Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Безопасности жизнедеятельности
рабочая программа дисциплины (модуля)
Медико-биологические и психолого-педагогические критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.04.01 19 МБССиЭД.plx
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Медико-биологическое сопровождение спортивной и экстремальной деятельности"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
д.б.н., руководитель магистерской программы, Е.Г. Кокорева _________________
д.б.н., профессор, Е.В. Елисеев; _________________
Медико-биологические и психолого-педагогические критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Медико-биологическое сопровождение спортивной и экстремальной деятельности"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование глубоких теоретических знаний в сфере спортивного отбора, методов и критериев диагностирования предрасположенности детей к занятию определенным видом спортивной и экстремальной деятельности.
Воспитательной целью дисциплины является: формирование чувства ответственности за предоставляемую информацию, качественный и количественный анализ, интерпретацию полученных данных.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Хронобиология в спортивной и экстремальной деятельности
Производственная практика 1 "профессионально-ориентированная"
Современные технологии физкультурно-оздоровительной деятельности
Эколого-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния человека
Онтокинезиология в системе подготовки спортивного резерва
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Конфликтология в спортивной и экстремальной деятельности
Производственная практика "преддипломная"
Современные направления нутрициологии в спортивной и экстремальной деятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-3: Способен осуществлять оценку результативности подготовки спортивного резерва
- формы отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих систему отбора в спортивной и экстремальной деятельности;
- критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.
- формы статистической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих систему отбора в спортивной и экстремальной деятельности;
- формы протоколов официальных спортивных соревнований;
- система факторов, обеспечивающих эффективность системы отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.
- формы статистической отчетности и организационно-методические основы физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих систему отбора в спортивной и экстремальной деятельности;
- формы протоколов и итоговые результаты официальных спортивных соревнований;
- критерии мониторинга и системы факторов, обеспечивающих эффективность системы отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.
- проводить и контролировать статическую отчетность физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва по критериям отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;
- проверять отсутствие медицинских противопоказаний у спортсменов на основе медико-биологических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.
- анализировать данные статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва по критериям отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;
- выявлять отсутствие медицинских противопоказаний у спортсменов на основе медико-биологических и психолого-педагогических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.
- получать и анализировать данные статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва по критериям отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;
- выявлять и контролировать отсутствие медицинских противопоказаний у спортсменов на основе медико-биологических и психолого-педагогических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.
- выявления отсутствия медицинских противопоказаний на основе медико-биологических критериев отбора
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;
- формирования базы протоколов официальных соревнований в системе подготовки спортивного резерва;
-формирование базы результатов мониторинга подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин) на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;
- формирование предложений по предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.
- анализа статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих систему отбора в спортивной и экстремальной деятельности;
- выявления и анализа отсутствия медицинских противопоказаний на основе медико-биологических и психолого-педагогических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;
- формирования и интерпретации базы протоколов официальных соревнований в системе подготовки спортивного резерва;
-формирование базы результатов мониторинга подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), принятие решений по результатам мониторинга в системе подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин) на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;
- формирования предложений по корректировке дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.
- контроль отсутствия медицинских противопоказаний на основе медико-биологических и психолого-педагогических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;
- анализ базы протоколов официальных соревнований в системе подготовки спортивного резерва;
- формирование базы результатов мониторинга подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), принятие решений по результатам мониторинга в системе подготовки лиц, занимающихся спортивной и экстремальной деятельностью, выявление негативных тенденций в области подготовки спортивного резерва на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;
- разработка предложений по корректировке дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки в организациях, готовящих спортивный резерв на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
формы статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
формы протоколов и итоговые результаты официальных спортивных соревнований;
критерии мониторинга системы подготовки спортивного резерва;
система факторов, обеспечивающих эффективность системы подготовки спортивного резерва.
анализировать данные статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
контролировать отсутствие медицинских противопоказаний у спортсменов.
анализ статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва (сведений по спортивным школам, училищам олимпийского резерва, центрам спортивной подготовки);
контроль отсутствия медицинских противопоказаний у спортсменов;
анализ базы протоколов официальных соревнований в системе подготовки спортивного резерва;
формирование базы результатов мониторинга подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), принятие решений по результатам мониторинга в системе подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), выявление негативных тенденций в области подготовки спортивного резерва;
разработка предложений по корректировке дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки в организациях, готовящих спортивный резерв.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
Раздел 1. Научно-теоретические основы критерий отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью
Основные положения изучения проблем отбора и ориентации в спортивной и экстремальной деятельности /Лек/
Основные положения изучения проблем отбора и ориентации в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Основные положения изучения проблем отбора и ориентации в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Спортивная одарѐнность /Пр/
Спортивная одарѐнность /Ср/
Отбор и спортивная специализация в различных видах спорта /Пр/
Отбор и спортивная специализация в различных видах спорта /Ср/
Раздел 2. Критерии и методы отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью
Основной отбор и ориентация в процессе многолетней подготовки /Лек/
Основной отбор и ориентация в процессе многолетней подготовки /Пр/
Основной отбор и ориентация в процессе многолетней подготовки /Ср/
Тесты для определения и развития способностей в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Тесты для определения и развития способностей в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Раздел 3. Прогнозирование результатов в спортивной и экстремальной деятельности
Педагогические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Педагогические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Медико-биологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Медико-биологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Психологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Психологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Контактные часы на атттестацию /КАтЭ/
Часы на контроль /Экзамен/
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену:
1. Исторические основания отбора в спортивной и экстре6мальной деятельности.
2. Научное обоснование способностей в профессиональной деятельности.
3. Факторы, определяющие двигательную способность человека и их краткая характеристика.
4. Этапы и характеристика спортивной ориентации и отбора.
5. Роль наследственности в определении морфофункциональных особенностей организма спортсмена.
6. Комплекс показателей для оценки пригодности спортсмена.
7. Понятия «задатки» и «адаптация» организма к внешним факторам и средовым влияниям.
8. Требования для реализации профессионального отбора в спорте.
9. Педагогические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности
10. Основные методы измерения антропометрических данных их краткая характеристика.
11. Изменения, происходящие в структурах (мышечных, костной системе и др.) под воздействием внешних факторов и тренировочных нагрузок.
12. Значение конституционального строения тела в организации и проведении контрольных испытаний для ориентации и отбора.
13. Тесты, определяющие двигательные способности.
14. Этапы определения и оценки соматического типа.
15. Примерные критерии оценок задатков в циклических видах спорта.
17. Примерные критерии оценок задатков в игровых видах спорта.
18. Примерные критерии оценок задатков в видах единоборств.
19. Примерные критерии оценок задатков в скоростно-силовых видах спорта.
20. Традиционные методы определения функциональных особенностей спортсменов в различных видах спорта.
21. Психологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности.
22. Моральная сторона отбора и ее гуманная функция.
23. Биохимические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности.
24. Прогностичность показателей отбора и ее роль в перспективе будущего спортсмена.
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов:
1. Антропометрические измерения длины и массы тела, соотношения размеров тела.
2. Типы телосложения (соматотипы) и их краткая характеристика.
3. Характеристика физиологических показателей, как важных факторов ориентации и отбора.
4. Варианты развития организма, ростовые периоды и их взаимосвязь с понятиями «биологическая зрелость» и «двигательный возраст».
5. Возрастная динамика развития физических качеств детей различных возрастных групп.
6. Этапы и последовательность моделирования функциональных параметров в скоростно-силовых видах спорта.
7. Этапы и последовательность моделирования функциональных параметров в циклических видах спорта.
8. Этапы и последовательность моделирования функциональных параметров в игровых видах спорта.
9. Этапы и последовательность моделирования функциональных параметров в видах единоборств.
10. Количественная и качественная оценки тестов, используемых для определения уровня развития физических качеств.
11. Интегральное моделирование спортивных результатов на основе показателей сильнейших спортсменов и команд в скоростно-силовых видах спорта.
12. Интегральное моделирование спортивных результатов на основе показателей сильнейших спортсменов и команд в циклических видах спорта.
13. Интегральное моделирование спортивных результатов на основе показателей сильнейших спортсменов и команд в игровых видах спорта.
14. Интегральное моделирование спортивных результатов на основе показателей сильнейших спортсменов и команд в видах единоборств.
15. Доминирование материальной стороны в мотивации спортсменов высокого класса как основа современной профессионализации и коммерциализации спорта.
5.3. Фонд оценочных средств
Текущая аттестация проводится в следующих формах:
- тестирование;
- решение ситуационных задач;
- контрольные задания.
Оценочные средства текущей аттестации:
- тесты по темам;
вопросы для подготовки к занятиям.
Промежуточная аттестация (экзамену) проводится в формах:
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
- устного опроса;
- тестирования.
Оценочные средства промежуточной аттестации:
- вопросы для подготовки к экзамену;
- тестовые задания.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Спортивный отбор : теория и практика: монография
Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Крякина Е.В.
Методика обучения физической культуре: учебник
Железняк Ю.Д., Петров П.К.
Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие
6.1.2. Дополнительная литература
М.: Физкультура и спорт, 1983
Алабина Р.М., Котенев К.Ф., Телегин Л.М., Щумайлов В.А.
Как проводить спортивный отбор: метод. рек.
Морфофункциональные характеристики как критерии спортивного отбора в аэробике: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Для выполнения заданий, предусмотренных программой дисциплины, следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. - Режим доступа: https://www.ebsco.com
электронный каталог библиотеки вуза https://elibrary.uralgufk.ru/catalogue/
электронный каталог Центральной областной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту https://sportedu.ru/catalog.idc
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
По данной дисциплине занятия проводятся в учебных аудиториях УСК "Манеж" № 130,131, которые оснащены необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий: компьютер – 2 шт., проектор – 2 шт., интерактивная доска – 2 шт., аудио аппаратура (колонки) – 2 комплекта. Для самостоятельной работы обучающихся имеется в УСК "Манеж" ауд. 128, оснащенная компьютерами – 2 шт., принтером - 1 шт.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины «Медико-биологические и психолого-педагогические критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью» применяется весь учебно-методический комплекс, необходимый для успешного овладения магистрантами всеми представленными компетенциями:
– лекционные и практические занятия, направленные на повышение успешности будущих магистров в профессиональной деятельности;
– разработаны презентации, видео- и аудиоматериал для более наглядного восприятия предоставляемой учебной информации;
– тренинговая работа на практических занятиях, способствующая личностному и профессиональному росту магистрантов;
– на всех практических занятиях используется имеющееся в университете мультимедийное оборудование (компьютер с проектором, аудиосистема);
– разработана система заданий для индивидуальной и групповой самостоятельной работы;
– разработана система для контроля за освоением дисциплины и самоконтроля.
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
В процессе преподавания данной дисциплины применяются следующие образовательные технологии: активное обучение (тренинговые, игровые, дискуссионные формы работы), актуализация психолого-педагогического потенциала образовательной среды.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Практические занятия ориентированы на современные образовательные технологии. По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде экзамена в 3 семестре.