Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Спортивной медицины и физической реабилитации
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проректор по учебно-воспитательной работе
z49.03.02_20_ФР.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
Распределение часов дисциплины по курсам
Контактные часы на аттестацию
к.м.н., доцент, А.В. Скутин _________________
к.м.н., доцент, Е.А. Сазонова ;к.п.н., доцент, нач.УМО, О.А. Клестова _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 1.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д.м.н., профессор Е.В. Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой д.м.н., профессор Е.В. Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой д.м.н., профессор Е.В. Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой д.м.н., профессор Е.В. Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой д.м.н., профессор Е.В. Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Патология и тератология» являются сформировать общее представление о здоровье и болезни, познакомить с причинами, механизмами и основными закономерностями возникновения и развития патологических процессов и врожденных пороков, а также с компенсаторными возможностями организма. Обеспечить воспитание у занимающихся негативное отношение ко всем видам антисоциального поведения и зависимостей человека от психоактивных веществ
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении дисциплин «Биология с основами экологии», «Анатомия человека», «Физиология человека». Набор входящих знаний и умений, состоящий в знании законов генетики, клетки, физиологии и здоровья, морфологии человека, обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для изучения дисциплины «патология и тератология»
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения дисциплины «Частная патология»
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПКО-1: Способен обеспечивать эффективность физической реабилитации занимающихся различных нозологических, возрастных и гендерных групп с учетом принципов и форм организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет средств адаптивной физической культуры направленных на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности; способен на практике применять технологии и методики лечебной физической культуры, массажа, эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, технические средства реабилитации; определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий; способен составлять индивидуальный план физической реабилитации, план индивидуального и группового занятия по программе физической реабилитации с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; владеет медицинскими основами адаптивной физической культуры
оптимальные знания медицинских основ адаптивной физической культуры при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
хорошие знания медицинских основ адаптивной физической культуры при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
совершенные знания медицинских основ адаптивной физической культуры при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
оптимальное взаимодействие с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации; владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта; определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий; осуществлять подбор оптимальных средств и методов физической реабилитации; определять последовательность применения средств физической реабилитации; самостоятельно проводить мероприятия по физической реабилитации
достаточное умение взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации; владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта; определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий; осуществлять подбор оптимальных средств и методов физической реабилитации; определять последовательность применения средств физической реабилитации; самостоятельно проводить мероприятия по физической реабилитации
максимальное взаимодействие с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации; владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта; определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий; осуществлять подбор оптимальных средств и методов физической реабилитации; определять последовательность применения средств физической реабилитации; самостоятельно проводить мероприятия по физической реабилитации
Владеет хорошим опытом: прогнозирования результатов физической реабилитации; самостоятельного проведения мероприятий по физической реабилитации; определения оптимального набора средств и
методов физической реабилитации
Владеет совершенным опытом: прогнозирования результатов физической реабилитации; самостоятельного проведения мероприятий по физической реабилитации; определения оптимального набора средств и методов физической реабилитации
Владеет опытом: прогнозирования результатов физической реабилитации; самостоятельного проведения мероприятий по физической реабилитации; определения оптимального набора средств и методов физической реабилитации
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
– *этиологию и патогенез типовых патологических процессов, врожденных пороков развития у лиц с отклонениями в состоянии здоровья;– *механизмы восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека при типовых патологических процессах, при инвалидности, с учетом возраста и пола у лиц с отклонениями в состоянии здоровья;– *механизмы компенсации функций организма человека при нарушениях оставшихся после болезни или травмы;– *закономерности развития различных типовых патологических процессов, вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием и поражением, и сопутствующих основному дефекту;– *роль реактивности и резистентности в развитии патологии
– способствовать восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развития их функций, этиологии, патогенеза заболеваний;– предупреждать прогрессирование основного заболевания, появление вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием, поражением и сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению
– средствами, методами, приемами, техническими средствами для применения физических факторов воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп;– средствами, методами, приемами, техническими средствами для предупреждения прогрессирования основного заболевания, для предупреждения появления и (или) прогрессирования сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных (провоцируемых) основным дефектом
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. 1 Общее учение о болезни
1 Общее учение о болезни /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
1 Общее учение о болезни /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
1 Общее учение о болезни /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Раздел 2. 2 Типовые патологические процессы
Реактивность и резистентность, лихорадка, перегревание организма, гипотермия /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Реактивность и резистентность, лихорадка, перегревание организма, гипотермия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Реактивность и резистентность, лихорадка, перегревание организма, гипотермия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Патология водного обмена, отеки, нарушения кислотно-основного состояния (КОС), воспаление, гипоксия /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Патология водного обмена, отеки, нарушения кислотно-основного состояния (КОС), воспаление, гипоксия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Патология водного обмена, отеки, нарушения кислотно-основного состояния (КОС), воспаление, гипоксия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Анемии, патология свертывания крови, геморрагические диатезы, двс-синдром, нарушение сердечной деятельности, гипертензии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.5
Анемии, патология свертывания крови, геморрагические диатезы, двс-синдром, нарушение сердечной деятельности, гипертензии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.5
Анемии, патология свертывания крови, геморрагические диатезы, двс-синдром, нарушение сердечной деятельности, гипертензии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.5
Основные синдромы при патологии печени, патология почек, общий адаптационный синдром, шок, кома, голодание. Аллергии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Основные синдромы при патологии печени, патология почек, общий адаптационный синдром, шок, кома, голодание. Аллергии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Основные синдромы при патологии печени, патология почек, общий адаптационный синдром, шок, кома, голодание. Аллергии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Патология тканевого роста. Опухоли /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Патология тканевого роста. Опухоли /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Патология тканевого роста. Опухоли /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Раздел 3. 3 Тератология, предмет, методы, врожденные пороки развития
Тератология, предмет, методы, врожденные пороки развития. Хромосомные болезни и генные синдромы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Тератология, предмет, методы, врожденные пороки развития. Хромосомные болезни и генные синдромы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Тератология, предмет, методы, врожденные пороки развития. Хромосомные болезни и генные синдромы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Определение понятия «болезнь». Ее основные признаки, стадии. 2 Классификации болезней. 3 Определение понятий «патологическая реакция», «патологический процесс», «патологическое состояние». 4 Типовой патологический процесс, определение, примеры. 5 Определение понятий «этиология» и «патогенез». 6 Этиология, классификация причин, примеры. 7 Условия развития болезни, определение, классификация, примеры. 8 Механизмы выздоровления, механизмы компенсации. 9 Основное звено и «порочный круг» в механизме развития болезни. 10 Роль наследственности в развитии человека. 11 Понятия «наследственная предрасположенность» и «генетическая индивидуальность». 12 Виды мутаций. 13 Основные классы и группы наследственной патологии. 14 Различия между наследственной и врожденной патологией. 15 Связь типов конституции и болезни. 16 Влияние возраста и пола на течение болезни.17 Воспаление, определение, этиология, местные признаки воспаления.18 Воспаление, стадии. Биологическая роль воспаления.19 Патогенез воспалительного отека.20 Определение понятия «лихорадка». Причины развития лихорадки.21 Патогенез лихорадки.22 Стадии лихорадки.23 Классификация лихорадки.24 Гипоксия, определение, классификация, механизмы компенсации.25 Этиология и патогенез гипоксической гипоксии, механизмы компенсации.26 Этиология и патогенез гемической гипоксии, механизмы компенсации.27 Этиология и патогенез циркуляторной гипоксии, механизмы компенсации.28 Этиология и патогенез тканевой гипоксии, механизмы компенсации.29 Классификация нарушений водного баланса в организме.30 Дегидратация, виды, этиология, патогенез, основные проявления.31 Отек, определение, классификация, основные механизмы развития отека.32 Классификация нарушений кислотно-основного состояния.33 Газовый ацидоз, этиология, патогенез, механизмы компенсации.34 Метаболический ацидоз, этиология, патогенез, механизмы компенсации.35 Газовый алкалоз, этиология, патогенез, механизмы компенсации.36 Метаболический алкалоз, этиология, патогенез, механизмы компенсации.37 Виды нарушений патологии тканевого роста. Их характеристика.38 Определение понятий «гипертрофия» и «гиперплазия», примеры.39 Виды гипертрофии (гиперплазии). Их значение для организма.40 Биохимические и биологические особенности опухолевых клеток.41 Этиология опухолей. Роль вирусов в развитии опухолевого процесса.42 Канцерогенные факторы и их влияние на развитие опухоли.43 Основные отличия доброкачественной опухоли от злокачественной.44 Понятия «метастазирование», «метастазы», «кахексия» и «рецидивы» опухоли.45 Классификация врожденных пороков развития по этиологическому фактору.46 Пороки развития: гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии и фетопатии.47 Основное отличие между первичными и вторичными пороками развития.48 Отличия генных, геномных и хромосомных мутаций. 49 Критические периоды внутриутробного развития. 50 Понятие «тератогенный терминационный период». Его значение для формирования врожденных пороков развития.51 Краткая характеристика клинических, морфологических и генетических методов исследования, применяемых в тератологии.52 Особенности метода исследования «дерматоглифика». 53 Наиболее распространенные пороки развития центральной нервной системы.54 Основные врожденные пороки развития сердечно-сосудистой системы.55 Наиболее распространенные пороки развития органов пищеварения. 56 Наиболее распространенные пороки развития органов дыхания. 57 Изолированные и системные пороки развития опорно-двигательного аппарата.58 Определение понятия «множественные пороки развития».59 Отличие хромосомных болезней от других наследственных болезней.60 Определение и краткая характеристика генных синдромов
5.2. Темы письменных работ
1 Переходное состояние между здоровьем и болезнью. Понятие. Пути перехода к состоянию полного здоровья.2 Роль
наследственных и средовых факторов в возникновении заболевания.3 Классификация типов конституции (Гиппократ, Гален, Кречмер, Черноруцкий). Связь типов конституции с болезнями.4 Влияние возраста на развитие болезней.5 Воспаление, роль лейкоцитов при воспалении.6 Основные синдромы перегревания.7 Особенности опухолевой ткани и влияние ее на организм.8 Болезни адаптации.9 Анатомическая, физиологическая, биохимическая адаптация в процессе перестройки организма в связи с болезнью, травмой и инвалидностью.10 Посттравматический стресс, его причины и постгравматические стрессовые нарушения.11 Биологическое значение адаптационного синдрома.12 Дерматоглифика - один из основных методов исследования в тератологии.13 Генетические методы исследования в тератологии. 14 Врожденные пороки развития лица и шеи.15 Врожденные пороки развития нервной системы.16 Пороки сердца.17 Остеохондродисплазии.18 Болезнь Дауна.19 Синдром Патау.20 Синдром Эдвардса.21 Синдром Кляйнфельтера.22 Синдром Шерешевского-Тернера.23 Основные нарушения обмена микроэлементов, этиология, патогенез, основные клинические проявления.24 Болезнетворное действие факторов внешней среды.25 Роль наследственности в формировании реактивности и резистентности. Причины и патогенез наследственных форм патологии. 26 Патогенное влияние курения и злоупотребления алкоголем.
5.3. Фонд оценочных средств
фос патология и тератология. pdf
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Пальцев М.А., Пауков В.С.
Патология: в 2 т.: учебник
Пальцев М.А., Пауков В.С.
Патология: в 2 т.: учебник
Новицкий В.В., Гольдберг Е.Д., Уразова О.И.
Патофизиология: в 2 т.: учебник
Новицкий В.В., Гольдберг Е.Д., Уразова О.И.
Патофизиология: в 2 т.: учебник
Общая патология: учеб. пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Общая патология и тератология: примерная программа дисциплины
Скутин А.В., Быков Е.В., Левашова О.А.
Патология и тератология: избранные лекции : учеб.-метод. пособие
Челябинск: Уральская Академия, 2016
6.1.3. Методические разработки
Основы общей патологии в работе тренера: метод. указ.
Общая патология и тератология: учеб. пособие
Норма и патология человеческого организма: учеб. пособие
Макарова Г.А., Елисеева Л.Н., Кулиш В.А., Шашель В.А.
Патология системы пищеварения и имитирующие ее состояния у спортсменов: науч.- метод. изд.
Макарова Г.А., Гуревич Т.С., Ачкасов Е.Е., Юрьев С.Ю.
Электрокардиограмма спортсмена: норма, патология и потенциально опасная зона: науч.-метод. изд.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
Электронные медицинские книги
Оказание медицинской помощи
Первая медицинская помощь. Школа выживания
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Ubuntu-операционная система, свободно распространяющаяся по лицензии обеспечения GNU/Linux
Libreoffice - кросс-платформенный офисный пакет, свободно распространяющаяся по лицензии обеспечения GNU/Linux
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1 EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – http://search.epnet.com 2 Электронные медицинские книги. – Режим доступа : http://www.sportmedicine.ru/books.php3 Оказание медицинской помощи. – Режим доступа : http://www.kchs.tomsk.gov.ru/med_pom.htm4 Первая медицинская помощь. Школа выживания. – Режим доступа : http://mosvoku.narod.ru/army/m_01.htm
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При проведении занятий в 306 ауд. используются технические средства:
-парта 2-х местная 21 шт.
- мультимедийный проектор (2 шт).
При проведении занятий в 305 ауд. используются технические средства:
-парта 2-х местная 18 шт.
- трибуна передвижная - 1 шт.
При проведении практических занятий используются:1 Презентация на тему «Гипоксия».2 Презентация на тему «Патология кислотно-основного состояния».3 Аппарат «РОФЭС»4 Аудитория.лаборатория «Горный воздух», лаборатория «Firstbeat».
Оборудование кабинетов и лабораторий:
Анализатор оценки баланса водных секторов организма «АВС-01 Медас»;
Комплекс для обработки кардиоинтерваллограмм и анализа вриабильности сердечного ритма ВАРИКАРД 2.51;
Электрокардиограф 3х канальный ECG-9620 Сardiofax;
Мультимедийные проекторы;
Ноутбук портативный Acer Extensa;
Планшет мышцы головы и шеи;
Планшет мышцы торса человека;
Расположение органов человека таблицы;
Строение дыхательной системы человека;
Принтер KYOCERA Mita FS 1010;
БП станция «Firstbeat Team Receiver»;
Датчик ЧСС «Firstbeat Bodyguard»
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебные занятия по дисциплине «Патология и тератология» целесообразно проводить в форме лекций, практических занятий с включением интерактивных технологий. Лекционный метод заключается в устном изложении материала в сочетании с демонстрацией наглядных пособий, что позволяет систематически, последовательно и цельно раскрывать основные положения изучаемой темы в пределах отведенного времени. Практические занятия с включением интерактивных технологий являются одним из главных активных методов теоретической подготовки студентов, в ходе которой путем дискуссии и взаимного обмена мнениями обучаемые обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя, приходят к обоснованным обобщениям и выводам. Цель практического занятия заключается в закреплении теоретических знаний, полученных обучаемыми на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Там же возможны методы проблемного обучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 20% аудиторных занятий.
В течение семестра студенту необходимо написать и защитить один реферат. Реферат должен содержать аналитический анализ проблемы. Оформление должно соответствовать стандарту выполнения письменных работ.
По каждой пройденной теме выполняется тематическое тестирование. По окончании изучения дисциплины проводится итоговый тестовый контроль.
Оценка знаний студентов проводится в соответствии с положением «О бально-рейтинговой системе», которая определяет основные требования для допуска к зачету в четвертом семестре по дисциплине «Патология и тератология» 1 Автоматическое выставление зачета – 40 и более баллов (+ 20 баллов за зачет)2 Допуск к сдаче зачета - 40 баллов 3 Не допускаются: к зачету студенты имеющие МЕНЕЕ 40 баллов 4 Премиальные баллы не учитываются, если в сумме у студента МЕНЕЕ 40 баллов в 4 семестре 5 Количество премиальных баллов не должно превышать 60 баллов * если студент присутствовал на лекции, но не конспектировал ее, то баллы за присутствие на лекционном занятии студенту не выставляются * если студент присутствовал на практическом занятии, но не был к нему подготовлен и не принимал в работе участия, то баллы не выставляются Если студент не присутствовал на лекционном занятии, но законспектировал учебный материал в тетрадь, то ему ставится 2 балла Если студент не присутствовал на практическом занятии, но решил в тетради тестовые задания и ситуационные задачи, то ему ставится 2 балла Выполнение всех требований и всех видов текущего контроля является допуском студента к зачету.