«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Я. В. Латюшин
Зав. кафедрой Я. В. Латюшин
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Я. В. Латюшин
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Я. В. Латюшин
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Я. В. Латюшин
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1 Э4
Э1
Э1
Э1
движений
/Лек/
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1
Э1
2 Адаптация к физическим нагрузкам сердечно-сосудистой системы.
3 Адаптация к физическим нагрузкам эндокринной системы.
4 Определение обхватных размеров. Правила измерения.
5 Состав массы тела, его компоненты и методика их определения.
6 Общебиологические основы адаптации.
7 Связь морфологии с педагогикой, теорией и методикой физического вос¬питания, медициной и экологией.
8 Основные компоненты конституции человека: размеры тела, пропорции тела, состав массы тела.
9 Отбор в спорте. Формы спортивного отбора.
10 Правила проведения антропометрии.
11 Адаптация к физическим нагрузкам дыхательной системы.
12 Адаптационные изменения мышц при статических и динамических нагрузках.
13 Метод индексов, его характеристика.
14 Виды и фазы адаптации.
15 Адаптация к физическим нагрузкам нервной системы.
16 Антропометрические точки и место их расположения.
17 Адаптация к физическим нагрузкам костной системы.
18 Норма реакции и факторы ее регулирующие.
19 Антропометрия, как основной метод спортивной морфологии.
20 Зависимость адаптации от интенсивности воздействия.
21 Определение физического развития (методов индексов).
22 Определение костной массы.
23 Общие закономерности адаптации организма спортсмена.
24 Методика определения поперечных размеров или диаметров тела.
25 Динамометрия (кистевая и становая). Правила измерения силы мышц.
26 Определение пропорций тела.
27 Характеристика мышечного волокна.
28 Осанка тела. Классификация осанки по Николаеву.
29 Определение мускульного компонента массы тела.
30 Методы исследования, применяемые в морфологии.
31 Определение поверхности тела по формуле Изаксона.
32 Соматотипы, их диагностические критерии.
33 Адаптация к физическим нагрузкам мышечной системы.
34 Определение жировой массы.
35 Адаптация к физическим нагрузкам мочеполовой системы.
36 Измерение кожно-жировых складок. Правила измерения кожно-жировых складок.
37 Рабочая гипертрофия мышечной ткани.
38 Типы пропорций тела по Башкирову.
39 Адаптация к физическим нагрузкам связочно-суставного аппарата.
40 Адаптация к физическим нагрузкам пищеварительной системы.
41 Антропометрический инструментарий.
42 Влияние физических нагрузок разной интенсивности на адаптационные изменения
мышц.
1 Анатомические основы учения о конституции и пропорциях тела человека.
2 Влияние физических нагрузок разной интенсивности на адаптационные измене-ния связочно-суставного аппарата.
3 Адаптационные изменения систем регуляции и контроля движений к действию физических нагрузок.
4 Влияние физических нагрузок на морфологические особенности пищеваритель-ной, дыхательной и мочеполовой систем.
5 Морфофункциональная проблема отбора в спорте.
6 Биологический возраст.
7 Анатомо-антропологичесике механизмы адаптации к различным физическим нагрузкам систем организма человека.
8 Влияние физических нагрузок разной интенсивности на адаптационные изменения
мышц.
9 Влияние физических нагрузок на морфологические особенности сердечно¬-сосудистой системы.
10 Адаптационные изменения костной системы к действию физических нагрузок разной интенсивности.
Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение морфологических основ основ адаптации к физическим нагрузкам, необходимых для дальнейшего формирования компетенций студента физической культуры.
Практические навыки студенты получают на практических занятиях. Студенты осваивают антропометрические методики исследования и оценки эффективности адаптации при выполнении различных видов физических нагрузок.
Самостоятельная работа студента состоит в теоретической подготовке к практическим занятиям, результат которой оценивается в ходе дискуссионного обсуждения результатов учебно-исследовательской работы, что, в целом, позволяет формировать навыки методологии научного творчества в выбранной сфере деятельности студента физической культуры. В ходе выполнения самостоятельных заданий в виде выполнения заданий для данного вида работы, студенты закрепляют и совершенствуют знания, полученные во время лекционных и практических занятий, формирую навыки планирования, выбора форм, средств и методов занятий физической культурой в зависимости от морфологических особенностей контингента занимающихся физической культурой и спортом.
Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется балльно-рейтинговая система.
С целью определения уровня овладения компетенциями, закрепленными за дисциплиной, в заданные преподавателем сроки проводится текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Все виды текущего контроля осуществляются на практических занятиях. Периодичность проведения оценки осуществляется еженедельно. Первые четыре недели идет накопление знаний по дисциплине на проверку которых направлены такие оценочные средства, как семинарские занятия, доклады, далее предусмотрены тестовые задания.
Для получения допуска к зачету (экзамену) по дисциплине «Спортивная морфология» обучающемуся необходимо за период учебного семестра: оформить в полном объеме лекционный и практический материал, иметь положительные оценки по контрольным опросам, участвовать в обсуждении выводов; выполнить тесты на положительную оценку.
Краткая характеристика процедуры реализации текущего и промежуточного контроля:
Доклад - самостоятельная работа обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной научной темы. Тематика докладов выдается на первом занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на втором практическом занятии, регламент – 5 мин. на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем принимают участие студенты группы.
Собеседование – средство контроля, организованное как беседа преподавателя с обучающимися по изучаемой теме, направленное на выяснение его объема знаний по ней.
Проводится на контрольном практическом занятии. Позволяет оценить уровень знаний студентами теоретического материала по дисциплине. Может осуществляться на бумажных носителях по вариантам. Отведенное время на подготовку – 60 мин.
Зачет проводится в заданный срок, согласно графику учебного процесса.