2020-2021_49_04_01 20 ФКвСПД_plx_Теория и методика технических видов спорта_Физическая культура в служебно-прикладной деятельности
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика технических видов спорта
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 20 ФКвСПД.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физическая культура в служебно-прикладной деятельности"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
51
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
32,4
32,4
32,4
32,4
Сам. работа
51
51
51
51
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.б.н, профессор, Е. В. Елисеев _________________
 
_________________
Рецензент(ы):
 
Теория и методика технических видов спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физическая культура в служебно-прикладной деятельности"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е. Г. Кокорева

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формировать у магистрантов знания о содержании  современных теоретических и методических основ технических видов спорта.
1.2
Воспитательной целью дисциплины является: формирование чувства ответственности за предоставляемую информацию, качественный и количественный анализ, интерпретацию полученных данных.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте в служебно-прикладной деятельности», «Теория и методика физического воспитания в служебно-прикладной деятельности».
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Набор входящих знаний и умений, состоящий в овладении профессиональной терминологией относительно основ теории и методики спортивно-технических видов спорта, обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для изучения направлений дальнейшей работы с магистрантами при изучении «Теории и методики военно-прикладных видов спорта».
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания, интерпретировать результаты и вносить коррективы с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности, организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды
 
Знать:
 
Уровень 1
актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания для организации работы спортивной сборной команды по спортивно-техническим видах спорта ;
 
Уровень 2
основные физиологические механизмы динамики работоспособности занимающихся, критерии спортивного отбора;

особенности построения общей и специальной физической подготовки спортсменов, методы организации работы спортивной сборной команды в спортивно-технических видах спорта;

 
Уровень 3
общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и порядок утверждения этих списков;

локальные нормативные акты спортивной федерации, профессиональной спортивной лиги, профессионального спортивного клуба по спортивно-техническим видам спорта  в части регулирования отбора в спортивную сборную команду;

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
применять на практике передовой тренерский и педагогический опыт; осуществлять мониторинг с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности в спортивно-технических видах спорта;
 
Уровень 2
подбирать надлежащие средства и методы для решения поставленных задач с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;  

корректировать состояние в процессе развития физических качеств;

формировать мотивацию к самостоятельной и систематической двигательной активности в спортивно-технических видах спорта;

 
Уровень 3
использовать актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания, интерпретировать результаты и вносить коррективы с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности, организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды по спортивно-техническим видам спорта;

использовать критерии оценки подготовленности спортсмена - кандидата в спортивные сборные команды для контроля процесса отбора

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
опытом использования современных педагогических методов, приемами и средств тренировки, обучения, воспитания для повышения качества образовательной и спортивной деятельности, организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды в спортивно-технических видах спорта; 
 
Уровень 2
технологиями построения образовательного процесса занимающихся;

современными методами контроля и управления тренировочными воздействиями в спортивно-технических видах спорта;

 
Уровень 3
технологией анализа отчетов и представлений тренеров по пополнению спортивного резерва, оценок и 
 
стр. 5
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
отчетов специалистов в области подготовки и пополнения спортивного резерва о перспективности спортсменов, выявлению наиболее перспективных спортсменов и оценка их целесообразности к переводу из резерва спортивной сборной команды в основной состав спортивной сборной команды в спортивно-технических видах спорта.
 
 
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
Знать:
 
Уровень 1
оптимальные принципы и подходы к руководству командной работой в теории и методике технических видов спорта;
 
Уровень 2
оптимальные принципы и подходы к руководству командной работой в теории и методике технических видов спорта

и вырабатывает стратегию командной работы в технических видах спорта и на ее основе организует отбор членов команды для достижения поставленной цели;

 
Уровень 3
отимальные принципы и подходы к руководству командной работой в теории и методике технических видов спорта и вырабатывает стратегию командной работы в технических видах спорта и на ее основе организует отбор членов команды для достижения поставленной цели;

принципы организации дискуссии по заданной теме и обсуждение результатов работы команды с привлечением оппонентов разработанным идеям;

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
демонстрировать стратегию командной работы, направленную на достижение поставленной цели, с учетом индивидуальных особенностей членов команды в технических видах спорта;
 
Уровень 2
демонстрировать стратегию командной работы, направленную на достижение поставленной цели, с учетом индивидуальных особенностей членов команды в технических видах спорта организовывать и корректировать работу команды, в том числе на основе коллегиальных решений в технических видах спорта;
 
Уровень 3
демонстрировать стратегию командной работы, направленную на достижение поставленной цели, с учетом индивидуальных особенностей членов команды в технических видах спорта организовывать и корректировать работу команды, в том числе на основе коллегиальных решений в технических видах спорта;

разрабатывать план и организовывать обучение членов команды и обсуждение результатов работы, в т.ч. в рамках дискуссии с привлечением оппонентов;

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
опытом организации взаимодействия членов команды, в том числе обмен информацией, знаниями и опытом, и презентацию результатов работы команды в технических видах спорта;
 
Уровень 2
опытом организации взаимодействия членов команды, в том числе обмен информацией, знаниями и опытом, и презентацию результатов работы команды в технических видах спорта разрешать конфликты и противоречия при деловом общении на основе учета интересов всех сторон;

создавать рабочую атмосферу, позитивный эмоциональный климат в команде по техническим видам спорта;

 
Уровень 3
опытом организации взаимодействия членов команды, в том числе обмен информацией, знаниями и опытом, и презентацию результатов работы команды в технических видах спорта разрешать конфликты и противоречия при деловом общении на основе учета интересов всех сторон;

создавать рабочую атмосферу, позитивный эмоциональный климат в команде по техническим видам спорта;

делегировать полномочия членам команды и распределять поручения, давать обратную связь по результатам, принимать ответственность за общий результат.

 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы организации работы спортивной сборной команды;
3.1.2
порядок отбора спортсменов в спортивную сборную команду для участия в официальных международных соревнованиях;
3.1.3
Всероссийскую спортивную классификацию;
3.1.4
календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
3.1.5
уровень рекордных результатов соревновательной деятельности по виду спорта.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
рассчитывать объем и достаточность кадрового состава для обеспечения выполнения планов;
3.2.2
соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации;
3.2.3
пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
3.2.4
использовать критерии оценки подготовленности спортсмена - кандидата в спортивные сборные команды для контроля процесса отбора;
 
стр. 6
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
3.2.5
оценивать выполнение квалификационных требований кандидатом на зачисление в состав спортивной сборной команды.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом анализа базы данных спортсменов, проходящих подготовку по программам этапа высшего спортивного мастерства либо составляющих резерв спортивной сборной команды;
3.3.2
опытом анализа отчетов и представлений тренеров по пополнению спортивного резерва, оценок и отчетов специалистов в области подготовки и пополнения спортивного резерва о перспективности спортсменов, выявлению наиболее перспективных спортсменов и оценка их целесообразности к переводу из резерва спортивной сборной команды в основной состав спортивной сборной команды.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Технические виды спорта, связанные с управлением техническими спортивными снарядами, конструированием и постройкой спортивных моделей

 
1.1
Теория и методика авиационных видов спорта (вертолётный, парашютный, планёрный, самолётный) /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.4

Э1

1
ПК-1 УК-3
2
0
 
1.2
Теория и методика авиационных видов спорта (вертолётный, парашютный, планёрный, самолётный) /Пр/
Л2.2

8
ПК-1
2
2
 
1.3
Теория и методика авиационных видов спорта (вертолётный, парашютный, планёрный, самолётный) /Ср/
Л2.2

Э2

12
УК-3
2
0
 
1.4
Теория и методика авто-, мотоспорта /Лек/
Л1.1Л2.4

Э1

1
ПК-1 УК-3
2
0
 
1.5
Теория и методика авто-, мотоспорта /Пр/
Л2.4

4
ПК-1
2
2
 
1.6
Теория и методика авто-, мотоспорта /Ср/
Л2.1

Э2

9
УК-3
2
0
 
1.7
Теория и методика водно-моторного и  подводного видов спорта /Лек/
Л1.1Л2.4

Э1

1
ПК-1 УК-3
2
0
 
1.8
Теория и методика водно-моторного и  подводного видов спорта /Пр/
Л1.2Л2.3

8
ПК-1
2
4
 
1.9
Теория и методика водно-моторного и  подводного видов спорта /Ср/
Л1.2Л2.3

Э2

12
УК-3
2
0
 
1.10
Теория и методика радиоспорта, спортивного моделирования (авиа-, авто, судомодельный) /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.4

Э1

1
ПК-1 УК-3
2
0
 
1.11
Теория и методика радиоспорта, спортивного моделирования (авиа-, авто, судомодельный) /Пр/
Л2.2

6
ПК-1
2
4
 
1.12
Теория и методика радиоспорта, спортивного моделирования (авиа-, авто, судомодельный) /Ср/
Л2.2

Э2

18
УК-3
2
0
 
1.13
/КАтЭ/

2,4
2
0
 
1.14
/Экзамен/

24,6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к экзамену

1 Популяризация и пропаганда спортивно-технических видов спорта.

2 Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спортивно-технических видах спорта.

3 Материально-техническое обеспечение спортивно-технических видов спорта.

4 Привлечение инвестиций в создание производства отечественной продукции для спортивно-технических видов спорта..

5 Совершенствование нормативно-правовой базы для создания наиболее благоприятных условий деятельности организаций в спортивно-технических видах спорта.

6 Основные направления развития спортивно-технических видов спорта.

7 Поддержание интереса различных категорий граждан к спортивно-техническим видам спорта как наиболее 

 
стр. 7
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
захватывающим, экстремальным, представленные в доступной и массовой форме физической активности

8 Система научно-методического обеспечения спортивно-технических видов спорта в регионе.

9 Правила проведения спортивных соревнований, массовых спортивных мероприятий по авиационным видам спорта.

10 Правила проведения спортивных соревнований, массовых спортивных мероприятий по водно-моторному и  подводному видам спорта.

11 Правила проведения спортивных соревнований, массовых спортивных мероприятий по различным направлениям спортивно-технических видов спорта..

12 Правила проведения спортивных соревнований, массовых спортивных мероприятий по радиоспорту, спортивного моделированию (авиа-, авто, судомодельный).

13 Связь занятий спортивно-техническими видами спорта с особенностями их проведения и направленностью физической нагрузки. 

14 Профилактика асоциального поведения молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни средствами спортивно-технических видов спорта.

15 Медико-социальные и оздоровительные технологии в программных мероприятиях спортивно-технических видах спорта.

16. Спортивно-техническая подготовка: результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность.

17. Технологии планирования подготовки спортсменов в спортивно-технических видах спорта на начальных этапах подготовки.

18 Средства технической подготовки:  общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.

19 Формирование двигательных умений и навыков занимающихся в спортивно-технических видах спорта.

20 Информационные технологии для планирования и контроля за состоянием занимающихся в спортивно-технических видах спорта.

 
5.2. Темы письменных работ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Роль физической активности и технических видов спорта в поддержании и укреплении здоровья молодежи, формировании личности, обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом.

2. Формирование потребностей подрастающей молодежи на занятиях техническими видами спорта.

3. Основные программы развития технических видов спорта на государственном и региональном уровнях.

4. Экспериментальные площадки по техническим видам спорта как способ апробирования и внедрения новых спортивных технологий.

5. Средства массовой информации как источник по популяризации технических видов спорта среди подростков и молодежи.

6. Воспитание в подрастающем поколении в процессе занятий техническими видами спорта готовности к защите Отечества.

7. Средства массовой информации как источник по популяризации технических видов спорта среди подростков и молодежи.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение № 1.
 
Текущая аттестация проводится в следующих формах:

- тестирование;

- решение ситуационных задач;

- контрольные задания.

Оценочные средства текущей аттестации:

- тесты по темам;

вопросы для подготовки к занятиям.

Промежуточная аттестация (экзамену) проводится в формах:

- устного опроса;

- тестирования.

Оценочные средства промежуточной аттестации:

- вопросы для подготовки к экзамену;

- тестовые задания.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И.
Метаучение о воспитании двигательных способностей: монография
Воронеж: Элист, 2016
 
стр. 8
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Масалова, О.Ю.
Теория и методика физической культуры: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лапутин А.Н., Уткин В.Л.
Технические средства обучения: учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры
М.: Физкультура и спорт, 1990
 
Л2.2
Гаевский О.К.
Авиамоделирование
М.: Патриот, 1990
 
Л2.3
Печатин А.А., Богданов И.Ф.
Подготовка спортсменов-водномоторников
М.: ДОСААФ, 1978
 
Л2.4
Илюхин А.А.
Технические виды спорта: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСТШ и СДЮСТШ
М.: Сов. спорт, 2007
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
НОУ ДПО ЧШСП ДОСААФ России по Челябинской области
 
Э2
Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии: Метод. пособие //  ЦСТиСК Москомспорта.— Издательство «МедиаЛабПроект» 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Для выполнения заданий, предусмотренных программой дисциплины, следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
6.3.1.2
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.3
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
6.3.1.4
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. - Режим доступа: https://www.ebsco.com
6.3.2.2
электронный каталог библиотеки вуза https://elibrary.uralgufk.ru/catalogue/
6.3.2.3
электронный каталог Центральной областной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту  https://sportedu.ru/catalog.idc
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
По данной дисциплине занятия проводятся в учебных аудиториях УСК "Манеж" № 130,131, которые оснащены  необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий: компьютер – 2 шт., проектор – 2 шт., интерактивная доска – 2 шт., аудио аппаратура (колонки) – 2 комплекта. Для самостоятельной работы обучающихся имеется в УСК "Манеж" ауд. 128, оснащенная компьютерами – 2 шт., принтером - 1 шт. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины «Теория и методика спортивно-технических видов спорта» применяется весь учебно-методический комплекс, необходимый для успешного овладения магистрантами всеми представленными компетенциями:

– лекционные и практические занятия, направленные на повышение успешности будущих магистров в профессиональной деятельности;

– разработаны презентации, видео- и аудиоматериал для более наглядного восприятия предоставляемой учебной информации;

– тренинговая работа на практических занятиях, способствующая личностному и профессиональному росту магистрантов;

– на всех практических занятиях используется имеющееся в университете мультимедийное оборудование (компьютер с проектором, аудиосистема);

– разработана система заданий для индивидуальной и групповой самостоятельной работы;

– разработана система для контроля за освоением дисциплины и самоконтроля.

В процессе преподавания данной дисциплины применяются следующие образовательные технологии: активное обучение (тренинговые, игровые, дискуссионные формы работы), актуализация потенциала образовательной среды.