Медико-биологические и психолого-педагогические критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Медико-биологические и психолого-педагогические критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 19 МБССиЭД.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Медико-биологическое сопровождение спортивной и экстремальной деятельности"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
24
24
24
24
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
30,4
30,4
30,4
30,4
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.б.н., руководитель магистерской программы, Е.Г. Кокорева  _________________
 
д.б.н., профессор, Е.В. Елисеев; _________________
Рецензент(ы):
 
Медико-биологические и психолого-педагогические критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Медико-биологическое сопровождение спортивной и экстремальной деятельности"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование глубоких теоретических знаний в сфере спортивного отбора, методов и критериев диагностирования предрасположенности детей к занятию определенным видом спортивной и экстремальной деятельности.
1.2
Воспитательной целью дисциплины является: формирование чувства ответственности за предоставляемую информацию, качественный и количественный анализ, интерпретацию полученных данных.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Хронобиология в спортивной и экстремальной деятельности
2.1.2
Производственная практика 1 "профессионально-ориентированная"
2.1.3
Современные технологии физкультурно-оздоровительной деятельности
2.1.4
Эколого-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния человека
2.2.2
Онтокинезиология в системе подготовки спортивного резерва
2.2.3
Подготовка  к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Конфликтология в спортивной и экстремальной деятельности
2.2.5
Производственная практика "преддипломная"
2.2.6
Современные направления нутрициологии  в спортивной и экстремальной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3: Способен осуществлять оценку результативности подготовки спортивного резерва
 
Знать:
 
Уровень 1
- формы отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих систему отбора в спортивной и экстремальной деятельности;

- критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

 
Уровень 2
- формы статистической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих систему отбора в спортивной и экстремальной деятельности;

- формы протоколов официальных спортивных соревнований;

- система факторов, обеспечивающих эффективность системы отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

 
Уровень 3
- формы статистической отчетности и организационно-методические основы физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих систему отбора в спортивной и экстремальной деятельности;

- формы протоколов и итоговые результаты официальных спортивных соревнований;

- критерии мониторинга и системы факторов, обеспечивающих эффективность системы отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
- проводить и контролировать статическую отчетность физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва по критериям отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;

- проверять отсутствие медицинских противопоказаний у спортсменов на основе медико-биологических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

 
Уровень 2
- анализировать данные статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва по критериям отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;

- выявлять отсутствие медицинских противопоказаний у спортсменов на основе медико-биологических и психолого-педагогических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

 
Уровень 3
- получать и анализировать данные статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва по критериям отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;

- выявлять и контролировать отсутствие медицинских противопоказаний у спортсменов на основе медико-биологических и психолого-педагогических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
- выявления отсутствия медицинских противопоказаний на основе медико-биологических критериев отбора 
 
стр. 5
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
 
лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;

- формирования базы протоколов официальных соревнований в системе подготовки спортивного резерва;

-формирование базы результатов мониторинга подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин) на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;

- формирование предложений по  предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

 
Уровень 2
- анализа статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих систему отбора в спортивной и экстремальной деятельности;

- выявления и анализа  отсутствия медицинских противопоказаний на основе медико-биологических и психолого-педагогических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;

- формирования и интерпретации базы протоколов официальных соревнований в системе подготовки спортивного резерва;

-формирование базы результатов мониторинга подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), принятие решений по результатам мониторинга в системе подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин) на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;

- формирования предложений по корректировке дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

 
Уровень 3
- контроль отсутствия медицинских противопоказаний на основе медико-биологических и психолого-педагогических критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;

- анализ базы протоколов официальных соревнований в системе подготовки спортивного резерва;

- формирование базы результатов мониторинга подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), принятие решений по результатам мониторинга в системе подготовки лиц, занимающихся спортивной и экстремальной деятельностью, выявление негативных тенденций в области подготовки спортивного резерва на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью;

- разработка предложений по корректировке дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки в организациях, готовящих спортивный резерв на основе критериев отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
формы статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
3.1.2
формы протоколов и итоговые результаты официальных спортивных соревнований;
3.1.3
критерии мониторинга системы подготовки спортивного резерва;
3.1.4
система факторов, обеспечивающих эффективность системы подготовки спортивного резерва.
3.1.5
 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать данные статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
3.2.2
контролировать отсутствие медицинских противопоказаний у спортсменов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
анализ статической отчетности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва (сведений по спортивным школам, училищам олимпийского резерва, центрам спортивной подготовки);
3.3.2
контроль отсутствия медицинских противопоказаний у спортсменов;
3.3.3
анализ базы протоколов официальных соревнований в системе подготовки спортивного резерва;
3.3.4
формирование базы результатов мониторинга подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), принятие решений по результатам мониторинга в системе подготовки спортивного резерва по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), выявление негативных тенденций в области подготовки спортивного резерва;
3.3.5
разработка предложений по корректировке дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки в организациях, готовящих спортивный резерв.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 6
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
 
Раздел 1. Научно-теоретические основы критерий отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью

 
1.1
Основные положения изучения проблем отбора и ориентации в спортивной и экстремальной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.2 Л2.3

2
ПК-3
3
0
 
1.2
Основные положения изучения проблем отбора и ориентации в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.3

2
ПК-3
3
2
 
1.3
Основные положения изучения проблем отбора и ориентации в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ПК-3
3
0
 
1.4
Спортивная одарѐнность /Пр/
Л2.2

2
ПК-3
3
1
 
1.5
Спортивная одарѐнность /Ср/
Л2.2 Л2.3

12
ПК-3
3
0
 
1.6
Отбор и спортивная специализация в различных видах спорта /Пр/
Л1.2Л2.2

4
ПК-3
3
0
 
1.7
Отбор и спортивная специализация в различных видах спорта /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3

12
ПК-3
3
0
 
 
Раздел 2. Критерии и методы отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью

 
2.1
Основной отбор и ориентация в процессе многолетней подготовки  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3

2
ПК-3
3
0
 
2.2
Основной отбор и ориентация в процессе многолетней подготовки  /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-3
3
2
 
2.3
Основной отбор и ориентация в процессе многолетней подготовки  /Ср/
Л1.1Л2.1

16
ПК-3
3
0
 
2.4
Тесты для определения и развития способностей в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-3
3
1
 
2.5
Тесты для определения и развития способностей в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

7
ПК-3
3
0
 
 
Раздел 3. Прогнозирование результатов в спортивной и экстремальной деятельности

 
3.1
Педагогические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-3
3
2
 
3.2
Педагогические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

8
ПК-3
3
0
 
3.3
Медико-биологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-3
3
2
 
3.4
Медико-биологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
ПК-3
3
0
 
3.5
Психологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-3
3
0
 
3.6
Психологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

12
ПК-3
3
0
 
3.7
Контактные часы на атттестацию /КАтЭ/

2,4
3
0
 
3.8
Часы на контроль /Экзамен/

24,6
3
0
 
стр. 7
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену:

1. Исторические основания отбора в спортивной и экстре6мальной деятельности.

2. Научное обоснование способностей в профессиональной деятельности.

3. Факторы, определяющие двигательную способность человека и их краткая характеристика.

4. Этапы и характеристика спортивной ориентации и отбора.

5. Роль  наследственности в определении морфофункциональных особенностей организма спортсмена.

6. Комплекс показателей для оценки пригодности спортсмена.

7. Понятия  «задатки» и «адаптация» организма к внешним факторам и средовым влияниям.

8. Требования для реализации профессионального отбора в спорте.

9. Педагогические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности

10. Основные методы измерения антропометрических данных их краткая характеристика.

11. Изменения,  происходящие в структурах  (мышечных,  костной системе и  др.)  под воздействием внешних факторов и тренировочных нагрузок.

12. Значение конституционального строения тела в организации и проведении контрольных испытаний для ориентации и отбора.

13. Тесты, определяющие двигательные способности.

14. Этапы определения и оценки соматического типа.

15. Примерные критерии оценок задатков в циклических видах спорта.

17. Примерные критерии оценок задатков в игровых видах спорта.

18. Примерные критерии оценок задатков в видах единоборств.

19. Примерные критерии оценок задатков в скоростно-силовых видах спорта.

20. Традиционные методы определения  функциональных особенностей спортсменов в различных видах спорта.

21. Психологические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности.

22. Моральная сторона отбора и ее гуманная функция.

23. Биохимические критерии отбора в спортивной и экстремальной деятельности.

24. Прогностичность показателей отбора и ее роль в перспективе будущего спортсмена.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов:

1. Антропометрические измерения длины и массы тела, соотношения размеров тела.

2. Типы телосложения (соматотипы) и их краткая характеристика.

3. Характеристика физиологических показателей, как важных факторов ориентации и отбора.

4. Варианты развития организма,  ростовые периоды и их взаимосвязь с понятиями  «биологическая зрелость»  и  «двигательный возраст».

5. Возрастная динамика развития физических качеств  детей различных возрастных групп.

6. Этапы и последовательность моделирования функциональных параметров в скоростно-силовых видах спорта.

7.  Этапы и последовательность моделирования функциональных параметров в циклических видах спорта.

8.  Этапы и последовательность моделирования функциональных параметров в игровых видах спорта.

9.  Этапы и последовательность моделирования функциональных параметров в видах единоборств.

10. Количественная и качественная оценки тестов, используемых для определения уровня развития физических качеств.

11. Интегральное моделирование спортивных результатов на основе показателей сильнейших спортсменов и команд в скоростно-силовых видах спорта.

12. Интегральное моделирование спортивных результатов на основе показателей сильнейших спортсменов и команд в циклических видах спорта.

13. Интегральное моделирование спортивных результатов на основе показателей сильнейших спортсменов и команд в игровых видах спорта.

14. Интегральное моделирование спортивных результатов на основе показателей сильнейших спортсменов и команд в видах единоборств.

15. Доминирование материальной стороны в мотивации спортсменов высокого класса как основа современной профессионализации и коммерциализации спорта.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1

 
Текущая аттестация проводится в следующих формах:

- тестирование;

- решение ситуационных задач;

- контрольные задания.

Оценочные средства текущей аттестации:

- тесты по темам;

вопросы для подготовки к занятиям.

Промежуточная аттестация (экзамену) проводится в формах:

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 8
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
 
- устного опроса;

- тестирования.

Оценочные средства промежуточной аттестации:

- вопросы для подготовки к экзамену;

- тестовые задания.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сергиенко Л.П.
Спортивный отбор : теория и практика: монография
М.: Сов. спорт, 2013
 
Л1.2
Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Крякина Е.В.
Методика обучения физической культуре: учебник
М.: Академия, 2014
 
Л1.3
Железняк Ю.Д., Петров П.К.
Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие
М.: Академия, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Волков В.М., Филин В.П.
Спортивный отбор
М.: Физкультура и спорт, 1983
 
Л2.2
Алабина Р.М., Котенев К.Ф., Телегин Л.М., Щумайлов В.А.
Как проводить спортивный отбор: метод. рек.
Челябинск: ЧГИФК, 1987
 
Л2.3
Кокорина Е.А.
Морфофункциональные характеристики как критерии спортивного отбора в аэробике: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук
СПб.: СПбГУФК, 2007
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Для выполнения заданий, предусмотренных программой дисциплины, следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
6.3.1.2
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.3
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
6.3.1.4
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. - Режим доступа: https://www.ebsco.com
6.3.2.2
электронный каталог библиотеки вуза https://elibrary.uralgufk.ru/catalogue/
6.3.2.3
электронный каталог Центральной областной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту  https://sportedu.ru/catalog.idc
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
По данной дисциплине занятия проводятся в учебных аудиториях УСК "Манеж" № 130,131, которые оснащены  необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий: компьютер – 2 шт., проектор – 2 шт., интерактивная доска – 2 шт., аудио аппаратура (колонки) – 2 комплекта. Для самостоятельной работы обучающихся имеется в УСК "Манеж" ауд. 128, оснащенная компьютерами – 2 шт., принтером - 1 шт. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины «Медико-биологические и психолого-педагогические критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью»  применяется весь учебно-методический комплекс, необходимый для успешного овладения магистрантами всеми представленными компетенциями:

– лекционные и практические занятия, направленные на повышение успешности будущих магистров в профессиональной деятельности;

– разработаны презентации, видео- и аудиоматериал для более наглядного восприятия предоставляемой учебной информации;

– тренинговая работа на практических занятиях, способствующая личностному и профессиональному росту магистрантов;

– на всех практических занятиях используется имеющееся в университете мультимедийное оборудование (компьютер с проектором, аудиосистема);

– разработана система заданий для индивидуальной и групповой самостоятельной работы;

– разработана система для контроля за освоением дисциплины и самоконтроля.

 
стр. 9
УП: 49.04.01 19 МБССиЭД.plx
 
В процессе преподавания данной дисциплины применяются следующие образовательные технологии: активное обучение (тренинговые, игровые, дискуссионные формы работы), актуализация психолого-педагогического потенциала образовательной среды.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Практические занятия ориентированы на современные образовательные технологии. По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде экзамена в 3 семестре.