«Уральский государственный университет физической культуры»
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Управление человеческими ресурсами"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2020-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент
Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2
Э4 Э5
Э6 Э7
Э8
1 Сущность и подходы к изучению лидерства.
2 Истоки и классические исследования лидерства.
3 Характеристика основных теорий лидерства.
4 Преимущества и недостатки основных поведенческих теорий лидерства.
5 Преимущества и недостатки основных ситуационных теорий лидерства.
6 Ситуационная модель лидерства П. Герси и К. Бланшара.
7 Теория лидерства К. Левина.
8 Стили лидерства Лайкерта.
9 Управленческая решетка Блейка – Муттон.
10 Современные подходы в исследовании лидерства.
11 Деловое и социоэмоциональное лидерство.
12 Роль лидера в спортивной организации
13 Лидерство и групповая динамика
14 Критерии руководителя – лидера спортивной организации
15 Основные качества, которыми должен обладать современный спортивный менеджер
Мой стиль лидерства
Коммуникации – главное условие эффективной групповой работы
Стратегии разрешения конфликтов
а) способность оказывать влияние на индивидуумы или группы для достижения целей;б) психологическая характеристика
в) стабильно проявляющиеся способности взаимодействия руководителя с коллективом;
г) управление трудом людей;
д) формальная властная позиция в организации.
2. В соответствии с теорией эмоционального лидерства составляющими эмоционального интеллекта в трудовой жизни являются:
А) самосознание, самоконтроль, мотивация, эмпатия, социальные навыки;
Б) самосознание, харизма, мотивация, чувственность, социальные навыки;
В) психологическая ловкость и творчество, самоконтроль, познание, социальные навыки;
г) эмоциональная устойчивость, мотивация, эмпатия, самосознание, социальные навыки.
3. На достижении временного результата основаны такие виды разрешения конфликтов, как (неск-ко вариантов)
а) компромисс; в) подавление;
б) сотрудничество; г) избегание.
Примеры упражнений
Лидер - это...
Цели:
– освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
– потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.
Ресурсы: листы полуватмана, ножницы, клей, маркеры, карандаши, множество рекламных проспектов, журналов, газет.
Время: около часа.
Ход игры
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят (поодиночке либо в парах) некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.
Тема работы: «Я – лидер!» В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмическая музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
Когда время на подготовку закончено, музыка микшируется – это знак участникам начать уборку рабочих мест, освобождение комнаты от обрезков и мусора. В это время тренер нумерует полученные от участников анонимные листы и развешивает их. После того как «субботник» завершен и место освобождено для продолжения работы, начинаем «лидерский променад». Все лидеры прогуливаются по комнате, на стенах которой закреплены скотчем рекламные постеры, и делают для себя пометки, кто является, по их мнению, авторами увиденных работ.
Завершение
Собираемся вместе и обсуждаем увиденное. Участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе товарищей.
В заключение на доске или флип-чарте записываем набор лидерских качеств.
Ерунда - катастрофа
Цели:
- помочь участникам преодолеть внутренние барьеры и страхи перед кризисной ситуацией, умение мобилизоваться в состоянии конфликта;
- потренироваться в использовании рефрейминга для получения объемной картины действительности и возможности представить альтернативу проблеме;
- стимулировать изменение отношений к конфликтной ситуации как пример одного из стилей решения конфликта - избегание (или уход). Проверить эффективность этого метода.
Размер группы: не играет роли.
Ресурсы: не требуются.
Время: 20-60 минут.
Ход игры
Группа разбивается на подгруппы (5-6 человек). В каждой подгруппе предлагаем участникам рассказать реальную историю конфликта (семейного, служебного, с друзьями и т.д.). Затем подгруппа формирует дуэты и трио, которым предстоит представить небольшую инсценировку конфликта, о котором шла речь. Каждая актерская "единица" покажет один из выбранных ею сюжетов в двух вариантах: как катастрофу, и как ничего не значащую ерунду. (Или наоборот: ерунда приобретает внезапно катастрофические последствия и размах.)
После краткой репетиции — показ сцен и обсуждение.
Важно услышать мнение рассказчиков, которым представилась возможность воочию увидеть два способа отношения к проблеме, узнать об их впечатлении об инсценировке. Изменила ли сцена остроту отношения к конфликту? Если да, то как: усилила или ослабила его? Не кажется ли им, что проблема, озвученная и представленная на площадке товарищами, выявила какие-то новые особенности самой ситуации конфликта, объяснила поведение его реальных участников?
Гений маркетинга
Цели:
- поупражняться в способности убеждать как в лидерском навыке;
- развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;
- помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;
- потренироваться в переговорном процессе.
Ресурсы: материалы в соответствии с возможностями тренера или потребностями группы.
Время: до получаса.
Ход игры
Тренер может принести на эту игру непрозрачный мешок, в который будут помещены разные предметы (или определенный ассортимент, который связан с личными или профессиональными особенностями или задачами участников).
Каждый участник достает из мешка один из предметов. Задание: в течение 15 минут продать группе этот предмет, представив максимум, но не менее пяти, реальных достоинств товара наиболее эффективным способом.
Завершение
- Чему научила эта игра?
- Чей опыт продаж показался вам наиболее успешным?
- Кому из коллег вы предложили бы поменять стратегию маркетинга и почему?
- Чьи идеи вам наиболее запомнились? почему?
Программа предусматривает рассмотрение изучаемых вопросов дисциплины только на практических занятиях и самостоятельно. Практические занятия по дисциплине являются аудиторными занятиями, в процессе которых развиваются умения по формируемым компетенциям, а также осуществляется контроль знаний, полученных магистрантом самостоятельно. Практические занятия проходят в форме групповых упражнений, тренингов и самооценки. Именно практические занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины. В процессе изучения дисциплины учитывается активность магистрантов на практических занятиях.
По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде зачета в 4 семестре. В соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной магистрантом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой магистрант допускается к сдаче зачета, составляет 40 баллов. Участие магистранта во всех тренингах обеспечивает ему получение 60 баллов, которые могут быть выставлены ему в зачетную книжку и ведомость в день зачета без процедуры сдачи зачета.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ:
Изучение дисциплины (модуля) инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
Для освоения дисциплины (модуля) созданы следующие специальные условия:
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
Обеспечен доступ обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими к зданиям Университета.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
Весь изучаемый материал, согласно тематическому плану дисциплины, сопровождается мультимедийными презентациями с использованием программы POWER POINT.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
Обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся в учебные помещения Университета. Организованы занятия на 1 этаже, в зависимости от индивидуальных потребностей и состояния здоровья обучающихся.