2020-2021_49_04_03 19 Спорт_plx_Управленческие решения в индустрии спорта_Менеджмент в спорте
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Управленческие решения в индустрии спорта
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.03 19 Спорт.plx

49.04.03 Спорт Программа подготовки "Менеджмент в спорте"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
41,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
41,75
41,75
41,75
41,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.04.03 19 Спорт.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ишимова И.Н. _________________
 
к.п.н., доцент, руководитель ООП, Богдан Н.В.;к.п.н., доцент, начальник УМУ, Клестова О.А. _________________
Рецензент(ы):
 
Управленческие решения в индустрии спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.03 Спорт (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №947)
 
49.04.03 Спорт Программа подготовки "Менеджмент в спорте"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.

Зав. кафедрой Богдан Н.В.

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.03 19 Спорт.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богдан Н.В.

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богдан Н.В.

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богдан Н.В.

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богдан Н.В.

Менеджмента и цифровых технологий в спорте
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.03 19 Спорт.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
расширение у магистрантов теоретических знаний о методах разработки, принятия и реализации управленческих решений в индустрии спорта;
1.2
развитие практических навыков находить организационно-управленческие решения, оценивать их эффективность и готовность нести за них ответственность;
1.3
воспитание личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Набор входящих знаний актуальных проблем современного спорта, современных технологий поиска, обработки и представления информации обеспечивает требуемый фундамент для изучения дисциплины «Управленческие решения в индустрии спорта».
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Управление знаниями
2.2.2
Управление персоналом в спортивных организациях
2.2.3
Финансово-экономический анализ
2.2.4
Финансовый менеджмент
2.2.5
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Предпринимательство в спорте
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1.: Способность принимать управленческие решения по разработке кадровой и социальной политике, а также организации физкультурно-спортивной деятельности в различном формате (видах, формах)
 
Знать:
 
Уровень 1
общие, но не структурированные знания видов управленческих решений и методов их принятия; классификации управленческих решений; требований, предъявляемые к качеству управленческих решений; принципов принятия и реализации управленческих решений;методологических основ разработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях определенности;
 
Уровень 2
сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания теоретических  концепций управленческих решений; видов управленческих решений и методов их принятия; классификации управленческих решений; требований, предъявляемых к качеству управленческих решений; принципов принятия и реализации управленческих решений;методологических основ разработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях определенности, риска;
 
Уровень 3
сформированные, систематические знания теоретических  концепций управленческих решений; видов управленческих решений и методов их принятия; классификации управленческих решений; требований, предъявляемые к качеству управленческих решений; принципов принятия и реализации управленческих решений; методологических основ разработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях определенности, риска, неопределенности;
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения; использовать основные методы разработки управленческих решений в сфере профессиональной деятельности; разрабатывать две альтернативы при выборе управленческого решения
 
Уровень 2
выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию, необходимую для принятия управленческих решений; использовать основные методы разработки управленческих решений в сфере профессиональной деятельности; разрабатывать и обосновывать альтернативы при выборе управленческого решения; 
 
Уровень 3
выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию, необходимую для принятия управленческих решений; использовать основные и специальные методы разработки управленческих решений в сфере профессиональной деятельности; разрабатывать и обосновывать альтернативы при выборе управленческого решения; оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых управленческих решений
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
методами выявления проблемных ситуаций в организации; методами формирования и выбора альтернативных вариантов управленческих решений;
 
стр. 5
УП: 49.04.03 19 Спорт.plx
 
Уровень 2
методами выявления проблемных ситуаций в организации; методами формирования альтернативных вариантов управленческих решений;

методами оценки и выбора альтернативных вариантов управленческих решений; 

 
Уровень 3
методологией разработки, принятия и реализации управленческих решений; практическими навыками менеджера в принятии управленческих решений в конкретных ситуациях, характерных для различных областей индустрии спорта
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
ИПК-1.1 методологические основы управления организационным, ресурсным, методическим, информационным сопровождением развития организации физической культуры и спорта; различные виды и формы организации физкультурно-спортивной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ИПК-1.2 принимать управленческие решения по управлению организационным, ресурсным, методическим, информационным сопровождением и организации физкультурно-спортивной деятельности
3.2.2
в различных видах и формах
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
ИПК-1.3 имеет опыт управления организационным, ресурсным, методическим, информационным сопровождением развития организации физической культуры и спорта; организации физкультурно-спортивной деятельности в различном формате
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1Теоретические основы разработки управленческого решения

 
1.1
Понятие и классификация управленческих решений  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1.
2
0
 
1.2
Требования, предъявляемые к  управленческим решениям /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.
2
0
 
1.3
Роль и значение лица, принимающего решения. Виды ответственности руководителя спортивной организации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.
2
0
 
1.4
Основные этапы процесса принятия управленческого решения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.
2
3
 
1.5
Методы анализа управленческих проблем /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.
2
1
 
1.6
Методы разработки, принятия и реализации управленческих решений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.4 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.
2
4
 
1.7
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.4 Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

31
ПК-1.
2
0
 
 
Раздел 2. Организация и контроль исполнения управленческого решения

 
2.1
Методы контроля реализации управленческих решений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.4 Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.
2
0
 
2.2
Контроль реализации управленческих решений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.4 Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.
2
0
 
стр. 6
УП: 49.04.03 19 Спорт.plx
 
2.3
Эффективность управленческих решений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.4 Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.
2
2
 
2.4
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.4 Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10,75
ПК-1.
2
0
 
2.5
/КАтЗ/

0,25
ПК-1.
2
0
 
2.6
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.4 Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ПК-1.
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Текущий контроль сформированности компетенций проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, а также самостоятельно подготовленных студентами заданий и контрольных работ.

 
5.2. Темы письменных работ
Выполнение контрольных письменных работ:

– контрольная работа «Теоретические основы управленческих решений»

– контрольная работа «Концепции определенности, риска и неопределенности среды»

– контрольная работа «Организация и контроль исполнения управленческого решения»

Выполнение аудиторных самостоятельных работ:

Методы принятия решений в условиях определенности среды

Методы принятия решений в условиях риска среды

Методы принятия решений в условиях неопределенности среды

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Конспект «Классификация управленческих решений»

Анализ качества управленческого решения

Разработка альтернатив управленческого решения

Подготовка презентации «Определение возможных причин возникновения управленческой проблемы»

Подготовка презентации «Методы разработки, принятия и реализации управленческих решений»

Таблица «Характеристики методов разработки и принятия решений»

Работа по обоснованию управленческого решения на примере конкретной спортивной организации

 
5.3. Фонд оценочных средств
Примерные тестовые задания

1 К элементам управленческого решения необходимо отнести (несколько ответов)

А) прогнозируемый результат Г) аналитическое обоснование

Б) цель Д) ограничивающие факторы

В) альтернативные варианты

2 Выбор из двух диаметрально противоположных альтернатив, характерен для … решений

А) стандартных В) инновационных

Б) бинарных Г) многоальтернативных

3 В перечень параметров качества решений не входит ...

А) ожидаемая эффективность решения В) согласованность

Б) активность Г) адресность

4 К дальнему окружению внешней среды организации относятся (несколько ответов)

А) налоговая система В) партнеры по бизнесу

Б) система ценностей в обществе Г) контролирующие организации

5 Фактор, проявляющйеся в изменениях жизненного цикла товаров и услуг, уровня конкуренции, ценовом механизме, рекламных кампаниях, распределении доходов населения, демографической ситуации, называется

А) рыночным В) социальным

Б) технологическим Г) экономическим.

6 Управленческое решение – это социальный акт лиц или институтов, который вытекает из потребностей общественной жизни и направлен на достижение конкретных ______________

А) целей В) прогнозов

 
стр. 7
УП: 49.04.03 19 Спорт.plx
 
Б) законов Г) альтернатив

7 К критериям осуществимости группового принятия решения можно отнести (несколько вариантов)

А) социально-психологических климат в коллективе

Б) наличие времени

В) экономическую целесообразность

Г) члены группы принадлежат одной возрастную категории

8 Понятие «организованная анархия» характерно для

А) модели Карнеги

Б) модели инкрементального процесса принятия решений

В) модели мусорного ящика

Г) модели на основе теории управления

9 Особенностями использования карты мнений как инструмента определения причин возникновения проблем является(несколько вариантов)

А) структурированность причин по выделенным факторам

Б) возможность построения более длинных причинно-следственных цепочке

В) применение группового метода поиска причин

Г) более четкая формулировка возможных причин

10 Примерами чистого риска являются

А) возможные потери от пожара

Б) возможное падение курса доллара

В) возможные штрафы за загрязнение окружающей среды

Г) возможное снижение курс акции

Идентифицируйте две спортивные команды: одна обладает богатыми ресурсами (например, талантливыми игроками), но ее способности (как видно по результатам игры) весьма скромны; другая команда бедная ресурсами, но демонстрирует сильные командные способности.  Сформулируйте и проанализируйте управленческую проблему для каждой команды. Разработайте альтернативные варианты решения проблемы для каждой команды.

Зачетное задание

Структура зачетного задания совпадает с подходом к проектированию процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения, предложенным О.С. Виханским и А.И. Наумовым.

Первая стадия. Признание необходимости решения.

1 Восприятие и признание проблемы.

2 Формулирование проблемы.

3 Определение критериев и ограничений решения проблемы.

Вторая стадия. Выработка решения.

1 Определение альтернатив (их разработка).

2 Оценка альтернатив.

3 Выбор альтернативы.

Третья стадия. Выполнение решений.

1 Организация выполнения решения.

2 Анализ и контроль выполнения решения.

3 Обратная связь и корректировка действий.

 
конспекты, тестовые задания, решение практических заданий, презентации по темам дисциплины, контрольные работы по темам дисциплины, зачетное задание
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Фирсова И.А., Данилова О.В., Карпова С.В., Фирсова И.А.
Управленческие решения: учебник
М.: Юрайт, 2013
 
Л1.2
Фатхутдинов Р.А.
Управленческие решения: учебник
М.: ИНФРА-М, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лифшиц А.С.
Управленческие решения: учеб. пособие
М.: КноРус, 2013
 
стр. 8
УП: 49.04.03 19 Спорт.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Невежин В.П., Кружилов С.И., Невежин Ю.В.
Исследование операций и принятие решений в экономике. Сборник задач и упражнений : учеб. пособие для вузов 
М. : ФОРУМ, 2012
 
Л2.3
Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №798н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный №39694)
 
Л2.4
Мендель А.В.
Модели принятия решений: учеб. пособие
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Журнал "Теория и практика физической культуры"
 
Э2
Журнал "Вестник РМОУ"
 
Э3
Журнал "Вестник спортивной науки"
 
Э4
Журнал "Спорт: экономика, право, управление"
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
6.3.1.6
Mozilla Firefox   –  интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) https://rucont.ru/
6.3.2.2
Электронный каталог библиотеки УралГУФК http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru
6.3.2.3
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc
6.3.2.4
Национальная информационная сеть СПОРТИВНАЯ РОССИЯ – http://www.infosport.ru
6.3.2.5
Научный портал http: // www.teoriya.ru/ru/journals     
6.3.2.6
Клуб менеджеров – профессиональное бизнес сообщество топ менеджеров и руководителей среднего звена: www.e-xecutive.ru/education/cases
6.3.2.7
Сайт научной электронной библиотеки http://elibrary.ru/
6.3.2.8
Библиотека международной спортивной информации http://bmsi.ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Компьютер: 1 шт;  
7.2
Монитор: 1 шт;  
7.3
Экран: 1 шт;
7.4
Проектор: 1 шт.
7.5
Доска классная: 1 шт;  
7.6
Стол компьютерный : 1 шт;  
7.7
Стол письменный: 1 шт;
7.8
Стул: 1 шт
7.9
Стол ученический: 15 шт;  
7.10
Стул ученический: 30 шт;  ;
7.11
Жалюзи: 2 шт;  
7.12
Жалюзи кассетные: 4 шт
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
     Перед началом курса целесообразно ознакомиться со структурой дисциплины на основании программы, а также с последовательностью изучения тем и их объемом. С целью оптимальной самоорганизации необходимо сопоставить эту информацию с графиком занятий и выявить наиболее затратные по времени и объему темы, чтобы заранее определить для себя периоды объемных заданий.

 
стр. 9
УП: 49.04.03 19 Спорт.plx
 
     Программа предусматривает небольшой объем лекционных занятий, поэтому многие вопросы дисциплины рассматриваются на практических занятиях и самостоятельно. Практические занятия по дисциплине являются аудиторными занятиями, в процессе которых развиваются  умения по формируемым компетенциям, а также осуществляется контроль знаний, полученных магистрантом самостоятельно. Практические занятия проходят в форме групповых дискуссий. На этих занятиях магистранты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, совершенствуются в умении излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию. Именно практические занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины.

     Выступления на практических занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

     К контрольным работам магистрант готовится самостоятельно. В контрольной работе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме контрольной работы, в том числе и литературе, не указанной в методических рекомендациях.

     Для освоения дисциплины следует обращаться к содержанию лекционного материала, изучать рекомендованную литературу, как основную, так и дополнительную.  При изучении теоретических положений целесообразно также обращение к периодическим изданиям, например таким как «Теория и практика физической культуры», «Вестник Российского Международного Олимпийского университета», «Вестник спортивной науки», «Спорт: экономика, право, управление», «Физкультура и спорт» и другим изданиям.

     Самостоятельная работа выполняется магистрантами во внеаудиторное время и имеет большое значение в успешном освоении дисциплины. Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах: подготовка конспекта; подготовка презентации по теме; подготовка реферата (эссе, доклад, сообщение); самостоятельная работа в сессию.

В процессе изучения дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность магистрантов на практических занятиях, а также качество и своевременность подготовки контрольных работ и зачетного задания, докладов с презентацией.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета во 2 семестре. Обязательным условием допуска к зачету является выполнение всех контрольных работ и зачетного задания по обоснованию управленческого решения на примере конкретной спортивной организации (по выбору обучающегося).

Успешное выполнение всех контрольных работ и зачетного задания обеспечивает магистранту получение 60 баллов.

Если к моменту проведения зачета магистрант набирает 60 баллов и более, то они могут быть выставлены ему в зачетную книжку и ведомость в день зачета без процедуры принятия зачета.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ:

Изучение дисциплины (модуля) инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.

Для освоения дисциплины (модуля) созданы следующие специальные условия:

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

Обеспечен доступ обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими к зданиям Университета.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

Весь изучаемый материал, согласно тематическому плану дисциплины, сопровождается мультимедийными презентациями с использованием программы POWER POINT.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

Обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся в учебные помещения Университета. Организованы занятия на 1 этаже, в зависимости от индивидуальных потребностей и состояния здоровья обучающихся.