«Уральский государственный университет физической культуры»
49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм Профиль "Спортивно-оздоровительный туризм"
Срок действия программы: 2019-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1 Предмет философии и круг её проблем.
2 Основной вопрос философии.
3 Философия в системе культуры.
4 Мировоззренческая и методологическая функции философии.
5 Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
6 Проблема бытия в философии.
7 Учение о материи. Основные этапы его формирования.
8 Движение как способ существования материи.
9 Пространство и время как формы бытия материи.
10 Диалектика. Основные законы диалектики.
11 Категории диалектики (общее – особенное – единичное, форма и содержание, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, свобода и необходимость, возможность и действительность, система – структура – элемент, часть и целое).
12 Проблема происхождения и сущности сознания в философии.
13 Проблема идеального в философии.
14 Отражение как всеобщее свойство материи.
15 Биологические и социальные предпосылки сознания.
16 Структура индивидуального сознания. Сознание и бессознательное.
17 Язык и мышление. Проблемы языка в философии ХХ в.
18 Познание как предмет философского анализа.
19 Познание и практика.
20 Чувственное познание и его формы.
21 Логическое познание и его формы. Рассудок и разум.
22 Интуитивное познание и его роль в науке.
23 Истина и заблуждение. Критерии истины.
24 Научное познание, его роль и специфика.
25 Эмпирический уровень научного познания и его методы.
26 Теоретический уровень научного познания и его методы.
27 Проблема сущности человека в истории философии.
28 Человек, индивид, личность. Мужчина и женщина.
30 Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека в философии.
31 Общество как система. Структура, функции и основные сферы жизни общества.
32 Общественное сознание и его структура.
33 Философия о сущности права.
34 Общество и природа.
35 Содержание и смысл человеческой истории.
1 Древняя индийская философия, основные школы и течения.
2 Философское учение джайнизма.
3 Буддизм как философская система и мировоззрение.
4 Философская система индуизма.
5 Философские школы и направления древнего Китая.
6 Конфуций и конфуцианство.
7 Лао-Цзы и даосизм.
8 Мо-Цзы (Мо-Ди) и его школа моизма.
9 Неоконфуцианство эпохи династии Хань.
10 Античная философия, её периодизация и основные школы и течения.
11 Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
12 Гераклит из Эфеса.
13 Пифагор и пифагорейцы.
14 Элеатская школа: Ксенафан из Колофона, Парменид, Зенон из Элеи, Мелисс.
15 Демокрит и его учение об атомах.
16 Софисты: Горгий, Протагор, Гиппий, Антифон.
17 Сократ и его учение.
18 Учение Платона, как образец классической философии.
19 Аристотель и его философия.
20 Философия эллинистического периода.
21 Стоицизм в римской философии.
22 Эпикуреизм в римской культуре.
23 Плотин и его учение.
24 Основные течения средневековой философии в европейской культуре.
25 Неоплатонизм и христианство.
26 Учение Филона Александрийского.
27 Апологеты христианского мировоззрения.
28 Александрийская богословская школа: Эриген Хр., Арий, Афанасий.
29 Аврелий Августин и его система.
30 Возникновение схоластической философии: Иоанн Дунс Скот.
31 Спор об универсалиях в европейской схоластической философии.
32 Арабская философия средневековья: Авиценна, Аверроэс.
33 Философское учение Альберта Великого.
34 Фома Аквинский и его философия.
35 Философия Ренессанса.
36 Ренессанс в контексте формационного и цивилизационного подходов.
37 Мишель де Монтень и его философия.
38 Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.
39 Социальные теории философии ренессанса.
40 Европейская философия Нового времени: периодизация, школы и направления.
41 Френсис Бэкон: жизнь и творчество.
42 Рене Декарт и картезианство.
43 Пьер Гассенди и его философия.
44 Английская философия XVII века: Томас Гоббс, Джон Локк.
45 Философия Бенедикта Спинозы.
46 Готфрид Вильгельм Лейбниц и его учение.
47 Джордж Беркли и его философия.
48 Философские идеи Давида Юма.
49 Философские идеи французского Просвещения.
50 Немецкая классическая философия: Иммануил Кант.
51 Иоганн Готлиб Фихте и его философия.
52 Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг.
53 Философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
54 Марксистская философия: Карл Маркс, Фридрих Энгельс.
55 Позитивизм О. Конта и неопозитивизм.
56 Социальная философия конца XIX века: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер.
57 Философия жизни: Ф. Ницше, Т. Лессинг, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель.
58 Борьба западничества и славянофильства в русской философии XIX века.
60 Прагматизм: Ульям Джемс, Чарльз Пирс и их последователи.
61 Философские идеи в произведениях Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
– логически продуманный цикл лекций и семинаров, связанных с будущей профессиональной деятельностью бакалавра;
– разнообразие форм учебных занятий (практические занятия, ролевая игра, дискурс, конференция, сравнительный анализ);
– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (раздаточный и наглядный материал);
– разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания;
– разработана система тестовых заданий для самоконтроля и контроля.
В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (групповые формы работы), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Практические занятия ориентированы на современные образовательные технологии.
Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к экзамену.
По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде экзамена.
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена, который включает решение теста по всему курсу.
О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий
Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;
– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;
– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.
Методические рекомендации по написанию реферата
Цель написания реферата – развитие у студентов навыков самостоятельного подбора, изучения, анализа литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) и последующего краткого и лаконичного изложения материала по заданной теме в письменной форме. В итоге студент должен полностью раскрыть тему, логически последовательно изложить материал, представить разнообразные точки зрения и обозначить собственную, сделать обобщения и выводы. В зависимости от требований преподавателя может быть предложена защита рефератов.
Реферативная работа должна включать следующие разделы:
а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор;
б) название кафедры социально-гуманитарных наук, куда представляется реферат;
в) тема реферата;
г) фамилия, имя, отчество автора;
д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;
е) год написания работы.
Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.
Во введении автор должен:
– обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;
– раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;
– объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;
– определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.
В основной части автор:
– непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;
– дает критический обзор источников;
– сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.
Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:
– подводит итоги исследования;
– высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;
– делает соответствующие обобщения и выводы;
– определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.
В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.
На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.
Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.