Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Безопасности жизнедеятельности
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика технических видов спорта
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.04.01 20 ФКвСПД.plx
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физическая культура в служебно-прикладной деятельности"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
д.б.н, профессор, Е. В. Елисеев _________________
Теория и методика технических видов спорта
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физическая культура в служебно-прикладной деятельности"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2020-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формировать у магистрантов знания о содержании современных теоретических и методических основ технических видов спорта.
Воспитательной целью дисциплины является: формирование чувства ответственности за предоставляемую информацию, качественный и количественный анализ, интерпретацию полученных данных.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте в служебно-прикладной деятельности», «Теория и методика физического воспитания в служебно-прикладной деятельности».
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Набор входящих знаний и умений, состоящий в овладении профессиональной терминологией относительно основ теории и методики спортивно-технических видов спорта, обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для изучения направлений дальнейшей работы с магистрантами при изучении «Теории и методики военно-прикладных видов спорта».
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания, интерпретировать результаты и вносить коррективы с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности, организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды
актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания для организации работы спортивной сборной команды по спортивно-техническим видах спорта ;
основные физиологические механизмы динамики работоспособности занимающихся, критерии спортивного отбора;
особенности построения общей и специальной физической подготовки спортсменов, методы организации работы спортивной сборной команды в спортивно-технических видах спорта;
общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и порядок утверждения этих списков;
локальные нормативные акты спортивной федерации, профессиональной спортивной лиги, профессионального спортивного клуба по спортивно-техническим видам спорта в части регулирования отбора в спортивную сборную команду;
применять на практике передовой тренерский и педагогический опыт; осуществлять мониторинг с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности в спортивно-технических видах спорта;
подбирать надлежащие средства и методы для решения поставленных задач с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
корректировать состояние в процессе развития физических качеств;
формировать мотивацию к самостоятельной и систематической двигательной активности в спортивно-технических видах спорта;
использовать актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания, интерпретировать результаты и вносить коррективы с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности, организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды по спортивно-техническим видам спорта;
использовать критерии оценки подготовленности спортсмена - кандидата в спортивные сборные команды для контроля процесса отбора
опытом использования современных педагогических методов, приемами и средств тренировки, обучения, воспитания для повышения качества образовательной и спортивной деятельности, организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды в спортивно-технических видах спорта;
технологиями построения образовательного процесса занимающихся;
современными методами контроля и управления тренировочными воздействиями в спортивно-технических видах спорта;
технологией анализа отчетов и представлений тренеров по пополнению спортивного резерва, оценок и
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
отчетов специалистов в области подготовки и пополнения спортивного резерва о перспективности спортсменов, выявлению наиболее перспективных спортсменов и оценка их целесообразности к переводу из резерва спортивной сборной команды в основной состав спортивной сборной команды в спортивно-технических видах спорта.
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
оптимальные принципы и подходы к руководству командной работой в теории и методике технических видов спорта;
оптимальные принципы и подходы к руководству командной работой в теории и методике технических видов спорта
и вырабатывает стратегию командной работы в технических видах спорта и на ее основе организует отбор членов команды для достижения поставленной цели;
отимальные принципы и подходы к руководству командной работой в теории и методике технических видов спорта и вырабатывает стратегию командной работы в технических видах спорта и на ее основе организует отбор членов команды для достижения поставленной цели;
принципы организации дискуссии по заданной теме и обсуждение результатов работы команды с привлечением оппонентов разработанным идеям;
демонстрировать стратегию командной работы, направленную на достижение поставленной цели, с учетом индивидуальных особенностей членов команды в технических видах спорта;
демонстрировать стратегию командной работы, направленную на достижение поставленной цели, с учетом индивидуальных особенностей членов команды в технических видах спорта организовывать и корректировать работу команды, в том числе на основе коллегиальных решений в технических видах спорта;
демонстрировать стратегию командной работы, направленную на достижение поставленной цели, с учетом индивидуальных особенностей членов команды в технических видах спорта организовывать и корректировать работу команды, в том числе на основе коллегиальных решений в технических видах спорта;
разрабатывать план и организовывать обучение членов команды и обсуждение результатов работы, в т.ч. в рамках дискуссии с привлечением оппонентов;
опытом организации взаимодействия членов команды, в том числе обмен информацией, знаниями и опытом, и презентацию результатов работы команды в технических видах спорта;
опытом организации взаимодействия членов команды, в том числе обмен информацией, знаниями и опытом, и презентацию результатов работы команды в технических видах спорта разрешать конфликты и противоречия при деловом общении на основе учета интересов всех сторон;
создавать рабочую атмосферу, позитивный эмоциональный климат в команде по техническим видам спорта;
опытом организации взаимодействия членов команды, в том числе обмен информацией, знаниями и опытом, и презентацию результатов работы команды в технических видах спорта разрешать конфликты и противоречия при деловом общении на основе учета интересов всех сторон;
создавать рабочую атмосферу, позитивный эмоциональный климат в команде по техническим видам спорта;
делегировать полномочия членам команды и распределять поручения, давать обратную связь по результатам, принимать ответственность за общий результат.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
методы организации работы спортивной сборной команды;
порядок отбора спортсменов в спортивную сборную команду для участия в официальных международных соревнованиях;
Всероссийскую спортивную классификацию;
календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
уровень рекордных результатов соревновательной деятельности по виду спорта.
рассчитывать объем и достаточность кадрового состава для обеспечения выполнения планов;
соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации;
пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
использовать критерии оценки подготовленности спортсмена - кандидата в спортивные сборные команды для контроля процесса отбора;
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
оценивать выполнение квалификационных требований кандидатом на зачисление в состав спортивной сборной команды.
опытом анализа базы данных спортсменов, проходящих подготовку по программам этапа высшего спортивного мастерства либо составляющих резерв спортивной сборной команды;
опытом анализа отчетов и представлений тренеров по пополнению спортивного резерва, оценок и отчетов специалистов в области подготовки и пополнения спортивного резерва о перспективности спортсменов, выявлению наиболее перспективных спортсменов и оценка их целесообразности к переводу из резерва спортивной сборной команды в основной состав спортивной сборной команды.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Технические виды спорта, связанные с управлением техническими спортивными снарядами, конструированием и постройкой спортивных моделей
Теория и методика авиационных видов спорта (вертолётный, парашютный, планёрный, самолётный) /Лек/
Теория и методика авиационных видов спорта (вертолётный, парашютный, планёрный, самолётный) /Пр/
Теория и методика авиационных видов спорта (вертолётный, парашютный, планёрный, самолётный) /Ср/
Теория и методика авто-, мотоспорта /Лек/
Теория и методика авто-, мотоспорта /Пр/
Теория и методика авто-, мотоспорта /Ср/
Теория и методика водно-моторного и подводного видов спорта /Лек/
Теория и методика водно-моторного и подводного видов спорта /Пр/
Теория и методика водно-моторного и подводного видов спорта /Ср/
Теория и методика радиоспорта, спортивного моделирования (авиа-, авто, судомодельный) /Лек/
Теория и методика радиоспорта, спортивного моделирования (авиа-, авто, судомодельный) /Пр/
Теория и методика радиоспорта, спортивного моделирования (авиа-, авто, судомодельный) /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к экзамену
1 Популяризация и пропаганда спортивно-технических видов спорта.
2 Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спортивно-технических видах спорта.
3 Материально-техническое обеспечение спортивно-технических видов спорта.
4 Привлечение инвестиций в создание производства отечественной продукции для спортивно-технических видов спорта..
5 Совершенствование нормативно-правовой базы для создания наиболее благоприятных условий деятельности организаций в спортивно-технических видах спорта.
6 Основные направления развития спортивно-технических видов спорта.
7 Поддержание интереса различных категорий граждан к спортивно-техническим видам спорта как наиболее
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
захватывающим, экстремальным, представленные в доступной и массовой форме физической активности
8 Система научно-методического обеспечения спортивно-технических видов спорта в регионе.
9 Правила проведения спортивных соревнований, массовых спортивных мероприятий по авиационным видам спорта.
10 Правила проведения спортивных соревнований, массовых спортивных мероприятий по водно-моторному и подводному видам спорта.
11 Правила проведения спортивных соревнований, массовых спортивных мероприятий по различным направлениям спортивно-технических видов спорта..
12 Правила проведения спортивных соревнований, массовых спортивных мероприятий по радиоспорту, спортивного моделированию (авиа-, авто, судомодельный).
13 Связь занятий спортивно-техническими видами спорта с особенностями их проведения и направленностью физической нагрузки.
14 Профилактика асоциального поведения молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни средствами спортивно-технических видов спорта.
15 Медико-социальные и оздоровительные технологии в программных мероприятиях спортивно-технических видах спорта.
16. Спортивно-техническая подготовка: результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность.
17. Технологии планирования подготовки спортсменов в спортивно-технических видах спорта на начальных этапах подготовки.
18 Средства технической подготовки: общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.
19 Формирование двигательных умений и навыков занимающихся в спортивно-технических видах спорта.
20 Информационные технологии для планирования и контроля за состоянием занимающихся в спортивно-технических видах спорта.
5.2. Темы письменных работ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Роль физической активности и технических видов спорта в поддержании и укреплении здоровья молодежи, формировании личности, обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом.
2. Формирование потребностей подрастающей молодежи на занятиях техническими видами спорта.
3. Основные программы развития технических видов спорта на государственном и региональном уровнях.
4. Экспериментальные площадки по техническим видам спорта как способ апробирования и внедрения новых спортивных технологий.
5. Средства массовой информации как источник по популяризации технических видов спорта среди подростков и молодежи.
6. Воспитание в подрастающем поколении в процессе занятий техническими видами спорта готовности к защите Отечества.
7. Средства массовой информации как источник по популяризации технических видов спорта среди подростков и молодежи.
5.3. Фонд оценочных средств
Текущая аттестация проводится в следующих формах:
- тестирование;
- решение ситуационных задач;
- контрольные задания.
Оценочные средства текущей аттестации:
- тесты по темам;
вопросы для подготовки к занятиям.
Промежуточная аттестация (экзамену) проводится в формах:
- устного опроса;
- тестирования.
Оценочные средства промежуточной аттестации:
- вопросы для подготовки к экзамену;
- тестовые задания.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И.
Метаучение о воспитании двигательных способностей: монография
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
Теория и методика физической культуры: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Технические средства обучения: учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры
М.: Физкультура и спорт, 1990
Печатин А.А., Богданов И.Ф.
Подготовка спортсменов-водномоторников
Технические виды спорта: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСТШ и СДЮСТШ
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
НОУ ДПО ЧШСП ДОСААФ России по Челябинской области
Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии: Метод. пособие // ЦСТиСК Москомспорта.— Издательство «МедиаЛабПроект»
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Для выполнения заданий, предусмотренных программой дисциплины, следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. - Режим доступа: https://www.ebsco.com
электронный каталог библиотеки вуза https://elibrary.uralgufk.ru/catalogue/
электронный каталог Центральной областной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту https://sportedu.ru/catalog.idc
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
По данной дисциплине занятия проводятся в учебных аудиториях УСК "Манеж" № 130,131, которые оснащены необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий: компьютер – 2 шт., проектор – 2 шт., интерактивная доска – 2 шт., аудио аппаратура (колонки) – 2 комплекта. Для самостоятельной работы обучающихся имеется в УСК "Манеж" ауд. 128, оснащенная компьютерами – 2 шт., принтером - 1 шт.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины «Теория и методика спортивно-технических видов спорта» применяется весь учебно-методический комплекс, необходимый для успешного овладения магистрантами всеми представленными компетенциями:
– лекционные и практические занятия, направленные на повышение успешности будущих магистров в профессиональной деятельности;
– разработаны презентации, видео- и аудиоматериал для более наглядного восприятия предоставляемой учебной информации;
– тренинговая работа на практических занятиях, способствующая личностному и профессиональному росту магистрантов;
– на всех практических занятиях используется имеющееся в университете мультимедийное оборудование (компьютер с проектором, аудиосистема);
– разработана система заданий для индивидуальной и групповой самостоятельной работы;
– разработана система для контроля за освоением дисциплины и самоконтроля.
В процессе преподавания данной дисциплины применяются следующие образовательные технологии: активное обучение (тренинговые, игровые, дискуссионные формы работы), актуализация потенциала образовательной среды.