2020-2021_49_04_01 20 УЧР_plx_Тренинг лидерских качеств_Управление человеческими ресурсами
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
МОДУЛЬ ПО ВЫБОРУ 1 Тренинг лидерских качеств
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 20 УЧР.plx

49.04.01 Физическая культура  Магистерская программа "Управление человеческими ресурсами"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
77,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
9 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
77,75
77,75
77,75
77,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.04.01 20 УЧР.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент кафедры менеджмента и экономики в спорте, Ишимова И.Н. _________________
 
к.п.н., доцент, руководитель ООП, Богдан Н.В.;к.п.н., доцент, начальник УМУ, Клестова О.А. _________________
Рецензент(ы):
 
Тренинг лидерских качеств
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
 
49.04.01 Физическая культура  Магистерская программа "Управление человеческими ресурсами"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 20 УЧР.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.В. Богдан, к.п.н., доцент

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 20 УЧР.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
развитие у будущих магистров физической культуры умений убеждать, организовывать групповую работу, проявлять качества лидера в организационно-управленческой деятельности;
1.2
формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, развитие навыков групповой работы и управления коллективом.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Набор входящих знаний основ управления персоналом в организациях отрасли, организационных теорий управления знаниями; правил составления электронных презентаций и письменных документов; умений анализировать коммуникационные процессы в организации, работать в группе, применять современные технологии поиска, обработки и представления информации, использовать теоретические знания в практической деятельности обеспечивает требуемый фундамент для изучения дисциплины «Тренинг лидерских качеств»
2.1.2
Управление персоналом в организациях физической культуры и спорта
2.1.3
2.1.4
Индивидуальный человеческий капитал
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Полученные в процессе обучения магистрантом знания необходимы для последующей профессиональной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1: Способен осуществлять руководство комплексной деятельностью в области физической культуры и спорта
 
Знать:
 
Уровень 1
перечисляет основные качества лидера и стили лидерства
 
Уровень 2
дает краткую характеристику основных качеств лидера и стилей лидерства
 
Уровень 3
дает развернутую характеристику основных качеств лидера и стилей лидерства
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
проявляет инициативу в типовых ситуациях принятия управленческих решений по организации физкультурно-спортивной деятельности в различных видах и формах
 
Уровень 2
проявляет инициативу и берет на себя всю полноту ответственности в типовых ситуациях принятия управленческих решений по организации физкультурно-спортивной деятельности в различных видах и формах; проявляет лидерские качества в групповой работе
 
Уровень 3
проявляет инициативу, в том числе в ситуациях риска, берет на себя всю полноту ответственности принятия управленческих решений по организации физкультурно-спортивной деятельности в различных видах и формах; проявляет лидерские качества в групповой работе
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
имеет опыт участия в организации физкультурно-спортивной деятельности в различном формате в качестве исполнителя, под руководством специалиста
 
Уровень 2
имеет опыт самостоятельной организации физкультурно-спортивной деятельности в определенном формате
 
Уровень 3
имеет опыт самостоятельной организации физкультурно-спортивной деятельности в различном формате, участия в управления комплексной деятельностью организации физической культуры и спорта
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
ИПК-1.1 методологические основы управления комплексной деятельностью организации физической культуры и спорта; различные виды и формы организации физкультурно-спортивной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ИПК-1.2 принимать управленческие решения по управлению комплексной деятельностью и организации физкультурно-спортивной деятельности в различных видах и формах
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
ИПК-1.3 управления комплексной деятельностью организации физической культуры и спорта; организации физкультурно-спортивной деятельности в различном формате
 
 
стр. 5
УП: 49.04.01 20 УЧР.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Самопрезентация

 
1.1
Выявление Я-концепции  /Пр/
Л1.1Л2.2

4
ПК-1
4
1
 
1.2
Мои лидерские качества /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

9
ПК-1
4
0
Письменная работа
 
 
Раздел 2. Лидерские качества

 
2.1
Основные характеристики лидеров /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.6

4
ПК-1
4
2
 
2.2
Характеристика основных теорий лидерства /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

15
ПК-1
4
0
 
 
Раздел 3. Стили лидерства

 
3.1
Стили лидерства /Пр/
Л1.1Л2.2

4
ПК-1
4
2
 
3.2
Современные подходы в исследовании лидерства  /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3

Э6 Э7

13
ПК-1
4
0
Письменная работа
 
 
Раздел 4. Лидер как эффективный коммуникатор

 
4.1
Взаимодействие с партнерами  /Лек/
Л1.1Л2.2

2
ПК-1
4
0
 
4.2
Коммуникативные качества лидера /Пр/
Л1.1Л2.2

6
ПК-1
4
3
 
4.3
Коммуникации – главное условие эффективной групповой работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э8

20
ПК-1
4
0
Письменная работа
 
 
Раздел 5. Разрешение конфликтов

 
5.1
Стратегии разрешения конфликтов /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.4 Л2.5

2
ПК-1
4
0
 
5.2
Разрешение конфликтов /Пр/

8
ПК-1
4
4
 
5.3
Стратегии разрешения конфликтов /Ср/
Л2.4 Л2.5

20,75
ПК-1
4
0
Письменная работа
 
5.4
/КАтЗ/

0,25
ПК-1
4
0
 
5.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.6

0
ПК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1 Сущность и подходы к изучению лидерства.

2 Истоки и классические исследования лидерства.

3 Характеристика основных теорий лидерства.

4 Преимущества и недостатки основных поведенческих теорий лидерства.

5 Преимущества и недостатки основных ситуационных теорий лидерства.

6 Ситуационная модель лидерства П. Герси и К. Бланшара.

7 Теория лидерства К. Левина.

8 Стили лидерства Лайкерта.

9 Управленческая решетка Блейка – Муттон.

10 Современные подходы в исследовании лидерства.

11 Деловое и социоэмоциональное лидерство.

12 Роль лидера в спортивной организации

13 Лидерство и групповая динамика

14 Критерии руководителя – лидера спортивной организации

15 Основные качества, которыми должен обладать современный спортивный менеджер

 
5.2. Темы письменных работ
Мои лидерские качества

Мой стиль лидерства

Коммуникации – главное условие эффективной групповой работы

Стратегии разрешения конфликтов

 
5.3. Фонд оценочных средств
1. Лидерство – это:

а) способность оказывать влияние на индивидуумы или группы для достижения целей;б) психологическая характеристика 

 
стр. 6
УП: 49.04.01 20 УЧР.plx
 
поведения отдельных членов группы;

в) стабильно проявляющиеся способности взаимодействия руководителя с коллективом;

г) управление трудом людей;

д) формальная властная позиция в организации.

2. В соответствии с теорией эмоционального лидерства составляющими эмоционального интеллекта в трудовой жизни являются:

А) самосознание, самоконтроль, мотивация, эмпатия, социальные навыки;

Б) самосознание, харизма, мотивация, чувственность, социальные навыки;

В) психологическая ловкость и творчество, самоконтроль, познание, социальные навыки;

г) эмоциональная устойчивость, мотивация, эмпатия, самосознание, социальные навыки.

3. На достижении временного результата основаны такие виды разрешения конфликтов, как (неск-ко вариантов)

      а) компромисс; в) подавление;             

      б) сотрудничество; г) избегание.

Примеры упражнений

Лидер - это...

Цели:

– освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

– потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.

Ресурсы: листы полуватмана, ножницы, клей, маркеры, карандаши, множество рекламных проспектов, журналов, газет.

Время: около часа.

Ход игры

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят (поодиночке либо в парах) некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.

Тема работы: «Я – лидер!» В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмическая музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Когда время на подготовку закончено, музыка микшируется – это знак участникам начать уборку рабочих мест, освобождение комнаты от обрезков и мусора. В это время тренер нумерует полученные от участников анонимные листы и развешивает их. После того как «субботник» завершен и место освобождено для продолжения работы, начинаем «лидерский променад». Все лидеры прогуливаются по комнате, на стенах которой закреплены скотчем рекламные постеры, и делают для себя пометки, кто является, по их мнению, авторами увиденных работ.

Завершение

Собираемся вместе и обсуждаем увиденное. Участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе товарищей.

В заключение на доске или флип-чарте записываем набор лидерских качеств.

Ерунда - катастрофа

Цели:

- помочь участникам преодолеть внутренние барьеры и страхи перед кризисной ситуацией, умение мобилизоваться в состоянии конфликта;

- потренироваться в использовании рефрейминга для получения объемной картины действительности и возможности представить альтернативу проблеме;

- стимулировать изменение отношений к конфликтной ситуации как пример одного из стилей решения конфликта - избегание (или уход). Проверить эффективность этого метода.

Размер группы: не играет роли.

Ресурсы: не требуются.

Время: 20-60 минут.

Ход игры

Группа разбивается на подгруппы (5-6 человек). В каждой подгруппе предлагаем участникам рассказать реальную историю конфликта (семейного, служебного, с друзьями и т.д.). Затем подгруппа формирует дуэты и трио, которым предстоит представить небольшую инсценировку конфликта, о котором шла речь. Каждая актерская "единица" покажет один из выбранных ею сюжетов в двух вариантах: как катастрофу, и как ничего не значащую ерунду. (Или наоборот: ерунда приобретает внезапно катастрофические последствия и размах.)

После краткой репетиции — показ сцен и обсуждение.

Важно услышать мнение рассказчиков, которым представилась возможность воочию увидеть два способа отношения к проблеме, узнать об их впечатлении об инсценировке. Изменила ли сцена остроту отношения к конфликту? Если да, то как: усилила или ослабила его? Не кажется ли им, что проблема, озвученная и представленная на площадке товарищами, выявила какие-то новые особенности самой ситуации конфликта, объяснила поведение его реальных участников?

Гений маркетинга

Цели:

- поупражняться в способности убеждать как в лидерском навыке;

- развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;

- помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;

- потренироваться в переговорном процессе.

 
стр. 7
УП: 49.04.01 20 УЧР.plx
 
Размер группы: не важен.

Ресурсы: материалы в соответствии с возможностями тренера или потребностями группы.

Время: до получаса.

Ход игры

Тренер может принести на эту игру непрозрачный мешок, в который будут помещены разные предметы (или определенный ассортимент, который связан с личными или профессиональными особенностями или задачами участников).

Каждый участник достает из мешка один из предметов. Задание: в течение 15 минут продать группе этот предмет, представив максимум, но не менее пяти, реальных достоинств товара наиболее эффективным способом.

Завершение

- Чему научила эта игра?

- Чей опыт продаж показался вам наиболее успешным?

- Кому из коллег вы предложили бы поменять стратегию маркетинга и почему?

- Чьи идеи вам наиболее запомнились? почему?

 
Тестовые задания, практические упражнения, письменные работы
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Коноваленко М.Ю., Соломатин А.А.
Психология менеджмента. Теория и практика: учебник
М.: Юрайт, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В.
Менеджмент и лидерство: учебник
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
 
Л2.2
Головина Т.В., Смоленцева В.Н.
Психология управления в спорте: учеб. пособие
Омск: СибГУФК, 2011
 
Л2.3
Кови С.
Лидерство, основанное на принципах: пер. с англ.
М.: Альпина Паблишера, 2012
 
Л2.4
Захаров Д.К., Коновалова В.Г., Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е.
Конфликтология: учебник
М.: Инфра-М, 2014
 
Л2.5
Решетникова К.В.
Организационная конфликтология: учебное пособие
М.: ИНФРА-М, 2013
 
Л2.6
Эчеверрия Л.
Креативная революция. Лидерство, которое поощряет творчество и создает инновации
М. : Эксмо, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
8 важных качеств руководителя-лидера
 
Э2
8 лидерских качеств настоящего руководителя
 
Э3
Как стать успешным человеком — развитие в себе лидера
 
Э4
Теории лидерства
 
Э5
Современные теории лидерства
 
Э6
Стили лидерства
 
Э7
Стили лидерства / руководства
 
Э8
Как приобрести навыки эффективной коммуникации

 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
6.3.1.6
Mozilla Firefox   –  интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) https://rucont.ru/
6.3.2.2
Электронный каталог библиотеки УралГУФК http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru
 
стр. 8
УП: 49.04.01 20 УЧР.plx
 
6.3.2.3
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc
6.3.2.4
Научный портал http: // www.teoriya.ru/ru/journals     
6.3.2.5
Экономика. Социология. Менеджмент. – Образовательный портал – http://www.gsom.spbu.ru
6.3.2.6
ЭБС Book.ru – Единая система доступа к коллекции электронных версий книг современной учебной и научной литературы – доступ из сети интернет.
6.3.2.7
Портал для HR-менеджеров Http://www.hr-portal.ru/doki
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Компьютер: 1 шт;  
7.2
Монитор: 1 шт;  
7.3
Экран: 1 шт;
7.4
Проектор: 1 шт.
7.5
Доска классная: 1 шт;  
7.6
Стол компьютерный : 1 шт;  
7.7
Стол письменный: 1 шт;
7.8
Стул: 1 шт
7.9
Стол ученический: 15 шт;  
7.10
Стул ученический: 30 шт;  ;
7.11
Жалюзи: 2 шт;  
7.12
Жалюзи кассетные: 4 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Перед началом курса целесообразно ознакомиться со структурой дисциплины на основании программы, а также с последовательностью изучения тем и их объемом. С целью оптимальной самоорганизации необходимо сопоставить эту информацию с графиком занятий и выявить наиболее затратные по времени и объему темы, чтобы заранее определить для себя периоды объемных заданий.

     Программа предусматривает рассмотрение изучаемых вопросов дисциплины только на практических занятиях и самостоятельно. Практические занятия по дисциплине являются аудиторными занятиями, в процессе которых развиваются  умения по формируемым компетенциям, а также осуществляется контроль знаний, полученных магистрантом самостоятельно. Практические занятия проходят в форме групповых упражнений, тренингов и самооценки. Именно практические занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины. В процессе изучения дисциплины учитывается активность магистрантов на практических занятиях.

По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде зачета в 4 семестре.  В соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной магистрантом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой магистрант допускается к сдаче зачета, составляет 40 баллов. Участие магистранта во всех тренингах обеспечивает ему получение 60 баллов, которые могут быть выставлены ему в зачетную книжку и ведомость в день зачета без процедуры сдачи зачета.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ:

Изучение дисциплины (модуля) инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.

Для освоения дисциплины (модуля) созданы следующие специальные условия:

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

Обеспечен доступ обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими к зданиям Университета.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

Весь изучаемый материал, согласно тематическому плану дисциплины, сопровождается мультимедийными презентациями с использованием программы POWER POINT.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

Обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся в учебные помещения Университета. Организованы занятия на 1 этаже, в зависимости от индивидуальных потребностей и состояния здоровья обучающихся.