2020-2021_49_03_01 19 СТвИВС (26)_plx_Биомеханика двигательной деятельности_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории физической культуры, биомеханики и информационных технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биомеханика двигательной деятельности
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 СТвИВС (26).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
49
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
34,4
34,4
34,4
34,4
Сам. работа
49
49
49
49
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Лобашова А. А. _________________
 
к.п.н., доцент, Аминов Р. Х.;к.п.н., доцент, Клестова О. А. _________________
Рецензент(ы):
 
Биомеханика двигательной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2019 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.

Теории физической культуры, биомеханики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.

Теории физической культуры, биомеханики и информационных технологий
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.

Теории физической культуры, биомеханики и информационных технологий
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.

Теории физической культуры, биомеханики и информационных технологий
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., профессор Дятлов Д. А.

Теории физической культуры, биомеханики и информационных технологий
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
– формирование у занимающихся знаний биомеханических основ двигательных действий человека;
1.2
– приобретение умения объективно анализировать количественные и качественные характеристики двигательных действий;
1.3
– поиск наиболее рациональных вариантов технического исполнения упражнений;
1.4
1.5
– определение эффективных подходов к обучению спортивным движениям;
1.6
– построение рациональных методик развития двигательных качеств,обуславливающих способности выполнять спортивные движения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физика
2.1.2
Анатомия человека
2.1.3
Биохимия человека
2.1.4
Физиология человека
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и методика избранного вида спорта
2.2.2
Теория и методика обучения базовым видам спорта
2.2.3
Теория спорта
2.2.4
Физическая культура и спорт
2.2.5
Динамическая анатомия
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
Знать:
 
Уровень 1
- биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- методы оценки двигательных качеств.

 
Уровень 2
- биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- методы измерения и оценки двигательных качеств, методы проведения биомеханического анализа положений и движений тела человека.

 
Уровень 3
- биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- методы измерения и оценки двигательных качеств, методы проведения биомеханического анализа положений и движений тела человека;

- методики контроля и оценки технической подготовленности в ИВС;

- основные слагаемые педагогического контроля (контроль параметров движения, физических качеств).

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
- определять биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- оценивать эффективность статических положений и движений человека.

 
Уровень 2
- определять биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- оценивать эффективность статических положений и движений человека;

- интерпретировать результаты биомеханических и антопометрических измерений и показатели физического развития, анализа положений и движений.

 
Уровень 3
- определять биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- оценивать эффективность статических положений и движений человека;

- интерпретировать результаты биомеханических и антопометрических измерений и показатели физического развития, анализа положений и движений;

- подбирать контрольные упражнения для оценки параметров физической, технической подготовленности занимающихся и обучающихся;

- использовать комплексное тестирование физического состояния и подготовленности спортсменов, видеоанализ, гониометрию, акселерометрию, динамометрию, эргометрию.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
- методами биомеханического контроля движений и физических способностей человека.
 
Уровень 2
- методами биомеханического контроля движений и физических способностей человека;

 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
 
- анализом биомеханических показателей.
 
Уровень 3
- методами биомеханического контроля движений и физических способностей человека;

- анализом биомеханических показателей и разработкой предложений по коррекции тренировочного процесса на его основе;

- анализом и интерпретацией результатов педагогического контроля в ИВС.

 
 
 
ОПК-2: Способен осуществлять спортивный отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий
 
Знать:
 
Уровень 1
- биомеханические особенности опорно-двигательного аппарата человека;

- биомеханику статических положений и различных видов движений человека.

 
Уровень 2
- биомеханические особенности опорно-двигательного аппарата человека;

- биомеханику статических положений и различных видов движений человека;

- биомеханические характеристики тела человека и его движений.

 
Уровень 3
- биомеханические особенности опорно-двигательного аппарата человека;

- биомеханику статических положений и различных видов движений человека;

- биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- биомеханические и анатомо-физиологические особенности лиц различного пола на этапах развития, служащие основанием для оценки физических качеств, критериями спортивного отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности;

- особенности сведения воедино разнородных диагностических данных о спортивной предрасположенности.

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
- определять биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- оценивать эффективность статических положений и движений человека.

 
Уровень 2
- определять биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- оценивать эффективность статических положений и движений человека;

- использовать критерии спортивного отбора для оценки соответствия им физических качеств, достигнутых в процессе занятий физической культурой и спортом.

 
Уровень 3
- определять биомеханические характеристики тела человека и его движений;

- оценивать эффективность статических положений и движений человека;

- использовать критерии спортивного отбора для оценки соответствия им физических качеств, достигнутых в процессе занятий физической культурой и спортом;

- использовать методики и средства оценки перспективности спортсмена в ИВС по биомеханическим, морфологическим задаткам, его способности к эффективному спортивному совершенствованию.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
- биомеханическим анализом статических положений и движений человека.
 
Уровень 2
- биомеханическим анализом статических положений и движений человека;

- выявлять наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования.

 
Уровень 3
- биомеханическим анализом статических положений и движений человека;

- выявлять наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования;

- обосновывать подходы к отбору, спортивной ориентации в процессе занятий физической культурой и спортом, набору в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности физкультурно-спортивной организации.

 
 
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
Знать:
 
Уровень 1
- биомеханические особенности опорно-двигательного аппарата человека;

- биомеханику положений и движений тела спортсмена.

 
Уровень 2
- биомеханические особенности опорно-двигательного аппарата человека;

- биомеханику положений и движений тела спортсмена;

- анатомо-физиологические и биоеханические основы развития физических качеств.

 
Уровень 3
- биомеханические особенности опорно-двигательного аппарата человека;

- биомеханику положений и движений тела спортсмена;

- анатомо-физиологические и биоеханические основы развития физических качеств;

- биомеханические технологии формирования и совершенствования движений человека с заданной результативностью;

- целевые результаты и параметры применяемых нагрузок.

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
- измерять и расчитывать основные биомеханическиехарактеристики;

- оценивать эффективность статических положений и движений человека.

 
Уровень 2
- измерять и расчитывать основные биомеханическиехарактеристики;

- оценивать эффективность статических положений и движений человека;

- дифференцировать обучающихся, тренирующихся по степени физического развития в пределах возрастно-

 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
 
половых групп для подбора величин тренировочных нагрузок.
 
Уровень 3
- измерять и расчитывать основные биомеханическиехарактеристики;

- оценивать эффективность статических положений и движений человека;

- дифференцировать обучающихся, тренирующихся по степени физического развития в пределах возрастно-половых групп для подбора величин тренировочных нагрузок;

- применять биомеханические технологии формирования и совершенствования движений человека с заданной результативностью;

- раскрывать и интерпретировать методику обучени технике отдельных видов спортивных дисциплин (упражнений) в ИВС.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
- методами определения биомеханических характеристик спортивной техники.
 
Уровень 2
- методами определения биомеханических характеристик спортивной техники, определения ее экономичности;

- биомеханическим анализом статических положений и движений человека.

 
Уровень 3
- методами определения биомеханических характеристик спортивной техники, определения ее экономичности;

- биомеханическим анализом статических положений и движений человека;

- рациональными методиками развития двигательных качеств,обуславливающих способности выполнять спортивные движения;

- составлением комплексов упражнений с учетом двигателных режимов, функциональого состояния и возраста учащихся при освоении общеобразовательных программ.

 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
законы механического движения (закон всемирного тяготения, законы Ньютона, закон сохранения количества движений в изолированной системе, закон динамики вращения тела вокруг неподвижной оси, принципы механического взаимодействия тел друг с другом);
3.1.2
особенности механического движения в живых системах;
3.1.3
механические свойства мышц (свойства упругости, вязкости, прочности, ползучести);
3.1.4
принципы группового взаимодействия мышц;
3.1.5
биомеханические характеристики движения (пространственные, временные, пространственно-временные, силовые, энергетические, инерционные).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять и использовать в практической деятельности знания, полученные при изучении курса «Биомеханика двигательной деятельности»;
3.2.2
разбираться в сложных двигательных актах человека и уяснить, что они зависят от множества факторов и непрерывно изменяются в процессе обучения и тренировки;
3.2.3
проводить качественный и количественный биомеханический анализ спортивной техники; 
3.2.4
производить поиск положительных особенностей в технике наряду с ошибками и намечать пути исправления последних, чтобы улучшить технику и добиться наилучшего конечного результата.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть различными подходами к биомеханическому обоснованию техники спортивных движений и уметь применять их на практике;
3.3.2
владеть умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе законов биомеханики;
3.3.3
применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Предмет, задачи, и содержание биомеханики двигательной деятельности

 
1.1
Биомеханика как наука о движениях человека /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.10 Л2.11 Л2.15

Э1

1
3
0
 
1.2
Биомеханические методы изучения движений /Ср/
Л1.3Л2.14

4
3
0
 
1.3
Построение схем поз (промера) /Ср/
Л1.4

6
3
0
 
 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
 
Раздел 2. Биомеханические характеристики при изучении движений человека

 
2.1
Кинематические характеристики в анализе спортивных движений и двигательных качеств /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.9

Э1

1
ОПК-1
3
0
 
2.2
Анализ техники спортивного движения с помощью временных характеристик. Построение линейных хронограмм /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.9

2
ОПК-1
3
0
 
2.3
Анализ техники спортивного движения с помощью пространственно-временных характеристик.Расчет линейной скорости и ускорения /Пр/
Л1.4

4
ОПК-1
3
0
 
2.4
Анализ спортивного движения с помощью параметрических графиков /Пр/
Л1.4

2
3
0
 
2.5
Анализ техники спортивного движения с помощью пространственно-временных характеристик. Расчет угловой скорости и ускорения /Пр/
Л1.4Л2.9

2
ОПК-1
3
0
 
2.6
Динамические характеристики в анализе спортивных движений и двигательных качеств /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.9

Э1

1
ОПК-1
3
0
 
2.7
Анализ экономичности техники спортсмена с помощью силовых характеристик. Определение общего центра тяжести аналитическим способом /Пр/
Л1.4

2
ОПК-1
3
0
 
2.8
Анализ устойчивости позы спортсмена с помощью силовых характеристик. Определение общего центра тяжести графическим методом /Пр/
Л1.4

2
ОПК-1
3
0
 
2.9
Анализ спортивного движения с помощью инерционных характеристик. Определение момента инерции тела спортсмена /Пр/
Л1.4

2
ОПК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Биомеханические особенности мышечной системы

 
3.1
Биомеханическая модель строения мышцы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.5 Л2.8

Э1

1
3
0
 
3.2
Биомеханические свойства мышц /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.6 Л2.8

Э1

2
3
0
 
3.3
Биомеханические свойства мышц /Ср/
Л1.1Л2.8 Л2.13

4
3
0
 
3.4
Условия силы тяги мышц /Лек/
Л1.2Л2.8 Л2.13

Э1

1
3
0
 
3.5
Условия силы тяги мышц /Ср/
Л1.2Л2.8

4
3
0
 
 
Раздел 4. Биомеханические основы двигательных качеств

 
4.1
Биомеханика силовых качеств /Лек/
Л1.1 Л1.5Л2.9

Э1

1
3
0
 
4.2
Биомеханика силовых качеств /Ср/
Л1.5Л2.9

4
3
0
 
4.3
Биомеханика скоростных качеств /Лек/
Л1.1Л2.9

Э1

1
3
0
 
4.4
Биомеханика скоростных качеств /Ср/
Л1.3Л2.9

4
3
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
 
4.5
Биомеханические основы выносливости. Утомление, его фазы и изменение биомеханических показателей /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.9Л3.5 Л3.6

Э1

2
3
0
 
4.6
Биомеханические основы выносливости /Ср/
Л1.3Л2.9Л3.6

5
3
0
 
 
Раздел 5. Локомоторные движения

 
5.1
Виды локомоций. Механизм отталкивания от опоры /Лек/
Л1.1 Л1.5Л2.2 Л2.7Л3.4

Э1

1
ОПК-1
3
0
 
5.2
Шагательное движение /Лек/
Л1.5Л2.2Л3.3

Э1

1
3
0
 
 
Раздел 6. Перемещающие движения

 
6.1
Способы передачи движения перемещаемому телу. Биомеханика метаний /Лек/
Л1.1

Э1

1
ОПК-1
3
0
 
6.2
Биомеханика ударного действия /Лек/
Л1.3Л2.3 Л2.12

Э1

1
3
0
 
 
Раздел 7. Биомеханические основы спортивно-технического мастерства

 
7.1
Биомеханические основы экономизации спортивной техники /Лек/
Л1.3Л2.16

Э1

1
3
0
 
7.2
Определение экономичности спортивной техники /Ср/
Л1.3Л2.9Л3.1 Л3.2

4
3
0
 
7.3
Показатели технического мастерства /Ср/
Л2.9 Л2.14

8
ОПК-1
3
0
 
7.4
Эффективность владения спортивной техникой /Ср/
Л1.3Л2.4 Л2.9Л3.2

6
ОПК-1
3
0
 
 
Раздел 8. Контроль

 
8.1
/КАтЭ/

2,4
3
0
 
8.2
/Экзамен/

24,6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Биомеханика как наука о движениях в живой природе.

Взаимосвязь биомеханики с другими научными дисциплинами.

Предмет, задачи, содержание биомеханики.

Разделы биомеханики.

Системы отсчета расстояний и времени. Из чего состоят эти системы?

Дать определение биомеханических характеристик, перечислить их группы.

Пространственные биомеханические характеристики движений.

Временные биомеханические характеристики. Как они определяются и используются для анализа спортивного движения?

Пространственно-временные биомеханические характеристики (для поступательного и вращательного движения), что они характеризуют, как рассчитываются?

Инерционные биомеханические характеристики для поступательного и вращательного движений. Как используются при анализе спортивных движений?

Силовые биомеханические характеристики для поступательного и вращательного движения. Что с помощью этих характеристик устанавливается? Как они рассчитываются?

Энергетические биомеханические характеристики. Что с помощью этих характеристик устанавливается?

Биомеханическая модель строения мышцы (перечислить компоненты, чем они представлены в мышце).

Сократительный компонент. Чем представлен? Как он влияет на силу и скорость сокращения мышцы?

Параллельные и последовательные упругие компоненты, чем они представлены в мышце?

Перечислить биомеханические свойства мышц.

Свойство упругости мышц. Как используется свойство упругости мышц в движениях человека и в спорте?

Механизм действия упругих компонентов при сокращении мышцы из состояния покоя и если она уже была растянута и напряжена. Из чего будет складываться сила действия мышц в этих случаях?

Свойства релаксации, вязкости, ползучести и прочности мышц. Их положительное и отрицательное влияние на движения человека? Как они используются в спорте?

Виды работы мышц. Групповое взаимодействие мышц, функциональные группы. Зона активности, оптимальная зона 

 
стр. 9
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
 
действия, акцентируемый участок.

Условия силы тяги мышц (механическое, анатомические, физиологические.

Двигательные качества человека. Какими биомеханическими характеристиками они измеряются?

Понятие о силовом качестве человека, виды силового качества.

Сила действия человека. От чего она зависит?

Зависимость силы действия человека от параметров двигательных заданий: сила действия человека — масса; сила действия человека — скорость; сила действия человека — направление движения.

Топография силы, градиент силы.

Биомеханические требования к специальным силовым упражнениям (пять требований.

Понятие о скоростном качестве: три составные части его. Динамика скорости в фазах стартового разгона и выполнения основного движения.

Четыре варианта влияния тренировки с отягощением на скоростное качество.

Биомеханические аспекты двигательных реакций, их виды, фазы.

Выносливость, ее виды. Три способа измерения выносливости: индекс выносливости, коэффициент выносливости, запас скорости.

Утомление, его фазы, изменение биомеханических показателей по фазам.

Основы эргометрии. Три эргометрических показателя работоспособности. Эргометрические зависимости.

Биомеханические факторы экономизации спортивной техники, два пути снижения величин энергозатрат.

Определение экономичности спортивной техники: валовый коэффициент, нетто-коэффициент, дельта- коэффициент, константа пути.

По практическим работам:

Расчет длительности, темпа и ритма.

Определение времени движения по кинопленке.

Хронограмма (определение).

Принципы анализа временных характеристик движения.

Что называется промером, виды промеров. Для чего служат промеры.

Расчет линейной скорости и ускорения изучаемой точки тела.

Векторное изображение линейной скорости и ускорения, принципы анализа

Определение ЦТ звена расчетным способом.

Определение ОЦТ графическим способом (сложением сил тяжести).

Правило механики, на котором основан графический способ определения ОЦТ тела.

Определение веса звена расчетным способом (по уравнениям множественной регрессии).

Расчет массы звеньев.

 
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работы не предусмотрен программой обучения
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Выполнение двух контрольных аудиторных письменных работ.

Вопросы для подготовки к контрольным работам приведены в приложении.

Выполнение практических работ по следующим темам:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ ВРЕМЕННЫХ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 ПОСТРОЕНИЕ СХЕМ ПОЗ (ПРОМЕРА)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. РАСЧЕТ ЛИНЕЙНОЙ СКОРОСТИ И УСКОРЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ КИНЕМАТИЧЕСКИХ (ПАРАМЕТРИЧЕСКИХ) ГРАФИКОВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. РАСЧЕТ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ И УСКОРЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ СИЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ОЦТ АНАЛИТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ (СЛОЖЕНИЕМ МОМЕНТОВ СИЛ ТЯЖЕСТИ)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ СИЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ОЦТ ГРАФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ (СЛОЖЕНИЕМ СИЛ ТЯЖЕСТИ)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8 АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ С ПОМОЩЬЮ ОБЩЕГО МОМЕНТА ИНЕРЦИИ И МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Попов Г.И.
Биомеханика: учебник
М.: Академия, 2013
 
стр. 10
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Дубровский В.И., Федорова В.Н.
Биомеханика: учебник
М.: Владос-Пресс, 2008
 
Л1.3
Коренберг В.Б.
Лекции по спортивной биомеханике с элементами кинезиологии: учеб. пособие
М.: Сов. спорт, 2011
 
Л1.4
Лобашова А.А., Шалдин В.И.
Биомеханические  характеристики в анализе спортивной техники: рабочая тетрадь по спортивной биомеханике
Челябинск: УралГУФК, 2013
 
Л1.5
Попов Г.И., Самсонова А.В.
Биомеханика двигательной деятельности: учебник
М.: Академия, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Уткин В.Л.
Биомеханика физических упражнений: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов и для ин-тов физ. культуры
М.: Просвещение, 1989
 
Л2.2
ГЦОЛИФК
Биомеханика спортивной ходьбы: учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры
М.: ГЦОЛИФК, 1980
 
Л2.3
Агашин Ф.К.
Биомеханика ударных движений
М.: Физкультура и спорт, 1977
 
Л2.4
Донской Д.Д.
Строение действия ( биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования): учеб.- метод. пособие для студентов физкультурных вузов и тренеров
М.: РГАФК, 1995
 
Л2.5
Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н.
Биомеханика двигательного аппарата человека
М.: Физкультура и спорт, 1981
 
Л2.6
Шалдин В.И., Абдрахманов И.З., Сиротин О.А.
Биомеханика скелетных мышц: метод. рек.
Челябинск: ЧГИФК, 1989
 
Л2.7
Шалманов Ап., Шалманов Ан.А.
Биомеханика взаимодействия с опорой в прыжковых упражнениях: метод. рек. для студентов, слушателей ФПК, усовершенствования и ВШТ ГЦОЛИФКа
М.: ГЦОЛИФК, 1986
 
Л2.8
Шалдин В.И., Дятлов Д.А.
Биомеханика мышц опорно-двигательного аппарата человека
Челябинск: УралГАФК, 1998
 
Л2.9
Донской Д.Д., Зациорский В.М.
Биомеханика: учебник для ин-тов физической культуры
М.: Физкультура и спорт, 1979
 
Л2.10
Коренберг В.Б.
Спортивная биомеханика: словарь-справочник:: учеб. пособие для вузов физкультуры
Малаховка: МГАФК, 1998
 
Л2.11
Бернштейн Н.А.
Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды
М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж: МОДЭК, 1997
 
Л2.12
Иванова Г.П.
Биомеханика соударения: учеб. - метод. пособие
СПб.: СПбГАФК, 2005
 
Л2.13
Самсонова А.В., Комиссарова Е.Н.
Биомеханика мышц: учеб.- метод. пособие
СПб: СПбГУФК, 2008
 
Л2.14
РГУФК ; МГАФК
Биомеханика спортивных двигательных действий и современные инструментальные методы их контроля: материалы Всерос. науч. - практ. конф. 21-23 октября 2013г.;
Малаховка: МГАФК, 2013
 
Л2.15
Шалманов Ан.А., Донской Д.Д., Шалманов Ал.А., Каймин М.А.
Направления развития биомеханики как учебной дисциплины
 
Л2.16
Фураев А.Н.
Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте: материалы 5 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 23-24 ноября 2017 г.
Малаховка: МГАФК, 2017
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Аруин А.С., Зациорский В.М.
Эргономическая биомеханика физической культуры и спорта: лекция для студентов ГЦОЛИФКа
М.: ГЦОЛИФК, 1985
 
Л3.2
Аруин А.С., Зациорский В.М.
Эргономическая биомеханика ходьбы и бега: метод. разраб.
М.: ГЦОЛИФК, 1983
 
Л3.3
Зациорский В.М., Каймин М.А., Прилуцкий Б.И.
Биомеханика в циклических видах спорта: программированный опрос и расчетно-графические работы.: метод. разраб. для студентов ГЦОЛИФКа
М.: ГЦОЛИФК, 1985
 
стр. 11
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.4
Зациорский В.М., Каймин М.А., Лазаренко Т.П.
Биомеханика циклических видов спорта: метод. разраб.
М.: ГЦОЛИФК, 1986
 
Л3.5
Уткин В.Л., Зайцева В.В., Александров А.А.
Биомеханические аспекты выносливости: лекция для студентов ин-тов физкультуры
М.: ГЦОЛИФК, 1983
 
Л3.6
Аракелян Е.Е., Тюпа В.В., Михайлова О.Д., Мнухина О.Н.
Биомеханика утомления в беге
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
УМК по БИОМЕХАНИКЕ : Лекции и семинары по дисциплине "Биомеханика" /   Файловый архив студентов StudFiles
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
«Microsoft EXCEL» – пакет «Анализ данных».
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Материалы сайта «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru
6.3.2.2
Материалы сайта www.twirpx.com – Режим доступа: https://www.twirpx.com/files/science/biology/biomechanics/
6.3.2.3
6.3.2.4
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/
6.3.2.5
Библиотека Санкт-Петербургского Государственного университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Режим доступа: 
6.3.2.6
http://lesgaft.spb.ru/content/elektronnaya-informacionno-obrazovatelnaya-sreda
6.3.2.7
Библиотека Московской государственной академии физической культуры. - Режим доступа:
6.3.2.8
http://mgafk.ru/elektronnie_resursi_svobodnogo_dostupa
6.3.2.9
Библиотека Сибирского государственного университета физической культуры. - Режим доступа:
6.3.2.10
http://www.sibsport.ru/www/sibsport.nsf/0/A14436484C1BE73C46256E620025686E?opendocument
6.3.2.11
Библиотека Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Режим доступа: http://www.kgafk.ru/kgufk/html/info.html
6.3.2.12
Национальная информационная сеть "Спортивная Россия". - Режим доступа: http://www.infosport.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Для проведения лекций по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности» используются аудитории,оснащенные компьютером, монитором, проектором и настенным экраном.
7.2
В ЭИОС УралГУФК в электронном виде размешен курс лекций,задания для практической работы, контрольные материалы.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность студентов:

– логически продуманный цикл лекций и практических занятий, связанный с будущей профессиональной деятельностью студентов;

– разнообразные формы учебных занятий (практические занятия, решение кейсов);

– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (рабочая тетрадь по биомеханике двигательной деятельности);

– разработана система заданий для самостоятельной работы;

– созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса.

Занятия проводятся в аудиториях, имеющие оборудование (компьютер с проектором) для представления презентаций.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интеративных форм проведения занятий.

Практические занятия ориентированы на современные образовательные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в 

 
стр. 12
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (26).plx
 
итеративных формах, составляет 25%.

Балльно-рейтинговая система оценивания студентов по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности»

Деятельность и выполнения заданий Кол-во баллов

Посещение лекционного занятия           2 балла.

Контрольная работа                      10-30 баллов

Выполнение на практических занятиях расчетно-графических работ:

– семь-восемь работ                     30 баллов

– пять-шесть работ                      20 баллов

– четыре и менее работ                  0 баллов

Сдача экзамена                         5-50

Итого за дисциплину                 55-100

Оценка «удовлетворительно»              50-64

Оценка «хорошо»                         65-79

Оценка «отлично»                        80-100

Не допускаются к экзамену студенты, набравшие менее 40 баллов.