2025-2026_49_03_01 25 ОДСЦТ_plx_Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности_Организация деятельности специалистов центров тестирования
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Физиологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
______________ 2025 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 25 ОДСЦТ.plx

49.03.01 Физическая культура Профиль "Организация деятельности специалистов центров тестирования"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
51
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
32,4
32,4
32,4
32,4
Сам. работа
51
51
51
51
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
О. А. Макунина _________________
 
_________________
Рецензент(ы):
 
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура Профиль "Организация деятельности специалистов центров тестирования"

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2025 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой д.м.н., ст. научный сотрудник Н. П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2029 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.м.н., ст. научный сотрудник Н. П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2029-2030 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2029 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.м.н., ст. научный сотрудник Н. П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2028 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.м.н., ст. научный сотрудник Н. П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2027 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.м.н., ст. научный сотрудник Н. П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2026 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование компетенций, способствующих сохранению, укреплению и улучшению здоровья физкультурников и спортсменов, повышению их спортивной работоспособности, ускорению восстановления и продлению спортивного долголетия, а также воспитание потребностей и привычек здорового образа жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физиология физкультурно-спортивной деятельности
2.1.2
Теория и методика физической культуры
2.1.3
Физиология человека
2.1.4
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.5
Биохимия человека
2.1.6
Культура здорового образа жизни
2.1.7
Педагогика и психология
2.1.8
Анатомия человека
2.1.9
Основы медицинских знаний
2.1.10
Информационные технологии в физической культуре и спорте
2.1.11
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность эксплуатации спортивных сооружений
2.2.2
Спортивные сооружения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
 
Знать:
 
Уровень 1
гигиенические принципы здорового образа жизни;
 
Уровень 2
гигиенические требования к организации тренировочного процесса;
 
Уровень 3
гигиенические средства и методы восстановления при занятиях физической культурой и спортом.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
оценивать и реализовывать гигиенические принципы здорового образа жизни;
 
Уровень 2
оценивать и реализовывать гигиенические принципы организации физкультурно-спортивной деятельности;
 
Уровень 3
оценивать и использовать гигиенические средства и методы восстановления при занятиях физической культурой и спортом;
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
методами профилактики нарушений состояния здоровья;
 
Уровень 2
умением дать рекомендации и проводить беседы и лекции по выполнению гигиенических требований к организации физкультурно-спортивной деятельности;
 
Уровень 3
гигиеничекими средствами и методами постнагрузочного восстановления.
 
 
 
ОПК-7: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
 
Знать:
 
Уровень 1
гигиенические требования к спортивным сооружениям;
 
Уровень 2
меры профилактики травматизма при организации физкультурно-спортивной деятельности;
 
Уровень 3
гигиенические требования к экипировке, защитному снаряжению представителей различных видов спорта, к организации тренировочного процесса в особых условиях;
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
оценивать и реализовывать гигиенические принципы организации физкультурно-спортивной деятельности;
 
Уровень 2
оценивать и реализовывать гигиенические требования к спортивным сооружениям;
 
Уровень 3
оценивать и реализовывать гигиенические требования к экипировке, защитному снаряжению представителей различных видов спорта, к организации тренировочного процесса в особых условиях;
 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
 
Владеть:
 
Уровень 1
умением дать рекомендации по режиму дня, закаливанию, восстановлению, питанию лицам, занимающимся физической клуьтурой и спортом ( в зависимости от возраста, пола, вида спорта);
 
Уровень 2
методами расчета энергетического баланса организма (отношение энергозатрат и калорийности пищи);
 
Уровень 3
гигиеническими средствами и методами постангрузочного восстановления.
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
ИОПК-6.1 Знает: роль, структуру и функции физической культуры и спорта, составляющие здорового образа жизни и факторы их определяющие, механизмы и приемы формирования мотивации на ведение здорового образа жизни.
3.1.2
ИОПК-7.1 Знает: правила техники безопасности, факторы и причины травматизма, оказание первой доврачебной помощи.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ИОПК-6.2 Умеет: проводить мероприятия по формированию осознанного отношения занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентаций и установок на здоровый образ жизни.
3.2.2
ИОПК-7.2 Умеет: обеспечивать технику безопасности на занятиях, оказывать первую помощь.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
ИОПК-6.3 Имеет опыт: формирования осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни.
3.3.2
ИОПК-7.3 Имеет опыт: обеспечения безопасности при проведении занятий, физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований; оказание первой доврачебной помощи
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Биологические факторы внешней среды и их влияние на спортивную работоспособность

 
1.1
Биологические факторы внешней среды и их влияние на спортивную работоспособность. Санитарно-гигиенические требования к спортивным сооружениям /Лек/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
1.2
Исследование некоторых факторов физических свойств воздушной среды. Исследование некоторых факторов естественного и искусственного освещения. /Пр/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
2
 
1.3
Санитарно-гигиеническое обследование спортивного зала /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

6
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
1.4
Семинар 1. Санитарно-гигиеническое обследование спортивного зала (защита проекта) /Пр/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
2
 
 
Раздел 2. Основы общей гигиены человека в условиях обычной и высокой двигательной активности

 
2.1
Основы общей гигиены человека в условиях обычной и высокой двигательной активности (Режим труда и отдыха. Особенности режима в условиях спортивной деятельности. Закаливание. Гигиена одежды и обуви) /Лек/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
2.2
Составление рационального режима дня на учебно-тренировочном сборе. /Пр/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
 
2.3
Основы общей гигиены человека в условиях обычной и высокой двигательной активности (Режим труда и отдыха. Особенности режима в условиях спортивной деятельности. Закаливание. Гигиена одежды и обуви) /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

6
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
2.4
Семинар 2. Режим труда и отдыха. Особенности режима в условиях спортивной деятельности. Закаливание. Гигиена одежды и обуви /Пр/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
2
 
 
Раздел 3. Гигиена питания

 
3.1
Гигиена питания (понятие о рациональном питании, его основные принципы, отдельные пищевые вещества в питании человека). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
3.2
Исследование суточного расхода энергии. Исследование калорийности суточного рациона. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
3.3
Гигиена питания (поняитие о рациональном питании, его основные принципы, отдельные пищевые вещества в питании человека). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
3.4
Особенности питания спортсменов (принципы организации питания в подготовительный и соревновательный периоды) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
3.5
Составление суточного рациона питания на учебно-тренировочном сборе с двумя тренировками в день. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
2
 
3.6
Составление суточного рациона питания на учебно-тренировочном сборе в день соревнований. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
3.7
Особенности питания спортсменов (принципы организации питания в подготовительный и соревновательный периоды) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
3.8
Семинар 3. Особенности питания спортсменов (принципы организации питания в подготовительный и соревновательный периоды) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
2
 
 
Раздел 4. Гигиенические основы школьного физического воспитания

 
4.1
Гигиенические основы школьного физического воспитания (факторы риска нарушений состояния здоровья школьников, гигиенические требования к проведению ФК в школе) /Лек/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
4.2
Составление суточного режима дня школьника /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
4.3
Семинар 4. Гигиенические основы школьного физического воспитания /Пр/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
2
 
 
Раздел 5. Гигиенические факторы в системе постнагрузочного восстановления

 
5.1
Гигиенические факторы в системе постнагрузочного восстановления /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
 
5.2
Гигиенические факторы в системе постнагрузочного восстановления /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
5.3
Гигиенические требования к организации и обеспечению тренировочного процесса в особых условиях (в условиях высоких, низких температур; к организации и проведению дальних перелетов).  /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
5.4
Гигиенические требования к организации и обеспечению тренировочного процесса в особых условиях (в условиях высоких, низких температур; к организации и проведению дальних перелетов).  /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3

Э1 Э2

3
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
5.5
Разработка плана гигиенического обеспечения подготовки спортсмена на учебно-тренировочном сборе /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
5.6
Разработка плана гигиенического обеспечения подготовки юных спортсменов на учебно-тренировочном сборе с двумя тренировками в день /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
5.7
Разработка плана гигиенического обеспечения занимающихся различными видами физической культуры в среднем и пожилом возрасте /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
5.8
Разработка плана гигиенического обеспечения подготовки спортсмена в сложных условиях окружающей среды /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
5.9
Контрольные часы на аттестацию /КАтЭ/
Л1.1

Э1 Э2

2,4
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
5.10
Экзамен /Экзамен/
Л1.1

Э1 Э2

24,6
ОПК-6 ОПК-7
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
римерные вопросы к экзамену

1 Назовите основные этапы и особенности исторического развития гигиены в России и за рубежом.

2 Дайте определение гигиене как науке, укажите используемые методы исследования и задачи, докажите её профилактическую направленность. Перечислите проводимые профилактические и оздоровительные мероприятия в России.

3 Дайте гигиеническую характеристику биологическим факторам внешней среды и мерам профилактики инфекционных заболеваний. Обоснуйте биологическую значимость восприимчивости и иммунитета.

4 Дайте гигиеническое обоснование значения воздушной среды для спортсмена при занятиях физической культурой и спортом.

5 Охарактеризуйте воздействие различных температур воздуха на организм спортсмена и определите её гигиеническое значение в спортивной практике.

6 Дайте гигиеническую характеристику влажности воздуха, укажите её значение в спортивной практике.

7 Дайте гигиеническую характеристику подвижности воздуха, укажите её значение в спортивной практике.

8 Дайте понятие нормального, пониженного и повышенного атмосферного давления, укажите их гигиеническое значение и особенности влияния на спортивную работоспособность. Назовите условия возникновения гипоксии и гипоксемии.

9 Дайте гигиеническую характеристику электрического состояния атмосферы, перечислите особенности его влияние на здоровье спортсмена и спортивную работоспособность.

10 Рассмотрите с гигиенических позиций значение радиоактивности окружающей среды, назовите её источники и меры профилактики загрязнения воздуха радиоактивными элементами.

11 Дайте гигиеническую характеристику химического состава воздуха и его свойств. Назовите основные примеси воздуха и обоснуйте их особенности влияния на спортивную работоспособность.

12 Дайте гигиеническую характеристику запылённости и бактериальной загрязнённости воздуха и определите меры профилактики их воздействия на организм спортсменов.

13 Дайте понятие погоды и климата. Обоснуйте с гигиенических позиций особенности влияния различных климатических условий на организм спортсмена и практическое значение акклиматизации.

14 Дать физиолого-гигиеническое обоснование практическому значению воды и гигиеническим требованиям к её 

 
стр. 8
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
 
органолептическим свойствам.

15 Дать понятие и гигиеническую оценку основным показателям бактериальной загрязнённости воды. Обосновать практическое значение её бактериологических свойств.

16 Дайте гигиеническую характеристика и укажите практическое значение химических свойств воды.

17 Охарактеризовать с гигиенических позиций источники питьевого водоснабжения и указать их использование в спортивной практике.

18 Почва: дать понятие и гигиеническую оценку её основным свойствам. Назвать критерии выбора почв при строительстве спортивных сооружений. Перечисть мероприятия по санитарному и радиологическому контролю за почвой.

19 Гигиена спортивных сооружений: перечислить и обосновать требования к условиям внешней среды, строительным материалам, планировке, размещению и их ориентации.

20 Гигиена спортивных сооружений: перечислить основные элементы спортивных залов и обосновать гигиенические требования к ним.

21 Гигиена спортивных сооружений: обосновать гигиенические требования к отоплению и указать его гигиеническое значение. Перечислить нормативные показатели.

22 Гигиена спортивных сооружений: перечислить гигиенические требования к вентиляции и указать её гигиеническое значение. Назвать нормативные показатели.

23 Гигиена спортивных сооружений: перечислить требования к освещению и указать его физиологическое и гигиеническое значение. Назвать нормативные показатели.

24 Гигиена спортивных сооружений: перечислить неблагоприятные факторы среды и обосновать меры профилактики их воздействия на организм спортсменов.

25 Перечислить и обосновать гигиенические требования к различным типам открытых и крытых спортивных сооружений.

26 Доказать, что питание есть фактор сохранения и укрепления здоровья, повышения спортивной работоспособности и профилактики заболеваний. Перечислить гигиенические требования к пище и питанию. Обосновать физиолого-гигиенические особенности питания занимающихся АФК.

27 Перечислить и раскрыть гигиеническую сущность основным принципам питания спортсменов. Показать их значение при занятиях различными видами спорта. Обосновать важность основных положений спортивной диетологии.

28 Дать понятие калорийности и доброкачественности пищи, а также регулируемым и нерегулируемым энерготратам. Раскрыть сущность методов определения суточного расхода энергии (хронометражно-табличный, прямая и непрямая калориметрия).

29 Перечислите продукты, которые являются поставщиками полноценных белков, укажите их состав и значение при занятиях различными видами спорта.

30 Перечислите продукты, которые являются поставщиками углеводов, дайте их гигиеническую характеристику и укажите практическое  значение при занятиях спортом.

31 Перечислите продукты, которые являются поставщиками жиров, дайте их гигиеническую характеристику и укажите практическое значение при занятиях различными видами спорта.

32 Перечислите продукты, которые являются поставщиками углеводов, минеральных веществ и витаминов, дайте их гигиеническую характеристику и укажите практическое значение при занятиях при занятиях различными видами спорта.

33 Дать гигиеническую характеристику и указать значение в спортивной и физкультурно-оздоровительной практике продуктов повышенной биологической ценности, перечислить примеры.

34 Обосновать гигиенические требования к составлению пищевых рационов, меню и режимов питания. Доказать физиолого-гигиеническую связь режима питания и усвояемости пищи у занимающихся АФК.

35 Дать гигиеническую характеристику особенностям питания спортсмена во время соревнований и в восстановительном периоде. Перечислить основные методы коррекции массы тела. Обосновать использование диетического питания у спортсменов и физкультурников при отклонениях в состоянии здоровья.

36 Личная гигиена: дать  понятие, определить её физиолого-гигиеническое и социальное значение, а также влияние на спортивную работоспособность. Обосновать сущность  и практическое значение психогигиены.

37 Личная гигиена: доказать, что уход за телом и полостью рта являются эффективными средствами профилактики заболеваний и повышения работоспособности спортсменов. Перечислить гигиенические правила применения различных водных процедур.

38 Личная гигиена: обосновать с физиолого-гигиенических позиций рациональный режим дня спортсменов на учебно-тренировочном сборе с двумя тренировками в день. Доказать связь биоритмов организма спортсмена и его спортивной работоспособности. Отметить особенности режима дня при занятиях адаптивной физической культурой.

39 Дать гигиеническую характеристику основным гигиеническим восстановительным мероприятиям в режиме дня спортсмена. Доказать влияние условий проведения сна на его качество и спортивную работоспособность.

40 Охарактеризовать различные формы занятий физической культурой в режиме дня спортсмена и занимающихся АФК, указать их практическое значение.

41 Дать характеристику физиолого-гигиеническим аспекты курения, нарко- и токсикомании. Обосновать влияние вредных привычек на здоровье спортсмена и его спортивную работоспособность.

42 Перечислить гигиенические требования к спортивной одежде и материалам её изготовления. Обосновать правила ухода за спортивной одеждой.

43 Перечислить гигиенические требования к спортивной обуви и материалам её изготовления. Обосновать правила ухода за спортивной обувью.

44 Закаливание: дать понятие и обосновать его практическое значение в физкультурно-оздоровительной и спортивной практике.           

45 Дать гигиеническую характеристику основным принципам закаливания, обосновать их сущность и значение при занятиях физической культурой и спортом.

46 Дать гигиеническую характеристику общим и местным закаливающим процедурам, указать на их практическое 

 
стр. 9
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
 
значение. Оценить эффективность закаливания.

47 Обосновать физиологический механизм закаливания. Дать гигиеническую характеристику специфическому и неспецифическому эффекту закаливания.

48 Дать гигиеническую характеристику и указать значение в спортивной практике воздушных ванн и методике их приёма. Перечислить и обосновать противопоказания.

49 Дать гигиеническую характеристику и указать значение в спортивной практике солнечных ванн и методике их приёма. Перечислить и обосновать противопоказания.

50 Дать гигиеническую характеристику и указать значение в спортивной практике закаливающих водных процедур и методике их приёма. Перечислить и обосновать  противопоказания.

51 Гигиена физической культуры и спорта: дать понятие, определить цели, задачи и методы исследования. Отметить роль отечественных учёных в разработке важнейших положений гигиены физической культуры и спорта. Указать основные направления научных исследований в этой области и в области гигиены АФК.

52 Дать понятие здоровому образу жизни, определить его цель и структуру. Доказать связь физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

53 Дать понятие гигиены физического воспитания детей и подростков, определить её цели и задачи. Доказать связь окружающей среды и социальных условий с ростом и развитием детей и подростков. Обосновать положительные и отрицательные стороны акселерации.

54 Перечислить и обосновать основные гигиенические требования к учебно-педагогическому процессу школе.

55 Перечислить и обосновать гигиенические требования к школьному зданию, классным комнатам, оборудованию и местам занятий физической культурой.

56 Дать гигиеническую характеристику основам физического воспитания детей и подростков. Перечислить основные средства и формы физического воспитания детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья. Раскрыть сущность принципов формирования двигательной активности, указать причины и меры профилактики гипо- и гипокинезии у детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

57 Перечислить социально-гигиенические мероприятия по охране и укреплению здоровья школьников в РФ. Дать характеристику возрастным особенностям детей и подростков и определить связь с основными аспектами их гигиенического обеспечения при занятиях физической культурой.

58 Дать физиолого-гигиеническую характеристику возрастным особенностям людей среднего и пожилого возраста. Доказать связь физической культуры и спорта в этом возрасте со здоровьем, работоспособностью и продолжительностью жизни. Перечислить медицинские группы при занятиях физической культурой.

59 Обосновать особенности гигиенического обеспечения лиц среднего и пожилого возраста при занятиях физической культурой.

60 Дать гигиеническую характеристику основных форм занятий физической культурой и спортом в среднем и пожилом возрасте.

61 Дать гигиеническую характеристику и указать практическое значение основных форм занятий физической культурой и спортом на производстве.

62 Дать гигиеническую характеристику различным формам производственной гимнастики и перечислить гигиенические требования к её организации и проведению.

63 Дать гигиеническую характеристику основным формам физкультурно-оздоровительных мероприятий для восстановления после рабочего дня.

64 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП): дать понятие, указать цели и задачи. Охарактеризовать основные формы ППФП и обосновать их практическое значение

65 Дать гигиеническую характеристику физкультурно-оздоровительным мероприятиям по предупреждению воздействия на организм человека неблагоприятных производственных факторов.

66 Перечислить и обосновать гигиенические требования к организации и местам проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий по месту жительства.

67 Дать гигиеническую характеристику формам занятий физической культурой по месту жительства.

68 Доказать связь системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов с повышением эффективности тренировочного процесса. Перечислить принципы спортивной тренировки и обосновать их гигиеническую значимость.

69 Доказать практическую значимость гигиенического обеспечения подготовки спортсменов на учебно-тренировочном сборе (свой вид спорта).

70 Перечислить и обосновать практическое значение вспомогательных гигиенических средств восстановления и повышения работоспособности спортсмена, определить их сущность и особенности применения в практике физической культуры и спорта.

71 Дать обоснование гигиеническому обеспечению подготовки спортсменов при тренировках в условиях высоких температур.

72 Дать обоснование гигиеническому обеспечению подготовки спортсменов при тренировках в условиях низких температур.

73 Дать обоснование гигиеническому обеспечению подготовки спортсменов при тренировках в горных условиях.

74 Дать обоснование гигиеническому обеспечению подготовки спортсменов при тренировках (соревнованиях) в условиях временнóй адаптации. Определить условия возникновения десинхроноза.

75 Доказать необходимость использования гигиенического обеспечения юных спортсменов при занятиях физической культурой и спортом.

 
5.2. Темы письменных работ
Перечень тем рефератов:

Закаливание детей и подростков.

Особенности питания детей и подростков.

 
стр. 10
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
 
Гигиенические основы физического воспитания школьников.

Гигиенические требования к местам занятий физическими упражнениями и спортом детей и подростков.

Гигиенические основы подготовки юных спортсменов.

Особенности питания юных спортсменов.

Гигиенические требования к спортивной обуви, одежде и защитным приспособлениям.

Гигиенические основы суточного режима студента.

Профилактика и меры борьбы с вредными привычками.

Основные гигиенические требования к учебно-педагогическому процессу в школе.

Основные гигиенические восстановительные мероприятия в режиме дня школьников.

Вспомогательные восстановительные гигиенические мероприятия в режиме дня школьника.

Гигиенические особенности физического воспитания дошкольников.

Гигиенические требования к проведению производственной гимнастики.

Гигиенические требования к проведению восстановительных мероприятий в конце рабочего дня.

Гигиенические требования к профессионально-прикладной физической подготовке.

Гигиенические требования к проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий по месту жительства.

Методика применения восстановительных гидропроцедур.

Гигиенические требования к применению сауны в подготовке спортсменов.

Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в условиях жаркого климата.

Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в условиях холодного климата.

Гигиенические особенности применения ландшафтных зон в подготовке спортсменов.

Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в горных условиях.

Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов при временной адаптации.

Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в избранном виде спорта.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1. 
 
Вопросы или задания к семинарским занятиям, самостоятельные работы, контрольные работы, рефераты, тестовые задания, вопросы к экзамену
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Макарова Г. А. ,  Нефедов П. В.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности : учебник
Советский спорт, 2015
 
Л1.2
Полиевский, С.А., Ямалетдинова Г.А.
Питание спортсменов. Функциональность и безопасность пищевых продуктов: учеб. пособие для СПО
М.: Юрайт, 2020
 
Л1.3
Тамбовцева, Р.В.
Эргогенические средства в спорте: учеб. пособие
М.: Сов. спорт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Райан, М., Горохов В., Шагабутдинов Р.
Питание в спорте на выносливость. Все , что нужно знать бегуну, пловцу, велосипедисту и триатлету
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018
 
Л2.2
Романова Е.В., Дугнист П.Я., Колокольцев М.М.
Основы правильного питания: учеб. пособие
Барнаул: АлтГУ, 2020
 
Л2.3
Макарова Г. А. 
Оптимизация постнагрузочного восстановления спортсменов ( методология и частные технологии): Библиотечка спортивного врача и психолога
М. : Спорт, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Гигиена физической культуры и спорта. Учебник
 
Э2
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, Багнетова Е.А., 2017
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Мультимедийный курс  лекций по дисциплине «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности»:
6.3.1.2
– гигиена – предмет, методы и задачи Биологические факторы внещней среды и профилактика инфекционных заболеваний;
6.3.1.3
– система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов – понятие, структура и условия функционирования;
6.3.1.4
– гигиенические принципы спортивной тренировки;
6.3.1.5
– гигиенические средства восстановления спортсмена и их использование в спортивной практике;
6.3.1.6
– гигиеническое обеспечение подготовки спортсмена при тренировках в условиях высоких температур;
 
стр. 11
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
 
6.3.1.7
– гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в условиях низких температур;
6.3.1.8
– гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в горных условиях;
6.3.1.9
– гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов при временной адаптации.
6.3.1.10
6.3.1.11
Ubunto- операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux. LibreOffice-кроссплатформенный офисный пакет , свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.12
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.13
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.14
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.15
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.16
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.17
Mozilla Firefox   –  интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
6.3.2.2
1 EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – http://search.epnet.com.
6.3.2.3
2 Электронный каталог УралГУФК.
6.3.2.4
Справочная правовая система «Консультант плюс» – http:www.consultant.ru 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
компьютер, монитор, проектор, экран, доска ученическая, стол офисный, шкаф для наглядный пособий, парта 2-местная, стул п/мягкий, планшеты, жалюзи рулонные.
7.2
1 Барометры-анероиды
7.3
2 Барографы
7.4
3 Термометры
7.5
4 Термографы
7.6
5 Гигрометры
7.7
6 Аппарат Коротова
7.8
7 Баротермогигрометры
7.9
8 Психрометр Августа
7.10
9 Гигрографы
7.11
10 Таблицы «Химический состав основных пищевых веществ»
7.12
11 Таблицы «Расход энергии при занятиях различными видами деятельности»
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавание дисциплины основывается на использовании всего учебно-методического комплекса, активизирующего и стимулирующего учебную деятельность студентов: – логически построенный цикл лекций и практических занятий, связанных с будущей профессиональной деятельностью студента: - использование разнообразных форм учебных занятий (практические и семинарские занятия, деловые игры, дискуссии); – применение учебно-методического обеспечения для проведения каждого занятия; – подготовленные комплексы контрольных заданий для  работы на семинарах  и для самостоятельной подготовки; –  разработана система контроля знаний; – весь курс лекций обеспечен мультимедийным сопровождением; – кафедра располагает аудиторией для проведения занятий с мультимедийным сопровождением.
 
стр. 12
УП: 49.03.01 25 ОДСЦТ.plx
 
Преподавание дисциплины осуществляется с использованием таких современных технологий, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, рейтинга учебных достижений и предусматривает реализацию компетентностного подхода с применением в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения. Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к экзамену.