2024-2025_49_03_01 21 СТвИВС (12)_plx_Спортивная морфология_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Анатомии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Спортивная морфология
______________ 2021 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 21 СТвИВС (12).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
33,75
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38,25
38,25
38,25
38,25
Сам. работа
33,75
33,75
33,75
33,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (12).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
дпн, профессор , А.Ф. Попова ;кпн, доцент , Т.В. Борисова  _________________
 
кпн, Руководитель ООП, Р.Х. Аминов  _________________
Рецензент(ы):
 
Спортивная морфология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (12).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (12).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Подготовка студентов к научно-обоснованному проведению тренировочного процесса с учетом морфологических особенностей строения тела спортсмена; привить студентам практические навыки по основным методам антропометрических обследований спортсменов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
2.1.2
Физиология человека
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Спортивная медицина
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-4: Способен осуществлять тренировочный процесс занимающихся на этапах спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) с использованием базовых знаний в области смежных дисциплин
 
Знать:
 
Уровень 1
Перечисляет морфологические особенности занимающихся физической культурой, связанные с полом и возрастом
 
Уровень 2
Описывает морфологические особенности занимающихся физической культурой, связанные с полом и возрастом, а также критерии оценки физического развития
 
Уровень 3
Определяет зависимость физических нагрузок с морфологическими особеностями занимающихся физической культурой на этапах спортивной подготовки по виду спорта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Проводить анализ комплексного исследования функционального состояния организма  занимающихся физической культурой, связанные с полом и возрастом
 
Уровень 2
Интерпретировать морфологические особенности и данные оценки физического развития занимающихся физической культурой с целью их использования во время тренировочного процесса
 
Уровень 3
Выстраивать тренировочный процесс с учетом морфологических особенностей занимающихся физической культурой на этапах спортивной подготовки по виду спорта
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Анатомической терминологией, отражающей морфофункциональные характеристики занимающихся
 
Уровень 2
Анализирует морфологические особенности занимающихся физической культурой различного пола и возрастана этапах спортивной подготовки по виду спорта
 
Уровень 3
Навыками проведения антропометрических измерений занимающихся физической культурой на этапах спортивной подготовки по виду спорта
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности построения тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) с использованием базовых знаний в области смежных дисциплин (анатомии, морфологии, биохимии, биомеханики, психологии и т.д.)
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять базовые знания в области смежных дисциплин в тренировочном процессе на этапах спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин)
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
имеет опыт применения базовых знаний в области смежных дисциплин при осуществлении тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин)
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Конституциональная морфология

 
стр. 5
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (12).plx
 
1.1
Анатомические основы учения о конституции и пропорциях тела человека /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1

2
ПК-4
7
0
 
1.2
Определение  соматотипов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1

4
ПК-4
7
0
 
1.3
Анатомические основы учения о конституции и пропорциях тела человека /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1

4
ПК-4
7
4
Совместное обучение «Учение о конституции. Конституцио-нальные типы»
 
1.4
Определение состава массы тела /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1

6
ПК-4
7
0
 
1.5
Определение  физического развития /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э4

4
ПК-4
7
0
 
1.6
Анатомические основы учения о конституции и пропорциях тела человека /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1

12
ПК-4
7
0
 
 
Раздел 2. Спортивная морфология

 
2.1
Общебиологические основы   адаптации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1

2
ПК-4
7
0
 
2.2
Общебиологические основы   адаптации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.5 Л2.6

Э1

4
ПК-4
7
2
Дискуссия «Общебиологические основы адаптации»
 
2.3
Адаптация к физическим   нагрузкам систем исполнения

движений

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1 Э4

2
ПК-4
7
0
 
2.4
Адаптация к физическим нагрузкам систем обеспечения движения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1 Э4

2
ПК-4
7
0
 
2.5
Адаптация к физическим нагрузкам систем регуляции движений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1 Э4

2
ПК-4
7
0
 
2.6
Спортивная морфология /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1

14
ПК-4
7
0
 
 
Раздел 3. Морфофункциональная проблема отбора  в спорте

 
3.1
Морфологические аспекты спортивного отбора и спортивной ориентации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1 Э4

2
ПК-4
7
0
 
3.2
Морфологические аспекты спортивного отбора и спортивной ориентации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1 Э4

4
ПК-4
7
4
Совместное обучение «Морфологические аспекты спортив-ного отбора и спортивной ориентации»
 
3.3
Морфофункциональная проблема отбора  в спорте /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1 Э4

5,75
ПК-4
7
0
 
3.4
/КАтЗ/

Э1

0,25
ПК-4
7
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (12).plx
 
3.5
/Зачёт/

Э1

2
ПК-4
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Исследование состояния сводов стопы.

2 Адаптация к физическим нагрузкам сердечно-сосудистой системы.

3 Адаптация к физическим нагрузкам эндокринной системы.

4 Определение обхватных размеров. Правила измерения.

5 Состав массы тела, его компоненты и методика их определения.

6 Общебиологические основы адаптации.

7 Связь морфологии с педагогикой, теорией и методикой физического вос¬питания, медициной и экологией.

8 Основные компоненты конституции человека: размеры тела, пропорции тела, состав массы тела.

9 Отбор в спорте. Формы спортивного отбора.

10 Правила проведения антропометрии.

11 Адаптация к физическим нагрузкам дыхательной системы.

12 Адаптационные изменения мышц при статических и динамических нагрузках.

13 Метод индексов, его характеристика.

14 Виды и фазы адаптации.

15 Адаптация к физическим нагрузкам нервной системы.

16 Антропометрические точки и место их расположения.

17 Адаптация к физическим нагрузкам костной системы.

18 Норма реакции и факторы ее регулирующие.

19 Антропометрия, как основной метод спортивной морфологии.

20 Зависимость адаптации от интенсивности воздействия.

21 Определение физического развития (методов индексов).

22 Определение костной массы.

23 Общие закономерности адаптации организма спортсмена.

24 Методика определения поперечных размеров или диаметров тела.

25 Динамометрия (кистевая и становая). Правила измерения силы мышц.

26 Определение пропорций тела.

27 Характеристика мышечного волокна.

28 Осанка тела. Классификация осанки по Николаеву.

29 Определение мускульного компонента массы тела.

30 Методы исследования, применяемые в морфологии.

31 Определение поверхности тела по формуле Изаксона.

32 Соматотипы, их диагностические критерии.

33 Адаптация к физическим нагрузкам мышечной системы.

34 Определение жировой массы.

35 Адаптация к физическим нагрузкам мочеполовой системы.

36 Измерение кожно-жировых складок. Правила измерения кожно-жировых складок.

37 Рабочая гипертрофия мышечной ткани.

38 Типы пропорций тела по Башкирову.

39 Адаптация к физическим нагрузкам связочно-суставного аппарата.

40 Адаптация к физическим нагрузкам пищеварительной системы.

41 Антропометрический инструментарий.

42 Влияние физических нагрузок разной интенсивности на адаптационные изменения

мышц.

 
5.2. Темы письменных работ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

1  Анатомические основы учения о конституции и пропорциях тела человека.

2  Влияние физических нагрузок разной интенсивности на адаптационные измене-ния связочно-суставного аппарата.

3 Адаптационные изменения систем регуляции и контроля движений к действию физических нагрузок.

4 Влияние физических нагрузок на морфологические особенности пищеваритель-ной, дыхательной и мочеполовой систем.

5  Морфофункциональная проблема отбора в спорте.

6  Биологический возраст.

7 Анатомо-антропологичесике механизмы адаптации к различным физическим нагрузкам систем организма человека.

8 Влияние физических нагрузок разной интенсивности на адаптационные изменения

мышц.

9 Влияние физических нагрузок на морфологические особенности сердечно¬-сосудистой системы.

10 Адаптационные изменения костной системы к действию физических нагрузок разной интенсивности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Подготовка докладов, дискуссия, тесты, вопросы к зачету
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 7
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (12).plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иваницкий, М. Ф. 
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник
Спорт , 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дорохов Р.Н, Губа В.П.
Спортивная морфология :  учеб. пособие 
М. : СпортАкадемПресс, 2002
 
Л2.2
  Алексанянц Г. Д.
Спортивная морфология : учеб. пособие
М. : Сов. спорт,  2005
 
Л2.3
Абдрахманов, И. З.
Спортивная морфология:  практикум
Челябинск : УралГАФК,  2002
 
Л2.4
Борисова, Т. В. , Попова А.Ф.
Практикум по спортивной морфологии: учеб. – метод. пособие
Челябинск : УралГУФК, 2008
 
Л2.5
Простова Л.И.
Спортивная морфология:  учеб. пособие
Челябинск, 2000
 
Л2.6
Серебряков, Г. И.
Курс спортивной морфологии :  учеб. пособие
Омск, 1994
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
электронный каталог УралГУФК
 
Э2
научная электронная библиотека
 
Э3
научная электронная библиотека «киберленинка»
 
Э4
сайт научно-методического журнала «Теория и практика физической кульутры»
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox   –  интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
http: // elibrary.uralgufk.ac.ru / электронный каталог УралГУФК
6.3.2.2
https://elibrary.ru/defaultx.asp / научная электронная библиотека
6.3.2.3
https://cyberleninka.ru/ научная электронная библиотека «киберленинка»
6.3.2.4
http://www.teoriya.ru –  сайт научно-методического журнала «Теория и практика физической кульутры»
6.3.2.5
http:www.consultant.ru - Справочная правовая система "Консультант плюс" 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
226 ауд. и 220 ауд. - Компьютер -1; Монитор - 1;Проектор  - 1; Экран -1; Доска ученическая - 1 шт.; Стол преподавателя 1200х600х800- 1 шт; Парта 3-х местная - 26 шт.; Стол письменный - 1; Трибуна настольная - 1 шт.; Стул п/мягкий - 4 шт.; Жалюзи рулонные - 2 шт.; Жалюзи вертикальные - 1 шт.
7.2
221 ауд. - Компьютер -1; Монитор - 1;Проектор  - 1; Экран -1; Доска ученическая - 1 шт.; Стол преподавателя - 1 шт; Шкаф д/документов - 2 шт.; Стол ученический 2-х местный - 9 шт.; Стол ученический на металлокаркасе - 5 шт.; Парта 2-х местна - 1 шт.; Стул ученический - 30 шт.; Стул п/мягкий - 2 шт.
7.3
227 ауд. - Компьютер -1; Монитор - 1;Проектор  - 1; Экран -1; Доска ученическая - 1 шт.; Стеллаж производственный 1000х600х1800 - 2 шт.; Стол офисный - 4 шт; Стол читательский 2-местный 1200х600х730 - 13 шт.; Шкаф универсальный - 3 шт.; Шкаф для наглядных пособий с замком - 2 шт.;  Стул п/мягкий - 25 шт.; Жалюзи рулонные - 3 шт.; Стационарная индукционная система Аурика - 1
7.4
Антропометр
7.5
Спирометр
7.6
Толстотный циркуль
7.7
Калипер
7.8
Динамометр кистевой
7.9
Динамометр становый
7.10
Мультимедийное сопровождение лекций.
 
стр. 8
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (12).plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий, а также самостоятельной работы студентов. При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала: теоретический, практический и самостоятельная работа.

Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение морфологических основ основ адаптации к физическим нагрузкам, необходимых для дальнейшего формирования компетенций студента физической культуры.

Практические навыки студенты получают на практических занятиях. Студенты осваивают антропометрические методики исследования и оценки эффективности адаптации при выполнении различных видов физических нагрузок.

Самостоятельная работа студента состоит в теоретической подготовке к практическим занятиям, результат которой оценивается в ходе дискуссионного обсуждения результатов учебно-исследовательской работы, что, в целом, позволяет формировать навыки методологии научного творчества в выбранной сфере деятельности студента физической культуры. В ходе выполнения самостоятельных заданий в виде выполнения заданий для данного вида работы, студенты закрепляют и совершенствуют знания, полученные во время лекционных и практических занятий, формирую навыки планирования, выбора форм, средств и методов занятий физической культурой в зависимости от морфологических особенностей контингента занимающихся физической культурой и спортом.

Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется балльно-рейтинговая система.

С целью определения уровня овладения компетенциями, закрепленными за дисциплиной, в заданные преподавателем сроки проводится текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Все виды текущего контроля осуществляются на практических занятиях. Периодичность проведения оценки осуществляется еженедельно. Первые четыре недели идет накопление знаний по дисциплине на проверку которых направлены такие оценочные средства, как семинарские занятия, доклады, далее предусмотрены тестовые задания.

Для получения допуска к зачету (экзамену) по дисциплине «Спортивная морфология» обучающемуся необходимо за период учебного семестра: оформить в полном объеме лекционный и практический материал, иметь положительные оценки по контрольным опросам, участвовать в обсуждении выводов; выполнить тесты на положительную оценку.

Краткая характеристика процедуры реализации текущего и промежуточного контроля:

Доклад - самостоятельная работа обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной научной темы. Тематика докладов выдается на первом занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на втором практическом занятии, регламент – 5 мин. на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем принимают участие студенты группы.

Собеседование – средство контроля, организованное как беседа преподавателя с обучающимися по изучаемой теме, направленное на выяснение его объема знаний по ней.

Проводится на контрольном практическом занятии. Позволяет оценить уровень знаний студентами теоретического материала по дисциплине. Может осуществляться на бумажных носителях по вариантам. Отведенное время на подготовку – 60 мин.

Зачет проводится в заданный срок, согласно графику учебного процесса.