культуры. Критический реализм. Социальный роман: Бальзак, Гюго,  Музыка: Верди, Пуччини, Бизе. Импрессионизм: Моне, Ренуар, Дега, Роден. Постимпрессионализм: Сезанн, Гоген, Ван Гог.
 
2.17
2.8 Европейская культура XIX в. /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме.

 
2.18
2.9 История культуры России /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Культура древних славян. Специфика мировоззрения и верований. Обряды.  Письменность. Памятники древнерусской культуры. Культура Киевской и Новгородской Руси. Церковь как институт культуры. Храмовое зодчество. Литература. Устная языковая традиция. Изобразительное искусство. Художественные ремесла. Культура времени становления и укрепления единого государства (14-17 вв.). Иконопись: Ф. Грек, Дионисий, Рублев. Книгопечатание. Светский характер культурного развития 17 в.  Петровские реформы в области культуры. 19 век - «Золотой век» русской культуры. Роль русской интеллигенции в культуре 19 в. Худож. направления: символизм, акмеизм, футуризм. Русский авангард. Реалистич. направление. Театральное искусство. Меценатство. Культура советского периода. Тоталитарная культура. Метод социалистического реализма. Культура русского зарубежья. Представители культуры русского зарубежья в области науки и искусства. Роль русской культуры в мировом культурном развитии.
 
2.19
2.9 История культуры России /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
2
1. Исторические особенности русской культуры: этапы и тенденции развития. Специфика России в мировой культуре.

2. Русская духовная культура. Особенности ее становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитета. Понятие ментальности как инструмент культурологического анализа. Основные факторы формирования русской ментальности. Особенности проявления национального менталитета в русской сказке.

3. Язычество и христианство на Руси, их взаимовлияние. Проблемы восприятия славянским миром христианской культуры Византийского и латинского круга.

4. Роль интеллигенции в русской культуре.

5. Особенности современной социокультурной ситуации в России.

6. Диспут на тему «Эволюция развития культуры России»

 
2.20
2.9 История культуры России /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.

Просмотр и написание отзыва на любой фильм о русской культуре и её выдающихся деятелях.

 
 
Раздел 3. 3 Проблемы современной культуры

 
3.1
3.1 Актуальные проблемы культуры XX столетия /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Техническая культура 20 в. Основные черты техногенной цивилизации. Постиндустриальное общество: факторы развития и характерные черты. Человек в аспекте глобальных проблем современности: экологической, демографической, ресурсосбережения, разоружения и др. Политическая культура 20 века: тоталитаризм и демократия. Тоталитаризм: основные принципы, исторические формы. Тоталитаризм в искусстве. Политико-правовая культура демократического общества. Массовая культура: основные черты и формы. «Массовое общество» и «массовая культура». Тематика произведений. Модернизм в культуре 20 в.: идеология, основные направления и их специфика. Гуманизм 20 в. Принцип ненасилия. Экологич. этика. Правозащитное движение. Биоэтика. Медицинская этика. Понятие «социокультурная ситуация». Позитивное и негативное воздействие современных информационных технологий. СМИ в современной культуре. Роль рекламы в культуре. Идеологический плюрализм. Разрушение инфраструктуры культуры. Культурная экспансия. Статусное потребление культуры. Экология культуры. Декларация прав культуры.
 
стр. 7
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
3.2
3.1 Актуальные проблемы культуры XX столетия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
2
Круглый стол «Кризис культуры: что делать?»; «Глобальные проблемы человечества»
 
3.3
3.1 Актуальные проблемы культуры XX столетия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

3
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка к выступлению на практическом занятии. 

 
3.4
3.2 Культура мира. Национализм: причины и проблемы. Национальные конфликты и пути их преодоления /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5
1
0
Терминологический диктант.

Дискуссия «Преодоление межнациональных конфликтов»

1. Согласны ли Вы с мнением, что быть националистом – это значит быть гражданином и патриотом? Обоснуйте свое мнение.

2. Как декларация принципов толерантности определяет понятие терпимости?

3. Как декларация принципов толерантности характеризует признаки и симптомы нетерпимости?

4. Как вы думаете, что может стать источником конфликта?

Круглый стол «Национализм. Причины и проблемы национализма. Пути преодоления национальных конфликтов» 

 
3.5
3.2 Культура мира. Национализм: причины и проблемы. Национальные конфликты и пути их преодоления /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4,75
УК-5
1
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Самостоятельно прочитать и законспектировать «Декларацию принципов толерантности» и  «Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам». Подготовка к зачёту

 
3.6
/Зачёт/

0
1
0
Зачёт проводится на последнем практическом занятии
 
3.7
/КАтЭ/

0,25
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Культурология»:

1 Предмет и задачи культурологии. Место культурологии среди наук, изучающих культуру.

2 Структура и состав современного культурологического знания.

3 Культурология и философия культуры.

4 Культурная антропология как культурологическая дисциплина.

5 Культурология и история культуры.

6 Социология культуры. Предмет и особенности социологического изучения культуры, основные  направления исследований.

7 Методы культурологических исследований. Теоретическая и прикладная культурология.

8 Многообразие научных подходов к сущности культуры и его причины.

9 Функции культуры.

10 Культура и цивилизация.

11 Морфология культуры.

12 Материальная и духовная культура.

13 Основные теории происхождения культуры.

14 Динамика культуры.

15 Семиотика культуры.

16 Межкультурные коммуникации.

17 Культурные ценности, нормы и традиции.

18 Культурная картина мира.

19 Социальные институты культуры.

20 Культурная самоидентичность.

21 Культурная модернизация.

22 Типология культуры.

23 Этническая и национальная культура.

24 Элитарная и массовая культура.

25 Восточный и западный типы культуры.

26 Специфические и срединная культуры.

27 Теории «жизненных циклов» Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера.

28 Типология культуры П. Сорокина.

29 Теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби.

30 Типология культуры К. Ясперса.

31 Место и роль России в мировой культуре.

32 Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

33 Культура и природа.

34 Культура и общество.

 
стр. 8
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
35 Культура и глобальные проблемы современности.

36 Культура и личность. Социализация и инкультурация личности как механизмы приобщения к культуре.

 
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работ программой не предусмотрен
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кравченко А. И.
Культурология: учебник
М.: Проспект, 2017
 
Л1.2
Боголюбова Н. М.,  Николаева Ю. В.
Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л1.3
Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В.
Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л1.4
Драч Г. В.
Культурология (для бакалавров): учебник
М. : КноРус, 2016
 
Л1.5
Садохин А. П.
Культурология (для бакалавров): учебное пособие
М. : КноРус, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Солонин Ю.Н., Каган М.С.
Культурология: учебник
М.: Юрайт, 2013
 
Л2.2
Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т.
Культурология: учебное пособие
М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013
 
Л2.3
Садохин А.П.
Межкультурная коммуникация: учеб. пособие
М.: Альфа-М: Инфра-М, 2014
 
Л2.4
Пивоев В. М.
Культурология. Введение в историю и теорию культуры: учебное пособие
М. : КноРус, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по культурологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php
 
Э2
Электронная библиотека по истории искусств [Электронный ресурс]. – URL: http://artyx.ru/books/index.shtml
 
Э3
Электронный учебник "Межкультурное взаимодействие в современном мире" [Электронный ресурс]. – URL: http://scibook.net/otnosheniya-mejdunarodnyie/mejkulturnoe-vzaimodeystvie-sovremennom.html
 
Э4
Учебные материалы для студентов: книги и учебники по культурологии [Электронный ресурс]. –  URL: https://studme.org/kulturologiya/
 
Э5
Сайт Государственной Третьяковской галереи [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tretyakovgallery.ru/
 
Э6
Сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина [Электронный ресурс]. –  URL: http://www.arts-museum.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
 
стр. 9
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
7.3
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.4
2-114: Тумба угловая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стул: 36 шт; Доска: 1 шт; Стол письмен. компьютерный: 1 шт; Стол ученический: 28 шт; Стол: 9 шт; Стул ученический:36 шт; К-т парта 2 стула: 1 шт; Проектор Beng Projector МР575 с экраном: 1 шт; Компьютер Celeron: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.5
1-23: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Кондиционер: 1 шт; Стенка: 1 шт; Стол ученический: 15 шт; Стул ученический: 30 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Шкаф офисный: 3 шт; Стол письменный угловой с тумбой: 1 шт; Стул: 1 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.6
1-317: Проектор BENQ – 1; Экран – 1; Компьютер AMD Athlon II X2 ММ – 11; Canon – 1; Коммутатор D-LINC 24 х 10ХХМbps портов, неуправляемый – 1; Коммутатор (8 портов) – 1; Кондиционер – 1; Стол – 1; Доска классная 3-х створч: 1 шт; Стол офисный: 18 шт; Стол преподавателя: 1 шт; Стол-приставка: 1 шт; Тумба выкатная: 8 шт; Стул п/мягкий: 27 шт; Трибуна настольная: 2 шт; Кондиционер Samsung: 1 шт; Жалюзи рулонные большие: 1 шт.
7.7
1-318: Проектор BENQ – 1;Экран – 1; Компьютер AMD Athlon II X2 – 11 шт.; Canon – 1; Коммутатор D-LINC 24 х 10ХХМbps портов, неуправляемый – 1; Коммутатор (8 портов) – 1; Кондиционер – 1; Стол – 1; Доска классная 3-х створч: 1 шт; Стол офисный: 18 шт; Стол преподавателя: 1 шт; Стол-приставка: 1 шт; Тумба выкатная: 8 шт; Стул п/мягкий: 27 шт; Трибуна настольная: 2 шт; Кондиционер Samsung: 1 шт; Жалюзи рулонные большие: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так 

 
стр. 10
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
и презентации.