Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики лыжного спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА
Лыжная подготовка
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.01 21 СМ.plx
49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивный менеджмент"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
Препод., Гаврилова Н.А _________________
К.П.Н, Доцент, Клестова Оксана Александровна _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивный менеджмент"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Лыжная подготовка» является повышения профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, представление объема соответствующей информации, теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, которые будут использованы в различных структурных звеньях системы физического воспитания. Формировать устойчивый интерес к профессии, потребности в изучении теоретико-методических основ лыжного спорта, повышении профессиональной компетенции за счет самосовершенствования, самовоспитания, саморазвития.
Воспитание морально-этических качеств, средствами лыжного спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в полной средней школе, при обучении в общеобразовательной спортивной школе (ДЮСШ, СДЮСШОР, школа или училище олимпийского резерва). Студент понимает роль и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; владеет системой знаний о физическом совершенствовании человека; имеет опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; владеет основами технических действий, приемами и упражнениями из базовых видов спорта, умением использования их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; имеет навыки двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Для изучения дисциплины студент должен обладать необходимым уровнем спортивной подготовленности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Прикладная физическая культура
Теория и методика обучения базовым видам спорта
Элективные курсы по физической культуре
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-7: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
санитарно-гигиенические требования к проведению занятий физкультурой и спортом, а также в процессе тренировок, при подготовке к соревнованиям и в восстановительном периоде; факторы и причины травматизма, заболеваний, функциональных нарушений в процессе учебной и спортивной деятельности
внешние признаки утомления и переутомления занимающихся; правила безопасности при проведении физкультурно-спортивного праздника, соревнования, дня здоровья и других мероприятий оздоровительного характера
причины травматизма, меры предупреждения на занятиях ИВС; требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на занятиях и соревнованиях по ИВС
обеспечивать технику безопасности на занятиях с учетом гигиенических норм
разъяснять в простой и доступной форме правила техники безопасности при выполнении упражнений, при использовании спортивного инвентаря
обеспечивать безопасность занимающихся на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях по ИВС
проведения беседы и инструктажа с занимающимися о правилах поведения в помещении спортивного сооружения, на его территории и выполнения этих правил
составление плана профилактических мероприятий по возникновению и распространению инфекционных заболеваний, травм и патологических состояний
обеспечение безопасности при проведении учебно-тренировочного занятия
ОПК-3: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
воспитательные возможности занятий гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, подвижными и спортивными играми, лыжным спортом; терминологию гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта
основы техники ходьбы, бега, прыжков и метаний, технику видов легкой атлетики (бега на короткие, средние и длинные дистанции, прыжка в длину с разбега, прыжка в высоту с разбега, толкания ядра, метания малого мяча (гранаты)); методики обучения технике легкоатлетических упражнений; методики развития физических качеств средствами легкой атлетики
методики контроля и оценки технической и физической подготовленности занимающихся на занятиях легкой атлетикой; правила организации соревнований в легкой атлетике; методики проведения физкультурно-спортивного праздника, соревнования, дня здоровья и других мероприятий оздоровительного характера средствами легкой атлетики
применять методы организации учебной деятельности на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту с учетом материально-технических возможностей учебного заведения (организации), возрастных особенностей занимающихся; использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по гимнастике легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту в зависимости от поставленных задач
распределять на протяжении занятия средства гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта с учетом их влияния на организм занимающихся
использовать средства гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр для проведения подготовительной части занятия, формирования жизненно-необходимых навыков и развития физических качеств (в том числе для ИВС)
проведения комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся
владения техникой видов легкой атлетики на уровне выполнения контрольных нормативов
проведения фрагмента занятия по легкой атлетике по обучению технике выполнения упражнений, развитию физических качеств и воспитанию личности учащегося
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
Знать особенности организации учебных занятий по лыжной подготовке
Знать особенности организации и проведения учебных заняти по лыжной подготовке с различными группами здоровья
Знать особенности методики провезения занятий по лыжной подготовке с учетом возрастных и физических особенностей
Умеет планировать учебное занятие по лыжной подготовке, учитывая возрастные особенности.
Умеет планировать и проводить учебное занятия по лыжной подготовке с применением различных методов и с учетом особенностей занимающихся
Умеет четко ставить и решать задачи при планировании и проведении учебного занятия на лыжах с учетом возрастных особенностей.
Навыкаами оргпнизации построения учебного заняти по лыжной подготовке с учетом условий проведения,возрастнох особенностей обучаюшихся и их физической подготовленности
Владеет специальной терминологией, умеет подбирать необходимые упражнения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся
Средствами и методами построения и проведения учебног занятия по лыжной подготовке, умеет корректировать ошибки.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
- Технику безопасности при занятиях лыжным спортом;
- Теорию и методику обучения;
- Историю развития видов, анализ техники видов;
- Терминологию видов лыжного спорта, его соревновательных дисциплин
- Составлять план-конспект учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам;
- Составлять комплексы упражнений на развитие физических качеств;
- Проводить учебно-тренировочные занятия по лыжным гонкам;
- Основами техники и методикой обучения в лыжных гонках;
- Навыками судейства соревнований.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Роль лыжного спорта в системе воспитания
Мировой лыжный спорт /Лек/
Лыжный спорт в России /Лек/
Спортивная подготвка в лыжном спорте /Лек/
Раздел 2. Мотериально техническое обеспечение занятий лыжным спортом
Подготовка и гомологация трасс /Пр/
Раздел 3. Обучение способам передвижения на лыжах.
Самостятельный поход на лыжах /Ср/
Начальные этапы обучения передвижениям на лыжах /Пр/
Раздел 4. Техника безопас ности при проведении занятий на лыжах.
Правильный выбор одежды призанятиях лыжным спортом /Ср/
Подбор питания при занятиях лыжным спортом /Ср/
Первая и последующая помощь при обморожениях /Ср/
Первая помощь при переломах /Ср/
Раздел 5. Обучение технике передвижения попеременно двухшажного классического хода
Совершенствование техники ходов на лыжах /Пр/
Раздел 6. Изучене материалов по истории и развитию лыжного спорта
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечислите строевые приемы с лыжами и на лыжах, сформулируйте команды для их выполнения, укажите, с какой целью применяются данные приемы.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Переступанием вокруг пяток лыж». Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Переступанием вокруг носков лыж». Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Прыжком с опорой на палки». Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Прыжком без опоры на палки». Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Махом правой вперед через лыжу кру-гом». Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Определите основные критерии, характеризующие технику движений по количественным параметрам (количественные характеристики движений).
Определите основные критерии, характеризующие технику движений по качественным параметрам (качественные характеристики движений).
Перечислите основные действия на лыжах и дайте их краткую характеристику.
Приведите классификацию лыжных ходов. Перечислите критерии (признаки), по которым тот или иной лыжный ход относится к стилям передвижения и лыжным ходам (классический, свободный, одновременный, попеременный, бесшажный, 1-2 шажный).
Перечислите основный способы передвижения на лыжах, входящих в арсенал спортсменов, занимающихся различными видами лыжного спорта.
Дайте характеристику техники попеременного двухшажного хода (описание основных двигательных действий цикла хода без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники одновременного бесшажного хода (описание основных двигательных действий цикла хода без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники одновременного одношажного хода (описание основных двигательных действий цикла хода без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники одновременного двухшажного хода (описание основных двигательных действий цикла хода без фазового анализа, условия применения).
Приведите правильное название положения тела, принимаемое лыжником при прохождении спусков. Приведите классификацию данного положения тела лыжника в зависимости от расположения его частей.
Охарактеризуйте технику прохождения лыжником спуска в высокой стойке, как одного из способов передвижения на лыжах (положение частей тела, лыжного инвентаря, условия применения данного способа передвижения).
Охарактеризуйте технику прохождения лыжником спуска в средней (основной) стойке, как одного из способов передвижения на лыжах (положение частей тела, лыжного инвентаря, условия применения данного способа передвижения).
Охарактеризуйте технику прохождения лыжником спуска в низкой стойке, как одного из способов передвижения на лыжах (положение частей тела, лыжного инвентаря, условия применения данного способа передвижения).
Перечислите основные способы передвижения на лыжах, применяемые лыжником для преодоления подъемов (условия применения того или иного способа в зависимости от особенностей рельефа (крутизна подъема)).
Расскажите на подъемах какой крутизны применяется передвижение скользящим шагом. Опишите технику преодоления подъема скользящим шагом.
Расскажите на подъемах какой крутизны применяется передвижение беговым и ступающим шагом. Опишите технику преодоления подъема беговым шагом.
Расскажите на подъемах какой крутизны применяется передвижение «полуелочкой» и «елочкой». Опишите технику преодоления подъема «полуелочкой» и «елочкой».
Перечислите способы снижения скорости и остановки при прохождении лыжником склонов различной крутизны, дайте их краткую характеристику.
Опишите технику торможения изменением стойки лыжника, торможения палками, падением и условия применения данных способов торможения
Опишите технику торможения «полуплугом» и «плугом» и условия применения данных способов торможения.
Опишите технику торможения «упором» и «боковым соскальзыванием» и условия применения данных способов торможения.
Назовите способы изменения направления движения при передвижении на лыжах, укажите условия применения данных способов.
Дайте характеристику техники поворота в движении переступанием (описание основных двигательных действий данного способа поворота без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники поворота в движении «плугом» (описание основных двигательных действий данного способа поворота без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники поворота в движении «упором» (описание основных двигательных действий данного способа поворота без фазового анализа, условия применения).
Перечислите средства подготовки для освоения техники лыжных ходов, дайте их краткую характеристику.
Как называются упражнения, применяемые для начального обучения технике передвижения на лыжах (лыжные ходы). Приведите примеры данных упражнений на месте и в движении.
Назовите основные структурные элементы лыж, как спортивного инвентаря, определите их предназначение.
Приведите классификацию лыж, дайте их краткую характеристику в зависимости от вида спорта, материалов изготовления, условий использования.
Охарактеризуйте основные принципы взаимодействия лыж со снежным покрытием в зависимости от использования в том или ином виде спорта, применения различных лыжных ходов и смазочных материалов.
Перечислите типы лыжных креплений и требования, предъявляемые к данным приспособлениям.
Охарактеризуйте предназначение, материалы изготовления и структурные элементы лыжных палок в различных видах лыжного спорта.
Опишите особенности спортивной обуви при использовании всевозможных лыжных креплений, а также для различных видов лыжного спорта.
Охарактеризуйте внешние условия при занятиях лыжным спортом и их влияние на организм занимающихся.
Назовите основные группы причин, влияющие на повышение уровня травматизма, при занятиях лыжным спортом, перечислите наиболее часто встречающиеся виды травм.
Перечислите неблагоприятные метеорологические и гигиенические условия занятий на лыжах, являющиеся причинами разного рода травм и.т.д. Охарактеризуйте профилактические мероприятия.
Проанализируйте, каким образом материально-техническое обеспечение занятий лыжным спортом может влиять на уровень травматизма занимающихся. Приведите примеры профилактических мероприятий.
Проанализируйте, каким образом ошибки и недочеты в методике проведения занятий лыжным спортом может влиять на уровень травматизма занимающихся. Приведите примеры профилактических мероприятий.
Проанализируйте, каким образом ошибки и недочеты организации проведения занятий лыжным спортом может влиять на уровень травматизма занимающихся. Приведите примеры профилактических мероприятий.
Охарактеризуйте, каким образом поведение занимающихся на занятиях лыжным спортом может стать причиной травматизма. Приведите примеры профилактических мероприятий предполагаемых инцидентов.
5.2. Темы письменных работ
Прыжки на лыжах с трамплина
Лыжное двоеборье
Горнолыжный спорт
Фристайл
Сноуборд
5.3. Фонд оценочных средств
1Выполнение контрольных нормативов по спортивной подготовленности
2демонстрация техники передвижения на лыжах классическими ходами
3Тестирование теоретической подготовленности
4Подготовка и оформление реферата (премиальные баллы)
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1 электронный каталог библиотеки УралГУФК (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
2 электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
3 сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
4 сайт научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
5 научный портал http://www.teoriya.ru,
6 сайт информационной сети «Спортивная Россия» http://www/infosport.ru/sp/index.asp
7 сайт Международной федерации лыжного спорта(http://www.skisport.com),
8 сайт Российской федерации лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru),
9 сайт Ежедневных новостей спорта, http://news.sportbox.ru.
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1 электронный каталог библиотеки УралГУФК (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
2 электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
3 сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
4 сайт научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
5 научный портал http://www.teoriya.ru,
6 сайт информационной сети «Спортивная Россия» http://www/infosport.ru/sp/index.asp
7 сайт Международной федерации лыжного спорта(http://www.skisport.com),
8 сайт Российской федерации лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru),
9 сайт Ежедневных новостей спорта, http://news.sportbox.ru.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для осуществления образовательной деятельности по дисциплине «Лыжи(лыжный спорт)» заведущей кафедрой должен быть закреплен методический класс, предназначенный для проведения теоретических занятий, а также аудитория, оборудованная компьютерной техникой, для возможности проведения мультимедийных лекций и других форм учебных занятий, а также DVD-проигрывателем для демонстрации учебных фильмов.
Для проведении занятий необходим технический круг 300 и 800 метров, тренировочная трасса не менее 5000 м, спортивное оборудование, и инвентарь (лыжное снаряжение, фишки, и т.п.), необходимый для качественного проведения всех видов занятий.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Занятия проводятся в форме практических занятий. Также осуществляется самостоятельная работа студентов разделам дисциплины.
Также организуются практические занятия в форме практики, в ходе которой у студентов формируется профессионально-педагогические умения и навыки (компетенции).
Необходимо проводить контроль знаний в форме тестирования (либо контрольной работы) после изучения теоретических основ дисциплины по специально разработанным тестовым заданиям (вопросам).
При самостоятельном изучении лекционного материала и практической части дисциплины студент должен использовать основную и дополнительную литературу.
Промежуточное и итоговое оценивание студентов осуществляется с помощью балльно-рейтинговой системы
Студенты сдают зачет по дисциплине.
В соответствии с Положением « О балльно - рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий,при которой студент допускается к сдаче зачета составляет 40 баллов.
Обязательным условием допуска к зачету является посещение не менее 70% занятий.