«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.
Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
- методы оценки двигательных качеств.
- методы измерения и оценки двигательных качеств, методы проведения биомеханического анализа положений и движений тела человека.
- методы измерения и оценки двигательных качеств, методы проведения биомеханического анализа положений и движений тела человека;
- методики контроля и оценки технической подготовленности в ИВС;
- основные слагаемые педагогического контроля (контроль параметров движения, физических качеств).
- оценивать эффективность статических положений и движений человека.
- оценивать эффективность статических положений и движений человека;
- интерпретировать результаты биомеханических и антопометрических измерений и показатели физического развития, анализа положений и движений.
- оценивать эффективность статических положений и движений человека;
- интерпретировать результаты биомеханических и антопометрических измерений и показатели физического развития, анализа положений и движений;
- подбирать контрольные упражнения для оценки параметров физической, технической подготовленности занимающихся и обучающихся;
- использовать комплексное тестирование физического состояния и подготовленности спортсменов, видеоанализ, гониометрию, акселерометрию, динамометрию, эргометрию.
- анализом биомеханических показателей и разработкой предложений по коррекции тренировочного процесса на его основе;
- анализом и интерпретацией результатов педагогического контроля в ИВС.
- биомеханику статических положений и различных видов движений человека.
- биомеханику статических положений и различных видов движений человека;
- биомеханические характеристики тела человека и его движений.
- биомеханику статических положений и различных видов движений человека;
- биомеханические характеристики тела человека и его движений;
- биомеханические и анатомо-физиологические особенности лиц различного пола на этапах развития, служащие основанием для оценки физических качеств, критериями спортивного отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности;
- особенности сведения воедино разнородных диагностических данных о спортивной предрасположенности.
- оценивать эффективность статических положений и движений человека.
- оценивать эффективность статических положений и движений человека;
- использовать критерии спортивного отбора для оценки соответствия им физических качеств, достигнутых в процессе занятий физической культурой и спортом.
- оценивать эффективность статических положений и движений человека;
- использовать критерии спортивного отбора для оценки соответствия им физических качеств, достигнутых в процессе занятий физической культурой и спортом;
- использовать методики и средства оценки перспективности спортсмена в ИВС по биомеханическим, морфологическим задаткам, его способности к эффективному спортивному совершенствованию.
- выявлять наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования.
- выявлять наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования;
- обосновывать подходы к отбору, спортивной ориентации в процессе занятий физической культурой и спортом, набору в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности физкультурно-спортивной организации.
- биомеханику положений и движений тела спортсмена.
- биомеханику положений и движений тела спортсмена;
- анатомо-физиологические и биоеханические основы развития физических качеств.
- биомеханику положений и движений тела спортсмена;
- анатомо-физиологические и биоеханические основы развития физических качеств;
- биомеханические технологии формирования и совершенствования движений человека с заданной результативностью;
- целевые результаты и параметры применяемых нагрузок.
- оценивать эффективность статических положений и движений человека.
- оценивать эффективность статических положений и движений человека;
- дифференцировать обучающихся, тренирующихся по степени физического развития в пределах возрастно-
- оценивать эффективность статических положений и движений человека;
- дифференцировать обучающихся, тренирующихся по степени физического развития в пределах возрастно-половых групп для подбора величин тренировочных нагрузок;
- применять биомеханические технологии формирования и совершенствования движений человека с заданной результативностью;
- раскрывать и интерпретировать методику обучени технике отдельных видов спортивных дисциплин (упражнений) в ИВС.
- биомеханическим анализом статических положений и движений человека.
- биомеханическим анализом статических положений и движений человека;
- рациональными методиками развития двигательных качеств,обуславливающих способности выполнять спортивные движения;
- составлением комплексов упражнений с учетом двигателных режимов, функциональого состояния и возраста учащихся при освоении общеобразовательных программ.
ции
ракт.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Взаимосвязь биомеханики с другими научными дисциплинами.
Предмет, задачи, содержание биомеханики.
Разделы биомеханики.
Системы отсчета расстояний и времени. Из чего состоят эти системы?
Дать определение биомеханических характеристик, перечислить их группы.
Пространственные биомеханические характеристики движений.
Временные биомеханические характеристики. Как они определяются и используются для анализа спортивного движения?
Пространственно-временные биомеханические характеристики (для поступательного и вращательного движения), что они характеризуют, как рассчитываются?
Инерционные биомеханические характеристики для поступательного и вращательного движений. Как используются при анализе спортивных движений?
Силовые биомеханические характеристики для поступательного и вращательного движения. Что с помощью этих характеристик устанавливается? Как они рассчитываются?
Энергетические биомеханические характеристики. Что с помощью этих характеристик устанавливается?
Биомеханическая модель строения мышцы (перечислить компоненты, чем они представлены в мышце).
Сократительный компонент. Чем представлен? Как он влияет на силу и скорость сокращения мышцы?
Параллельные и последовательные упругие компоненты, чем они представлены в мышце?
Перечислить биомеханические свойства мышц.
Свойство упругости мышц. Как используется свойство упругости мышц в движениях человека и в спорте?
Механизм действия упругих компонентов при сокращении мышцы из состояния покоя и если она уже была растянута и напряжена. Из чего будет складываться сила действия мышц в этих случаях?
Свойства релаксации, вязкости, ползучести и прочности мышц. Их положительное и отрицательное влияние на движения человека? Как они используются в спорте?
Виды работы мышц. Групповое взаимодействие мышц, функциональные группы. Зона активности, оптимальная зона
Условия силы тяги мышц (механическое, анатомические, физиологические.
Двигательные качества человека. Какими биомеханическими характеристиками они измеряются?
Понятие о силовом качестве человека, виды силового качества.
Сила действия человека. От чего она зависит?
Зависимость силы действия человека от параметров двигательных заданий: сила действия человека — масса; сила действия человека — скорость; сила действия человека — направление движения.
Топография силы, градиент силы.
Биомеханические требования к специальным силовым упражнениям (пять требований.
Понятие о скоростном качестве: три составные части его. Динамика скорости в фазах стартового разгона и выполнения основного движения.
Четыре варианта влияния тренировки с отягощением на скоростное качество.
Биомеханические аспекты двигательных реакций, их виды, фазы.
Выносливость, ее виды. Три способа измерения выносливости: индекс выносливости, коэффициент выносливости, запас скорости.
Утомление, его фазы, изменение биомеханических показателей по фазам.
Основы эргометрии. Три эргометрических показателя работоспособности. Эргометрические зависимости.
Биомеханические факторы экономизации спортивной техники, два пути снижения величин энергозатрат.
Определение экономичности спортивной техники: валовый коэффициент, нетто-коэффициент, дельта- коэффициент, константа пути.
По практическим работам:
Расчет длительности, темпа и ритма.
Определение времени движения по кинопленке.
Хронограмма (определение).
Принципы анализа временных характеристик движения.
Что называется промером, виды промеров. Для чего служат промеры.
Расчет линейной скорости и ускорения изучаемой точки тела.
Векторное изображение линейной скорости и ускорения, принципы анализа
Определение ЦТ звена расчетным способом.
Определение ОЦТ графическим способом (сложением сил тяжести).
Правило механики, на котором основан графический способ определения ОЦТ тела.
Определение веса звена расчетным способом (по уравнениям множественной регрессии).
Расчет массы звеньев.
Вопросы для подготовки к контрольным работам приведены в приложении.
Выполнение практических работ по следующим темам:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ ВРЕМЕННЫХ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 ПОСТРОЕНИЕ СХЕМ ПОЗ (ПРОМЕРА)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. РАСЧЕТ ЛИНЕЙНОЙ СКОРОСТИ И УСКОРЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ КИНЕМАТИЧЕСКИХ (ПАРАМЕТРИЧЕСКИХ) ГРАФИКОВ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. РАСЧЕТ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ И УСКОРЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ СИЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ОЦТ АНАЛИТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ (СЛОЖЕНИЕМ МОМЕНТОВ СИЛ ТЯЖЕСТИ)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ СИЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ОЦТ ГРАФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ (СЛОЖЕНИЕМ СИЛ ТЯЖЕСТИ)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ ОБЩЕГО МОМЕНТА ИНЕРЦИИ И МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ
– логически продуманный цикл лекций и практических занятий, связанный с будущей профессиональной деятельностью студентов;
– разнообразные формы учебных занятий (практические занятия, решение кейсов);
– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (рабочая тетрадь по биомеханике двигательной деятельности);
– разработана система заданий для самостоятельной работы;
– созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса.
Занятия проводятся в аудиториях, имеющие оборудование (компьютер с проектором) для представления презентаций.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интеративных форм проведения занятий.
Практические занятия ориентированы на современные образовательные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в
Балльно-рейтинговая система оценивания студентов по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности»
Деятельность и выполнения заданий Кол-во баллов
Посещение лекционного занятия 2 балла.
Контрольная работа 10-30 баллов
Выполнение на практических занятиях расчетно-графических работ:
– семь-восемь работ 30 баллов
– пять-шесть работ 20 баллов
– четыре и менее работ 0 баллов
Сдача экзамена 5-50
Итого за дисциплину 55-100
Оценка «удовлетворительно» 50-64
Оценка «хорошо» 65-79
Оценка «отлично» 80-100
Не допускаются к экзамену студенты, набравшие менее 40 баллов.