2024-2025_44_03_05 22 ПО_plx_Анатомия человека_Профиль_ Физическая культура Профиль_ Безопасность жизнедеятельности
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Анатомии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ПО ПРОФИЛЮ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Анатомия человека
______________ 2023 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 22 ПО.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профиль: "Физическая культура" Профиль: "Безопасность жизнедеятельности"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 2 зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
33,6
самостоятельная работа
47,75
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
15 5/6
12 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
24
24
40
40
Практические
32
32
24
24
56
56
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
2,4
2,4
2,65
2,65
В том числе инт.
10
10
12
12
22
22
Итого ауд.
48
48
48
48
96
96
Кoнтактная рабoта
48,25
48,25
50,4
50,4
98,65
98,65
Сам. работа
23,75
23,75
24
24
47,75
47,75
Часы на контроль
33,6
33,6
33,6
33,6
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.м.н., профессор, Т.М.  Бабик _________________
 
д.б.н., руководитель ООП, Е.Г. Кокарева _________________
Рецензент(ы):
 
Анатомия человека
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профиль: "Физическая культура" Профиль: "Безопасность жизнедеятельности"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 24.11.2023 протокол № 4.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2027 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2026 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2025 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Анатомия человека» является создание у студентов целостного представления о единстве строения и функции живого организма в процессе его жизнедеятельности, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методологическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин в полной средней школе. Набор входящих знаний и умений, состоящий в приобретённых знаниях в области строения и функционирования живых организмов обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для изучения анатомии человека.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физиология человека
2.2.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.2.3
Безопасность жизнедеятельности
2.2.4
Спортивная морфология
2.2.5
Частная патология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практические умения по предмету в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Уровень 1
базовые научно-теоретические основы и умения с учетом профессиональных навыков;
 
Уровень 2
научно-теоретическую основу системы научных знаний;
 
Уровень 3
сновы индивидуальных, психофизиологических параметров;
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
планировать применение в учебных  педагогических ситуациях  современных методик, технологий и приемов обучения
 
Уровень 2
отбирать учебно-диагностический материал с учетом индивидуальных, психофизиологических параметров; 
 
Уровень 3
анализировать и обобщать передовой педагогический и методический опыт с учетом профессиональных навыков;
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
навыками анализа педагогического процесса и отдельных его элементов

 
Уровень 2
способами ориентации в профессиональных источниках информации

 
Уровень 3
методами реализации профессиональных программ с учетом индивидуальных, психофизиологических параметров

 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание, сущность, закономерности, принципы и особенности изучаемых явлений и процессов, базовые теории в предметной области
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать базовые предметные научно-теоретические представления о сущности, закономерностях, принципах и особенностях изучаемых явлений и процессов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками понимания и системного анализа базовых научно-теоретических представлений для решения профессиональных задач
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общая часть 

 
стр. 5
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
 
1.1
Общая анатомия. История анатомии /Лек/

2
ПК-1
1
0
 
1.2
Общая анатомия. История анатомии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
1.3
Клетки и ткани человеческого организма /Лек/

2
ПК-1
1
0
 
1.4
Клетки и ткани человеческого организма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Учение о костях – остеология

 
2.1
Общая остеология /Лек/

2
ПК-1
1
0
 
2.2
Общая остеология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
2.3
Кости туловища /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
2.4
Кости верхней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
2.5
Кости нижней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
2.6
Кости черепа. Череп в целом /Лек/

2
ПК-1
1
0
 
2.7
Кости черепа. Череп в целом /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
2
 
2.8
Кости черепа. Череп в целом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
2.9
Контрольный опрос /Пр/
Л1.2Л2.2

2
ПК-1
1
0
 
 
Раздел 3. Учение о соединениях костей – артрология

 
3.1
Общая артрология /Лек/

2
ПК-1
1
0
 
3.2
Общая артрология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ПК-1
1
0
 
3.3
Соединения костей туловища. Соединения костей черепа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ПК-1
1
0
 
3.4
Соединения костей верхней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ПК-1
1
2
 
3.5
Соединения костей нижней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ПК-1
1
2
 
3.6
Контрольный опрос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ПК-1
1
0
 
 
Раздел 4. Учение о мышцах – миология

 
4.1
Общая миология /Лек/

2
ПК-1
1
0
 
4.2
Общая миология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

4
ПК-1
1
0
 
4.3
Мышцы туловища, головы и шеи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ПК-1
1
0
 
4.4
Мышцы верхней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ПК-1
1
2
 
4.5
Мышцы нижней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ПК-1
1
2
 
4.6
Контрольный опрос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ПК-1
1
0
 
 
Раздел 5. Учение о внутренностях – спланхнология

 
5.1
Общая спланхнология /Лек/

2
ПК-1
1
0
 
5.2
Общая спланхнология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
 
5.3
Пищеварительная система. Брюшина /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
5.4
Дыхательная система. Плевра. Средостение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
5.5
Мочевая система. Половые системы. Промежность /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
1
0
 
5.6
Мочевая система. Половые системы. Промежность /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1
1
0
 
5.7
Эндокринные железы  /Лек/

2
ПК-1
1
0
 
5.8
Эндокринные железы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

3,75
ПК-1
1
0
 
5.9
Контрольный опрос /КАтЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0,25
ПК-1
1
0
 
5.10
/Зачёт/

0
1
0
 
 
Раздел 6. Учение о сердечно-сосудистой системе – ангиология. 

 
6.1
Общая ангиология /Лек/

4
ПК-1
2
0
 
6.2
Общая ангиология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1
2
0
 
6.3
Сердце /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
2
 
6.4
Сердце /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1
2
0
 
6.5
Аорта. Ветви восходящей части и дуги аорты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
2
 
6.6
Ветви нисходящей части аорты. Артерии таза и нижней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
2
 
6.7
Аорта. Ветви восходящей части и дуги аорты /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1
2
0
 
6.8
Ветви нисходящей части аорты. Артерии таза и нижней конечности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1
2
0
 
6.9
Вены. Системы верхней, нижней полых вен и воротной вены /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1
2
2
 
6.10
Вены. Системы верхней, нижней полых вен и воротной вены /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1
2
0
 
6.11
Лимфоидная система /Лек/

2
ПК-1
2
0
 
6.12
Лимфоидная система /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ПК-1
2
0
 
6.13
Контрольный опрос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 7. Учение о нервной системе – неврология 

 
7.1
Общая неврология /Лек/

4
ПК-1
2
0
 
7.2
Общая неврология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1
2
0
 
7.3
Спинной мозг /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
2
 
7.4
Спинной мозг /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ПК-1
2
0
 
7.5
Головной мозг. Задний, средний и передний мозг /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1
2
0
 
7.6
Головной мозг. Задний, средний и передний мозг /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
0
 
7.7
Проводящие пути головного и спинного мозга /Лек/

2
ПК-1
2
0
 
7.8
Проводящие пути головного и спинного мозга /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
0
 
7.9
Спинномозговые нервы /Лек/

4
ПК-1
2
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
 
7.10
Спинномозговые нервы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
0
 
7.11
Черепные нервы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-1
2
2
 
7.12
Черепные нервы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
0
 
7.13
Вегетативная нервная система /Лек/

2
ПК-1
2
0
 
7.14
Вегетативная нервная система /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ПК-1
2
0
 
7.15
Контрольный опрос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 8. Учение об органах чувств – эстезиология

 
8.1
Общая эстезиология. Орган зрения /Лек/

2
ПК-1
2
0
 
8.2
Общая эстезиология. Орган зрения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
0
 
8.3
Преддверно-улитковый орган /Лек/

2
ПК-1
2
0
 
8.4
Преддверно-улитковый орган /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
0
 
8.5
Орган обоняния. Орган вкуса. Общий покров тела /Лек/

2
ПК-1
2
0
 
8.6
Орган обоняния. Орган вкуса. Общий покров тела /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1
2
0
 
8.7
Контрольный опрос /КАтЭ/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2,4
ПК-1
2
0
 
8.8
/Экзамен/

33,6
ПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачёту

1 Предмет и задачи анатомии. Место анатомии среди естественных наук. Методы исследования в анатомии.

2 Оси и плоскости тела человека. Части тела человека.

3 Понятие органа. Системы и аппараты органов.

4 Ткани тела человека: разновидности, структурные и функциональные особенности.

5 Скелет, функции скелета. Классификация костей. Кость как орган. Строение и химический состав костей.

6 Кости туловища. Позвоночный столб. Общие свойства позвонков.

7 Особенности строения шейных, грудных и поясничных позвонков.

8 Строение крестца и копчика.

9 Кости грудной клетки (грудина, рёбра).

10 Кости пояса верхней конечности (лопатка, ключица).

11 Кости свободной части верхней конечности. Плечевая кость.

12 Кости предплечья и кисти.

13 Кости пояса нижней конечности. Тазовая кость.

14 Кости свободной части нижней конечности. Бедренная кость. Надколенник.

15 Кости голени и стопы.

16 Череп, отделы черепа. Кости мозгового отдела черепа: лобная, теменная.

17 Затылочная, клиновидная кости.

18 Височная, решётчатая кости.

19 Кости лицевого отдела черепа. Верхняя и нижняя челюсти.

20 Внутреннее и наружное основание черепа.

21 Глазница: стенки, отверстия.

22 Полость носа. Костное нёбо.

23 Височная, подвисочная, крыловидно-нёбная ямки.

24 Виды соединений костей. Фиброзные соединения костей.

25 Синовиальные соединения костей (суставы): классификация, обязательные и вспомогательные структурные элементы.

26 Движения в суставах. Факторы, способствующие укреплению суставов.

27 Соединения позвонков между собой и с черепом. Позвоночный столб в целом.

28 Соединения рёбер с грудиной и позвонками. Грудная клетка в целом.

29 Соединения костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав.

30 Соединения костей пояса верхней конечности.

31 Плечевой сустав.

32 Локтевой сустав. Соединения костей предплечья.

 
стр. 8
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
 
33 Лучезапястный сустав и суставы кисти.

34 Соединения костей пояса нижней конечности. Таз как целое.

35 Тазобедренный сустав.

36 Коленный сустав. Соединения костей голени.

37 Голеностопный сустав и суставы стопы. Стопа как целое.

38 Мышцы: функции, классификация. Форма мышц.

39 Мышца как орган. Строение, вспомогательный аппарат мышц. Работа мышц.

40 Мышцы пояса верхней конечности и плеча. Движения в плечевом и локтевом суставах.

41 Мышцы предплечья и кисти. Движения в лучезапястном суставе и суставах кисти.

42 Мышцы пояса нижней конечности и бедра. Движения в тазобедренном и коленном суставах.

43 Мышцы голени и стопы. Движения в голеностопном суставе и суставах стопы.

44 Мышцы головы (мимические, жевательные). Движения в височно-нижнечелюстном суставе.

45 Мышцы и фасции шеи.

46 Мышцы спины. Движения позвоночного столба.

47 Мышцы груди. Движения в грудино-ключичном суставе.

48 Дыхательные мышцы. Диафрагма.

49 Мышцы живота. Соединительнотканные образования мышц живота.

50 Понятие о внутренних органах. Общие принципы строения внутренних (паренхиматозных и трубчатых) органов. Пищеварительная система: функции, отделы пищеварительного канала.

51 Полость рта. Преддверие рта. Зубы: постоянные и молочные, зубная формула, части, общее строение.

52 Собственно полость рта. Язык: строение, сосочки, мышцы. Нёбо. Слюнные железы.

53 Глотка, пищевод: части, строение стенки. Сужения пищевода.

54 Желудок: части, строение стенки.

55 Тонкая кишка: отделы, строение стенки, отношение к брюшине.

56 Толстая кишка: части, строение стенки, отношение к брюшине. Отличия толстого кишечника от тонкого.

57 Печень: строение, функции. Желчный пузырь и желчные протоки.

58 Поджелудочная железа: строение, функции.

59 Брюшина: листки, полость. Ход брюшины.

60 Дыхательная система. Гортань: хрящи, суставы и связки, мышцы.

61 Трахея: части, строение стенки. Главные бронхи.

62 Лёгкие: строение, функции. Плевра. Средостение.

63 Мочеполовой аппарат. Почки: функции, строение, оболочки.

64 Мочеточник. Мочевой пузырь: части, строение стенки. Мочеиспускательный канал.

65 Мужские половые органы. Промежность.

66 Женские половые органы.

67 Эндокринные железы. Щитовидная железа, паращитовидные железы.

68 Гипофиз, шишковидное тело. Эндокринная часть поджелудочной железы.

69 Надпочечник, параганглии. Эндокринная часть половых желёз.

Примерные вопросы к экзамену

1 Кровеносная система. Общая анатомия кровеносных сосудов. Круги кровообращения.

2 Сердце: топография, полости, строение стенки, кровеносные сосуды, проводящая система. Перикард.

3 Сосуды малого круга кровообращения.

4 Сосуды большого круга кровообращения. Аорта: части, ветви дуги. Плечеголовной ствол.

5 Сонная артерия: общая, наружная, внутренняя.

6 Подключичная, подмышечная артерии.

7 Плечевая артерия. Лучевая, локтевая артерии. Кровоснабжение кисти.

8 Нисходящая часть аорты. Ветви грудной и брюшной частей аорты.

9 Подвздошная артерия: общая, внутренняя, наружная.

10 Бедренная, подколенная, большеберцовые артерии. Кровоснабжение стопы.

11 Верхняя полая вена. Плечеголовные, ярёмные вены. Непарная вена.

12 Подключичная вена. Вены верхней конечности.

13 Нижняя полая вена. Воротная вена.

14 Подвздошные вены. Вены нижней конечности.

15 Лимфатическая система: функции, общая анатомия лимфатических сосудов. Строение лимфатического узла.

16 Лимфатические узлы головы, шеи, туловища.

17 Лимфатические узлы и сосуды конечностей.

18 Лимфоидная система: функции, центральные и периферические органы. Селезёнка.

19 Нервная система: функции, классификация. Понятие рефлекса, рефлекторная дуга.

20 Центральная нервная система. Спинной мозг: топография, строение, ветви спинномозговых нервов.

21 Головной мозг. Ромбовидный мозг: продолговатый мозг, мост, мозжечок. IV желудочек.

22 Средний мозг. Промежуточный мозг: таламическая область, гипоталамус. III желудочек.

23 Конечный мозг. Полушария мозга: поверхности, полюса, доли. Кора полушарий: борозды и извилины, локализация функций.

24 Конечный мозг: обонятельный мозг, базальные ядра. Боковые желудочки.

25 Проводящие пути головного и спинного мозга. Чувствительные проекционные проводящие пути.

26 Двигательные проекционные проводящие пути головного и спинного мозга.

27 Оболочки головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость.

28 Черепные нервы. Обонятельные, зрительный, глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы. Области иннервации.

 
стр. 9
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
 
29 Тройничный нерв: ветви, области иннервации.

30 Лицевой, преддверно-улитковый, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный нервы. Ветви, области иннервации.

31 Спинномозговые нервы. Шейное и плечевое сплетения спинномозговых нервов: ветви, области иннервации.

32 Межрёберные нервы. Пояснично-крестцовое сплетение спинномозговых нервов. Ветви, области иннервации.

33 Вегетативная нервная система: функции, отличия от соматической нервной системы, центральный и периферический отделы.

34 Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы: центры, волокна, узлы, области иннервации.

35 Понятие анализатора. Орган зрения. Проводящий путь зрительного анализатора.

36 Преддверно-улитковый орган. Проводящий путь слухового и статокинетического анализаторов.

37 Орган обоняния. Орган Вкуса. Общий покров тела.

 
5.2. Темы письменных работ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1 Анатомический анализ положения легкоатлета при низком старте.

2 Анатомический анализ положения легкоатлета при высоком старте.

3 Анатомический анализ положения пловца на стартовой тумбе.

4 Анатомический анализ положения боксёра в глухой защите.

5 Анатомический анализ положения тяжелоатлета перед толчком штанги.

6 Анатомический анализ положения тяжелоатлета перед рывком штанги.

7 Анатомический анализ положения тяжелоатлета при удержании штанги на выпрямленных руках.

8 Анатомический анализ положения гимнаста, выполняющего вис на согнутых ногах.

9 Анатомический анализ положения гимнаста, выполняющего вис на кольцах прогнувшись.

10 Анатомический анализ стойки футбольного вратаря.

11 Анатомический анализ стойки хоккейного вратаря.

12 Анатомический анализ основной стойки метателя диска.

13 Анатомический анализ основной стойки метателя копья.

14 Анатомический анализ движения боксёра, выполняющего прямой удар.

15 Анатомический анализ движения боксёра, выполняющего боковой удар.

16 Анатомический анализ движения кикбоксера, выполняющего прямой удар ногой.

17 Анатомический анализ движения кикбоксера, выполняющего боковой удар ногой.

18 Анатомический анализ движения кикбоксера, выполняющего подсечку.

19 Анатомический анализ движения конькобежца на вираже.

20 Анатомический анализ движения лыжника при спуске с горы.

21 Анатомический анализ движения лыжника при прыжке с трамплина.

22 Анатомический анализ движения волейболиста при приёме мяча.

23 Анатомический анализ движения волейболиста при подаче мяча сверху.

24 Анатомический анализ движения волейболиста при подаче мяча снизу.

25 Анатомический анализ движения баскетболиста при выполнении броска мяча из-за боковой линии.

26 Анатомический анализ баскетболиста при выполнении броска мяча в корзину.

27 Анатомический анализ движения дзюдоиста, выполняющего переднюю подножку.

28 Анатомический анализ движения дзюдоиста, выполняющего заднюю подножку.

29 Анатомический анализ движения дзюдоиста, выполняющего подсечку.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Дискуссия, контрольный опрос.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иваницкий, М. Ф. 
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник
Спорт , 2020
 
Л1.2
Федюкович Н.И.
Анатомия и физиология человека: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Билич Г.Л., Зигалова Е.Ю.
Атлас: анатомия и физиология человека: полное практическое руководство
М.: Эксмо, 2014
 
Л2.2
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.
Анатомия человека: медицинский атлас
М.: Эксмо, 2014
 
6.1.3. Методические разработки
 
стр. 10
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бабик Т.М.
Функциональная анатомия мышц: учеб. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – 
 
Э2
Электронный каталог УралГУФК
 
Э3
 
Э4
 
Э5
 
Э6
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Windows Server 2008 R2 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.2
MS Windows 7 – OEM – программное обеспечение поставляемое с оборудованием
6.3.1.3
MS Windows 8 MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.4
Антивирус Касперского – Free – свободно распространяемое
6.3.1.5
Mageia 5 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.6
Xubuntu 20.04 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.7
Графический редактор Gimp – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.8
Okular – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.9
MS Office 2007 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.10
MS Office 2010 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.11
MS Office 2013 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.12
Abbyy FineReader – Corporate Edition – корпоративная лицензия
6.3.1.13
LibreOffice.org GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.14
Архиватор 7-zip – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.15
Система проверки заимствований «Антиплагиат» – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Справочная правовая система "Консультант плюс" - http:www.consultant.ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Для проведения учебных занятий по дисциплине "Анатомия человека" используются аудитории УК1-226, 227, которые оснащены:
7.2
– костными препаратами;
7.3
– музейными (влажными) препаратами;
7.4
– муляжами;
7.5
– планшетами;
7.6
– таблицами по всем разделам дисциплины.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В преподавании используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность студентов:

– логически продуманный цикл лекций и практических занятий;

– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (раздаточный и наглядный материал);

– разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая подготовку к контрольным опросам, зачёту, экзамену, написание реферата.

– созданы мультимедийные лекции по всем разделам курса.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация  компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных форм обучения. Практические занятия ориентированны на современные образовательные технологии.

 
стр. 11
УП: 44.03.05 22 ПО.plx
 
Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к зачёту и экзамену.

По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде зачёта в 1семестре и экзамена во 2 семестре.

В соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой студент допускается к сдаче зачёта и экзамена, составляет 40 баллов. Обязательным условием допуска к зачёту в первом семестре является написание и сдача реферата. Если к моменту проведения зачёта студент набирает 60 и более баллов, то зачёт может быть выставлен ему в зачётную книжку и ведомость в день зачёта без процедуры принятия зачёта (по желанию студента).

Если к моменту проведения экзамена студент набирает количество баллов, достаточное для получения оценки «отлично» (80 и более), то она может быть выставлена в зачетную книжку и ведомость в день экзамена без процедуры принятия экзамена.