Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Социально-гуманитарных наук
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проректор по учебно-воспитательной работе
z49.03.02_20_ФР.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
Распределение часов дисциплины по курсам
Контактные часы на аттестацию
к.п.н., Доцент, Т. Ю. Тихонова _________________
д.мед.н., Руководитель ООП, Е. В. Быков _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2020-2025 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Культурология» является формирование у студентов развёрнутого представления о межкультурном разнообразии общества, закономерностях функционирования и исторического развития мировой и русской культуры, развитие навыков, необходимых для ориентации в мире духовной культуры, формирование общей культуры и духовно-нравственное развитие личности. Воспитание толерантного отношения к представителям других социальных, этнических и конфессиональных групп
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в полной средней школе. Набор входящих знаний и умений, отражающих содержание образования полной средней школы, и наличие сформированных компетенций, включая знание базовых ценностей мировой культуры, владение государственным языком общения, понимание законов развития природы и общества, способность занимать активную жизненную позицию и навыки самооценки, обеспечивает требуемый фундамент для изучения дисциплины «Культурология».
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Знает основные факторы и движущие силы историко-культурного развития
Знает базовые особенности менталитета и мировоззрения, материальной и духовной культуры
Знает особенности формирования и развития духовно-нравственной жизни народов, нормативно-ценностную структуру основных конфессий и культурных традиций народов России
Умеет сопоставлять явления и процессы в отечественной истории, выявлять общее и особенное в культурной жизни
Умеет анализировать закономерности культурной жизни, основные этнокультурные процессы в истории России
Умеет выделять наиболее общие характеристики историко-культурного развития народов России
Имеет опыт поиска необходимой информации в исторческих источниках
Имеет опыт анализа основных исторических источников, политических программ, общественных процессов
Имеет опыт анализа основных закономерностей социальных процессов и явлений
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
- закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем
- осознавать себя как активного участника исторического процесса, как преемственную и неотъемлемую часть своего народа, динамично развивающейся исторической и культурной общности
- анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Теория культуры
Предмет и методы культурологии. Сущность и функции культуры.Динамика культурно-исторического процесса. /Лек/
Л1.1 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Предмет и методы культурологии. Сущность и функции культуры.Динамика культурно-исторического процесса. /Ср/
Л1.1 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Раздел 2. История культуры
Становление культуры. (Первобытная культура). Культуры Древнего мира. Особенности античной культуры. Европейская культура средних веков. Культурные особенности арабо-мусульманского Востока.
Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Становление культуры. (Первобытная культура). Культуры Древнего мира. Особенности античной культуры. Европейская культура средних веков. Культурные особенности арабо-мусульманского Востока.
Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Европейская культура Нового времени. Характерные черты культуры XVII–XVIII вв. Европейская культура XIX в. История культуры России. /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Европейская культура Нового времени. Характерные черты культуры XVII–XVIII вв. Европейская культура XIX в. История культуры России. /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Раздел 3. Проблемы современной культуры
Актуальные проблемы культуры XX столетия. Культура мира. Национализм: причины и проблемы. Национальные конфликты и пути их преодоления /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Актуальные проблемы культуры XX столетия. Культура мира. Национализм: причины и проблемы. Национальные конфликты и пути их преодоления /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Культурология»:
1 Предмет и задачи культурологии. Место культурологии среди наук, изучающих культуру.
2 Структура и состав современного культурологического знания.
3 Культурология и философия культуры.
4 Культурная антропология как культурологическая дисциплина.
5 Культурология и история культуры.
6 Социология культуры. Предмет и особенности социологического изучения культуры, основные направления
исследований.
7 Методы культурологических исследований. Теоретическая и прикладная культурология.
8 Многообразие научных подходов к сущности культуры и его причины.
9 Функции культуры.
10 Культура и цивилизация.
11 Морфология культуры.
12 Материальная и духовная культура.
13 Основные теории происхождения культуры.
14 Динамика культуры.
15 Семиотика культуры.
16 Межкультурные коммуникации.
17 Культурные ценности, нормы и традиции.
18 Культурная картина мира.
19 Социальные институты культуры.
20 Культурная самоидентичность.
21 Культурная модернизация.
22 Типология культуры.
23 Этническая и национальная культура.
24 Элитарная и массовая культура.
25 Восточный и западный типы культуры.
26 Специфические и срединная культуры.
27 Теории «жизненных циклов» Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера.
28 Типология культуры П. Сорокина.
29 Теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби.
30 Типология культуры К. Ясперса.
31 Место и роль России в мировой культуре.
32 Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
33 Культура и природа.
34 Культура и общество.
35 Культура и глобальные проблемы современности.
36 Культура и личность. Социализация и инкультурация личности как механизмы приобщения к культуре.
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работ программой не предусмотрен
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В.
Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата
Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В.
Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата
Культурология (для бакалавров): учебник
Культурология (для бакалавров): учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т.
Культурология: учебное пособие
Межкультурная коммуникация: учеб. пособие
М.: Альфа-М: Инфра-М, 2014
Культурология. Введение в историю и теорию культуры: учебное пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по культурологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php
Электронная библиотека по истории искусств [Электронный ресурс]. – URL: http://artyx.ru/books/index.shtml
Электронный учебник "Межкультурное взаимодействие в современном мире" [Электронный ресурс]. – URL: http://scibook.net/otnosheniya-mejdunarodnyie/mejkulturnoe-vzaimodeystvie-sovremennom.html
Учебные материалы для студентов: книги и учебники по культурологии [Электронный ресурс]. – URL: https://studme.org/kulturologiya/
Сайт Государственной Третьяковской галереи [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tretyakovgallery.ru/
Сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина [Электронный ресурс]. – URL: http://www.arts-museum.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Занятия проводятся в аудиториях:
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
2-114: Тумба угловая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стул: 36 шт; Доска: 1 шт; Стол письмен. компьютерный: 1 шт; Стол ученический: 28 шт; Стол: 9 шт; Стул ученический:36 шт; К-т парта 2 стула: 1 шт; Проектор Beng Projector МР575 с экраном: 1 шт; Компьютер Celeron: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
1-23: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Кондиционер: 1 шт; Стенка: 1 шт; Стол ученический: 15 шт; Стул ученический: 30 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Шкаф офисный: 3 шт; Стол письменный угловой с тумбой: 1 шт; Стул: 1 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
1-317: Проектор BENQ – 1; Экран – 1; Компьютер AMD Athlon II X2 ММ – 11; Canon – 1; Коммутатор D-LINC 24 х 10ХХМbps портов, неуправляемый – 1; Коммутатор (8 портов) – 1; Кондиционер – 1; Стол – 1; Доска классная 3-х створч: 1 шт; Стол офисный: 18 шт; Стол преподавателя: 1 шт; Стол-приставка: 1 шт; Тумба выкатная: 8 шт; Стул п/мягкий: 27 шт; Трибуна настольная: 2 шт; Кондиционер Samsung: 1 шт; Жалюзи рулонные большие: 1 шт.
1-318: Проектор BENQ – 1;Экран – 1; Компьютер AMD Athlon II X2 – 11 шт.; Canon – 1; Коммутатор D-LINC 24 х 10ХХМbps портов, неуправляемый – 1; Коммутатор (8 портов) – 1; Кондиционер – 1; Стол – 1; Доска классная 3-х створч: 1 шт; Стол офисный: 18 шт; Стол преподавателя: 1 шт; Стол-приставка: 1 шт; Тумба выкатная: 8 шт; Стул п/мягкий: 27 шт; Трибуна настольная: 2 шт; Кондиционер Samsung: 1 шт; Жалюзи рулонные большие: 1 шт.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие