Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики физического воспитания
рабочая программа дисциплины (модуля)
Воспитательная работа с подростками в процессе занятий физической культурой и спортом
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
к.п.н., доцент, Н.Г. Новичкова _________________
к.п.н., Руководитель ООП, Р.Х. Аминов; _________________
Воспитательная работа с подростками в процессе занятий физической культурой и спортом
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №940)
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2019 протокол № 1.
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В.Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В.Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В.Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В.Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В.Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины "Воспитательная работа с подростками в процессе занятий физической культурой и спортом" являются:формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта;
формирование устойчивого интереса к профессии; воспитание гуманистической педагогической позиции.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Педагогическое взаимодействие в процессе спортивной подготовки
Производственная практика (тренерская)
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Инновационные подходы в построении спортивной тренировки (по этапам)
Построение общей и специальной физической подготовки спортсменов
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-3: Способен проводить тренировочные занятия и осуществлять подбор средств и методов для различных видов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и т.д.) занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
имеет представление как проводить тренировочные занятия и как осуществлять подбор средств и методов для различных видов подготовки занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
классифицирует средства и методы, которые необходимы для проведения тренировочных занятий
анализирует и систематизирует различные виды подготовки занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
частично проводить тренировочные занятия, частично осущестлять подбор средств и методов для различных видов подготовки занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
в целом умеет проводить тренировочные занятия и применять приемы психологической подготовки занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
применять творческий подход к проведению тренировочных занятий и осуществлению подбора средств и методов для различных видов подготовки занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
частично владеет методикой проведения тренировочных занятий, подбора средств и методов для различных видов подготовки занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
методикой проведения тренировочных занятий, подбором средств и методов для различных видов подготовки занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
в целом владеет методикой и технологиями проведения тренировочных занятий, подбором средств и методов для различных видов подготовки занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
знает типологию и факторы формирования команд, способы социального взаимодействия
свою роль в команде и осуществление социального взаимодействия
действовать в духе сотрудничества; принимать решения с соблюдением этических принципов их реализации
определять свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
реализовывать свою роль в команде учитывая особенности поведения других членов команды;
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
навыками распределения ролей в условиях командного взаимодействия
методами оценки своих действий, планирования и управления временем
навыками осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
федеральные стандарты и программу спортивной подготовки по виду спорта; теорию и методику спортивной тренировки в избранном виде спорта; правила по виду спорта и особенности построения соревновательной деятельности.
основные способы и нормы социального взаимодействия.
подбирать и применять средства и методы для разных видов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и т.д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта.
устанавливать и эффективно поддерживать взаимодействие, обеспечивающее успешную работу в команде; применять основные нормы социального взаимодействия для самореализации и достижения личных и командных целей.
имеет опыт подбора средств, методов и проведения тренировочных занятий по разносторонней подготовке занимающихся в избранном виде спорта в соответствии с Программой спортивной подготовки.
имеет опыт применения методов и норм социального взаимодействия, командной работы для реализации своей роли в коллективе в различных сферах жинедеятельности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Введение в курс предмета
1.1 Введение в курс предмета. Основные понятия, термины. /Лек/
1.1 Введение в курс предмета. Основные понятия, термины. /Ср/
1.2 Особенности воспитательной работы в спортивной школе /Лек/
1.2 Особенности воспитательной работы в спортивной школе /Пр/
1.2 Особенности воспитательной работы в спортивной школе /Ср/
Раздел 2. Физическая культура в системе воспитательной деятельности
2.1 Физическая культура в системе воспитательной деятельности /Лек/
2.1 Физическая культура в системе воспитательной деятельности /Пр/
2.1 Физическая культура в системе воспитательной деятельности /Ср/
2.2 Методика занятий физической культурой /Лек/
2.2 Методика занятий физической культурой /Пр/
2.2 Методика занятий физической культурой /Ср/
2.3 Особенности воспитания в процессе физической культуры и спорта /Лек/
2.3 Особенности воспитания в процессе физической культуры и спорта /Пр/
Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
2.3 Особенности воспитания в процессе физической культуры и спорта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
2.4 Учет возрастных особенностей при воспитательной работе /Пр/
2.4 Учет возрастных особенностей при воспитательной работе /Ср/
2.5 Проблема реализации воспитательной функции физической культуры и спорта в процессе физического воспитания /Пр/
Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3
2.5 Проблема реализации воспитательной функции физической культуры и спорта в процессе физического воспитания /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите воспитательные мероприятия, проводимые в ДЮСШ.
2. Назовите особенности воспитательной работы в спортивной школе.
3. Какова роль физической культуры в системе воспитательной деятельности?
4. Какова методика занятий физической культурой?
5. Назовите особенности воспитания в процессе физической культуры и спорта.
6. Назовите возрастные особенности при воспитательной работе с подростками.
7. Назовите проблемы реализации воспитательной функции физической культуры и спорта в процессе физического воспитания.
8. Что такое индивидуальная физическая культура?
9. Перечислите принципы изучения подростков.
10.Каковы условия комплексного подхода при оценке эффективности педагогического воздействия на подростка?
11.Перечислите группы методов, направленных на поведение подростков.
12.Охарактеризуйте суть повышения социальной активности и заинтересованности обучающихся.
13.Перечислите способы формирования положительного поведения в школе, спортивной школе.
14.Охарактеризуйте методы укрепления физического, психологического и духовного здоровья подростков.
15.Назовите меры по снижению уровня безнадзорности детей.
16.Перечислите мероприятия, направленные на формирование мотивов положительной социализации личности, повышение самооценки, адаптацию в обществе в целом.
17.Охарактеризуйте способы, формы взаимодействия, направленные на сплочение коллектива, формирование доброжелательного отношения между спортсменами.
18.Перечислите особенности воспитания подростков.
19.Назовите современные методики занятий физической культурой и спортом.
20.Перечислите диагностические методики направленные на физическое развитие подростков.
5.2. Темы письменных работ
1.Роль семьи в воспитании здорового подростка.
2.Здоровьесберегающие технологии.
3.Методы профилактики зависимостей.
4.Воспитание детей группы риска.
5.Аномалии в развитии личности.
6.Молодежь в современном обществе.
7.Проблема конфликта в подростковой среде.
8.Причины неврозов у подростков.
9.Подростковая наркомания.
10.Ваш беспокойный подросткок.
5.3. Фонд оценочных средств
Дискуссия, мозговой штурм, круглый стол, контрольные и самостоятельные работы.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
6.1.1. Основная литература
Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник
Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: теория и методика
Спортизированное физическое воспитание - ключ к тайнам формирования здоровья школьника.: Монография
6.1.2. Дополнительная литература
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.
Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие
Кабачков В.А., Куренцов В.А., Перова Е.И.
Физическое воспитание подростков в специальных образовательных учреждениях
Подростки хотят быть сильными
6.1.3. Методические разработки
Подростки в информационном пространстве
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Образовательный проект. Платформа для публикации массовых открытых онлайн-курсов «Лекториум»
2. Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
3. Электронный каталог библиотеки УралГУФК
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Для выполнения заданий, предусмотренных дисциплиной "Воспитательная работа с подростками в процессе занятий физической культурой и спортом", следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронный каталог библиотеки УралГУФК – http:www.elibrary.uralgufk.ac.ru
Образовательный портал «Российское образование» – http:www/ edu.ru
Сайт научно-методического журнала "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Университет располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательных программ и проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренной учебными планами вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Материально-техническая база университета состоит из специально оборудованных кабинетов и аудиторий для проведения теоретических, методических и практических занятий по дисциплинам (модулям) различных циклов ООП, а также компьютерных классов с доступом к сети Интернет, читального зала и аудиторий, оборудованных мультимедийными средствами обучения.
В учебном процессе задействованы аудитории, оснащенные мультимедийно-проекционной аппаратурой, для проведения лекционных, семинарских, методических и практических занятий, полностью удовлетворяющие потребностям контингента обучающихся.
Расширена зона беспроводного Интернета, Информационно – коммуникационные сети – локальная сеть охватывает 3 корпуса. Скорость подключения к сети Интернет 100 Мбит/сек.
Информационный ресурс вуза – сайт www.uralgufk.ru, образовательный портал Tandem e-Learning, (library.uralgufk.ru), внутренние ресурсы «УралГУФК» (переход с сайта), корпоративная почта.
На учебных и рабочих компьютерах «УралГУФК» установлена операционная система Linux Mageia 5. Свободное и лицензионное программное обеспечение позволяет решать большее число задач без нарушения лицензионных соглашений и расширяет диапазон использования компьютеров.
В целях предотвращения плагиата в письменных работах в вузе приобретена лицензия на доступ в систему «Антиплагиат».
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
Аудитория 413 для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 2 шкафа для документации и книг, 15 ученических столов, 30 стульев, жалюзи, доска классная, трибуна настольная, компьютер, экран, проектор. Аудитории 2-208, 1-333 оснащены компьютерной техникой для самостоятельной работы студентов.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебные материалы дисциплины представлены в виде тем, отражающих представления о содержании предмета изучения. Для удобства пользования в рабочей программе приведено содержание лекций и практических занятий по каждой теме дисциплины. Для более серьезной и глубокой подготовки по изучаемым темам в рабочей программе предлагается список основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения.
Аудиторные занятия организованы таким образом, что на каждом из них обучающийся активно участвует в работе, его знания и умения подвергаются оценке, а соответствующие баллы учитываются и идут в общий зачет по дисциплине.
Для подготовки к практическим занятиям обучающимся необходимо: выполнить самостоятельную работу по данной теме, подготовиться к выступлению по результатам самостоятельной работы; проанализировать и уяснить какие учебные элементы остались неясными, и постараться получить консультацию преподавателя до практического занятия; для ориентира в организации обучения по дисциплине следует использовать рабочую программу. На практических занятиях в зависимости от темы занятия выполняется поиск информации по решению проблем, выработка индивидуальных или групповых решений, итоговое обсуждение с обменом знаниями, участие в дискуссиях, разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах, решение индивидуальных тестов, участие в деловых играх.
Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет самостоятельной работы студентов. Выделяемые на самостоятельную работу часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем. Самостоятельная работа обучающихся осуществляется в виде изучения литературы, эмпирических данных по публикациям в научной литературе, подготовки индивидуальных работ, самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины; поиск и обзор литературы и электронных источников; разработка плана статьи по материалам собственного исследования. Для организации самостоятельной работы в процессе освоения дисциплины предусмотрены задания, выполнение которых оценивается в баллах.
Текущий контроль по дисциплине осуществляется в виде опроса, тестирования, собеседования по результатам выполнения заданий для самостоятельной работы по изучаемой теме, выполнение практических заданий по итогам изучения темы. При подготовке к опросу обучающиеся должны освоить теоретический материал в соответствии с содержанием темы. При подготовке к аудиторному тестированию студентам необходимо повторить материал по изученным темам.
Контроль качества освоения дисциплин обучающимися осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа оценивается по результатам активности работы на занятии, тестирования, выполнения практических заданий, выполнения заданий для самостоятельной работы. Дополнительно оцениваются выступления с докладами, написание рефератов.
В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, УТС и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к прохождению тестирования по теоретическим и прикладным вопросам.
В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме, обучающийся сдает зачет по вопросам.
Максимальное количество баллов по итогам освоения дисциплины – 100 баллов. Формой промежуточной аттестации по дисциплине является Зачет.