«Уральский государственный университет физической культуры»
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Понятие «культура» и смежные культурологические категории. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Инкультурация и социализация. Основные функции культуры
Социокультурный процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Культурная традиция, ее роль в обществе. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Внутрикультурное и кросскультурное взаимодействие. Заимствование. Аккультурация. Ассимиляция. Понятие «субкультура» и «контркультура».
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2.Элитарная и массовая культуры: понятие, носители, взаимосвязи.
3.Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры.
4.Локальные культуры: понятие и способы возникновения. 5. Терминологический диктант.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Роль языка в становлении человека и его культуры.
3. Роль мифа в становлении человеческого сознания, его разновидности и основные функ-ции.
4. Ранние формы религиозной культуры, их осмысление в религиоведении, этнологии и культурологии. Роль «первичного монотеизма», истоки магии и религии.
5. Искусство первобытной эпохи. Картина мира и система ценностей человека первобытной эпохи.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Самостоятельно просмотреть документальный фильм «Первобытная культура. Культура древних цивилизаций» и написать отзыв.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Особенности культуры ранних цивилизаций (по выбору): система высших ценностей и смыслов, знания и представления о мире, обществе и человеке, специфика культуры человеческих отношений и материальной культуры.
3. Доклады и презентации по теме «Культура Древнего Египта».
4. Доклады и презентации по теме «Культура Древнего Китая».
5. Доклады и презентации по теме «Культура Древней Индии».
6. Обсуждение документального фильма «Первобытная культура. Культура древних цивилизаций».
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Античность как историко-культурный феномен. Человек и мир в культуре античности. (Мировосприятие человека в античном обществе).
3. Этапы становления и развития культуры античности.
4. Античный полис.
5. Античная мифология и ее специфика.
6. Наука и философия в системе античного знания.
7. Фатализм и героизм в античной культуре. Греческое и римское чувство жизни и красоты.
Архитектура Античности.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Просмотр и написание отзыва на любой фильм о жизни в Средневековье.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Установление культовых и обрядовых отличий: мечеть, молитвы, пост, паломничество, календарь.
3. Коран как историко-культурный и литературный памятник. Исламское вероучение и догматика.
4. Главные проблемы арабо-мусульманской философии. Мистицизм религиозно-философских систем. Суфизм.
5. Мусульманское право и шариат. Суннизм и шиизм – правовые школы ислама.
6. Арабская письменность и литература. Грамотность на мусульманском Востоке. Учебные заведения (мечети, медресе).
7. Традиционность арабской поэзии: устойчивость образов, жанров. Придворная поэзия и ее характерные черты. «Золотой век» поэзии, появление самостоятельных поэтических жанров. Великие поэты мусульманского.
8. Изобразительное искусство. Настенная живопись. Книжная миниатюра. Утверждение орнаментального начала в изобразительном искусстве. Прикладное искусство.
9. Архитектура. Культовые сооружения: мечети, медресе, мавзолеи. Дворцы. Общественные здания. Архитектурные формы и интерьеры.
10. Арабо-мусульманская наука: математика, астрономия, физика, медицина. Гуманитарные науки. Философия. Арабо-мусульманская наука и Европа
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка докладов и презентаций по теме.
Просмотр и написание отзыва на любой фильм о жизни в эпоху Возрождения.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка докладов и презентаций по теме.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка докладов и презентаций по теме.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Русская духовная культура. Особенности ее становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитета. Понятие ментальности как инструмент культурологического анализа. Основные факторы формирования русской ментальности. Особенности проявления национального менталитета в русской сказке.
3. Язычество и христианство на Руси, их взаимовлияние. Проблемы восприятия славянским миром христианской культуры Византийского и латинского круга.
4. Роль интеллигенции в русской культуре.
5. Особенности современной социокультурной ситуации в России.
6. Диспут на тему «Эволюция развития культуры России»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Просмотр и написание отзыва на любой фильм о русской культуре и её выдающихся деятелях.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Подготовка к выступлению на практическом занятии.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Дискуссия «Преодоление межнациональных конфликтов»
1. Согласны ли Вы с мнением, что быть националистом – это значит быть гражданином и патриотом? Обоснуйте свое мнение.
2. Как декларация принципов толерантности определяет понятие терпимости?
3. Как декларация принципов толерантности характеризует признаки и симптомы нетерпимости?
4. Как вы думаете, что может стать источником конфликта?
Круглый стол «Национализм. Причины и проблемы национализма. Пути преодоления национальных конфликтов»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Самостоятельно прочитать и законспектировать «Декларацию принципов толерантности» и «Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам». Подготовка к зачёту
1 Предмет и задачи культурологии. Место культурологии среди наук, изучающих культуру.
2 Структура и состав современного культурологического знания.
3 Культурология и философия культуры.
4 Культурная антропология как культурологическая дисциплина.
5 Культурология и история культуры.
6 Социология культуры. Предмет и особенности социологического изучения культуры, основные направления исследований.
7 Методы культурологических исследований. Теоретическая и прикладная культурология.
8 Многообразие научных подходов к сущности культуры и его причины.
9 Функции культуры.
10 Культура и цивилизация.
11 Морфология культуры.
12 Материальная и духовная культура.
13 Основные теории происхождения культуры.
14 Динамика культуры.
15 Семиотика культуры.
16 Межкультурные коммуникации.
17 Культурные ценности, нормы и традиции.
18 Культурная картина мира.
19 Социальные институты культуры.
20 Культурная самоидентичность.
21 Культурная модернизация.
22 Типология культуры.
23 Этническая и национальная культура.
24 Элитарная и массовая культура.
25 Восточный и западный типы культуры.
26 Специфические и срединная культуры.
27 Теории «жизненных циклов» Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера.
28 Типология культуры П. Сорокина.
29 Теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби.
30 Типология культуры К. Ясперса.
31 Место и роль России в мировой культуре.
32 Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
33 Культура и природа.
34 Культура и общество.
36 Культура и личность. Социализация и инкультурация личности как механизмы приобщения к культуре.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.
О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий
Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;
– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;
– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;
– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так