«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1 Химический состав организма. Макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы, краткая характеристика их биологической роли.
2 Химические вещества организма: неорганические и органические. Типы химических связей между атомами и молекулами. Ковалентные и ионные связи. Водородные связи и ван-дер-ваальсовы силы притяжения.
3 Органические соединения. Классификация органических соединений по типу связей и по типу углеродных цепей. Функциональные группы органических веществ. Классификация органических соединений по функциональным группам.
4 Уровни организации живой материи. Малые органические молекулы и макромолекулы организма. Соответствие свойств биоорганических молекул их функциям.
6 Электролиты. Электролитическая диссоциация. Основные классы электролитов: кислоты, основания, амфотерные электролиты, соли. Сильные и слабые электролиты.
7 Водно-дисперсные системы организма. Классификация систем с жидкой дисперсионной средой по размеру частиц дисперсной фазы. Сравнительная характеристика этих систем: размер и тип частиц дисперсной фазы, устойчивость, оптические свойства.
8 Диффузия и осмос. Осмотическое давление растворов. Изотонические, гипер- и гипотонические растворы. Значение осмотических эффектов в живых организмах. Осмотические эффекты при выполнении физических нагрузок.
9 Активная реакция среды. Водородный показатель (рН). Значения водородного показателя в нейтральной, кислой и щелочной средах. Буферные растворы. Состав буферных растворов. Буферная ёмкость.
10 Общая характеристика углеводов: химическое строение, образование в природе, биологическая роль, классификация.
11 Характеристика моносахаридов. Классификация моносахаридов в зависимости от количества углеродных атомов. Структурная и пространственная изомерия моносахаридов: (альдозы и кетозы; D- и L-ряды моносахаридов). Особенности строения и биологическая роль отдельных моносахаридов (рибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза).
12 Общая характеристика олигосахаридов. Особенности строения и биологическая роль отдельных дисахаридов (мальтоза, лактоза, сахароза).
13 Общая характеристика полисахаридов. Понятие гомо- и гетерополисахаридов. Особенности строения и биологическая роль отдельных полисахаридов (крахмал, гликоген, целлюлоза, гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты).
14 Общая характеристика и классификация липидов. Закономерности строения жирных кислот. Насыщенные, мононенасыщенные и полиненасыщенные жирные кислоты.
15 Особенности структуры и биологическая роль нейтральных жиров. Состав растительных и животных жиров. Эмульгирование жиров, его биологическая роль.
16 Особенности структуры и биологическая роль фосфолипидов, гликолипидов, стероидов. Участие фосфолипидов в транспорте жиров и холестерина в организме.
17 Краткая характеристика белков: химическая природа, молекулярная масса, биологическая роль.
18 Аминокислоты – структурные единицы белков. Полярные и неполярные аминокислоты. Стереоизомеры аминокислот. Кислые и оснóвные аминокислоты. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
19 Уровни структурной организации белковой молекулы. Пептиды и полипептиды. Разновидности вторичной и третичной структуры белка. Типы химических связей в молекуле белка. Четвертичная структура белка.
20 Свойства белковых растворов как гидрофильных коллоидов: вязкость, оптические свойства, осмотическое давление. Гелеобразование в растворах белков. Амфотерность и буферные свойства белков. Высаливание и денатурация белков.
21 Классификация белков: простые и сложные белки. Краткая характеристика отдельных классов простых и сложных белков.
22 Строение и биологическая роль мононуклеотидов. Виды азотистых оснований. Нуклеозиды.
23 Краткая характеристика ДНК: молекулярная масса, состав нуклеотидов, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации. Комплементарность.
24 Виды РНК, их краткая характеристика: молекулярная масса, состав нуклеотидов, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации.
25 Химическая природа и строение ферментов. Структура активного центра. Коферменты.
26 Стадии ферментативного катализа. Специфичность ферментов. Виды специфичности. Изоферменты.
27 Кинетика ферментативного катализа. Зависимость скорости ферментативной реакции от концентраций фермента и субстрата; температуры и рН среды.
28 Ингибиторы и активаторы ферментов. Виды ингибирования. Основные механизмы регуляции скорости ферментативной реакции. Проферменты.
29 Классификация ферментов.
29 Общая характеристика витаминов. Участие витаминов в образовании коферментов. Классификация витаминов.
30 Нарушение баланса витаминов в организме. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз. Причины витаминной недостаточности. Витаминная недостаточность при занятиях спортом.
31 Водорастворимые витамины (В1, В2, В6, РР, С). Краткая характеристика: источники, суточная потребность, биологическая роль, проявления гиповитаминоза.
32 Жирорастворимые витамины (А, Е, D). Краткая характеристика: источники, суточная потребность, биологическая роль, проявления гиповитаминоза.
33 Гормоны. Классификация гормонов. Общие механизмы действия гормонов. Роль гормонов при выполнении физических нагрузок.
34 Гормоны гипоталамуса и гипофиза, общая характеристика.
35 Гормоны щитовидной и паращитовидной желёз, общая характеристика.
36 Гормоны поджелудочной железы, общая характеристика.
37 Гормоны надпочечников, общая характеристика.
38 Половые гормоны, общая характеристика.
Динамическая биохимия
1 Строение клетки, краткая характеристика ядра, цитоплазмы, цитоскелета, органелл. Особенности строения мышечной клетки.
2 Общая характеристика обмена веществ. Сущность пищеварения и метаболизма. Два направления метаболизма: анаболизм и катаболизм.
3 Этапы катаболизма.
4 Макроэргические соединения. Строение и биологическая роль АТФ и креатинфосфата.
6 Тканевое дыхание. Характеристика компонентов дыхательной цепи. Окислительное фосфорилирование.
7 Микросомальное окисление. Локализация процесса, его сущность и биологическая роль.
8 Свободнорадикальное окисление. Образование активных форм кислорода в организме. Причины активации свободнорадикального окисления при физических нагрузках. Перекисное окисление липидов. Биологическая роль свободнорадикального окисления. Повреждающее действие свободных радикалов.
9 Антиоксидантная система организма. Потребность в антиоксидантах при занятиях физической культурой и спортом.
10 Углеводы, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления и структура углеводного питания. Значение углеводов в питании спортсменов.
11 Переваривание и всасывание углеводов. Основные пути метаболизма глюкозы в клетках организма.
12 Синтез и распад гликогена в печени и мышцах. Гормональная регуляция синтеза и распада гликогена. Распад гликогена в печени и мышцах при выполнении физических нагрузок.
13 Аэробное окисление углеводов. Основные этапы и биологическая роль процесса. Энергетический эффект аэробного распада глюкозы и гликогена.
14 Значение аэробного окисления углеводов в энергообеспечении мышечной деятельности при выполнении нагрузок различной интенсивности и длительности.
15 Анаэробное окисление углеводов. Основные этапы и биологическая роль процесса. Энергетический эффект анаэробного распада глюкозы и гликогена.
16 Значение анаэробного окисления углеводов в энергообеспечении мышечной деятельности. Пути утилизации лактата в организме.
17 Глюконеогенез. Общая схема и биологическая роль процесса. Субстраты глюконеогенеза. Гормональная регуляция глюконеогенеза. Значение глюконеогенеза в утилизации лактата при физических нагрузках.
18 Липиды, поступающие в организм с пищей, Нормы потребления, структура липидного питания. Биологическая ценность нейтральных жиров. Потребность в липидах при занятиях спортом.
19 Переваривание и всасывание пищевых жиров. Транспорт жиров из кишечника.
20 Синтез и распад жиров в тканях организма. Гормональная регуляция синтеза и распада жира. Значение окисления жиров в энергообеспечении мышечной деятельности.
21 Превращения глицерина, образующегося при распаде жиров. β-Окисление жирных кислот, основные этапы процесса. Энергетический эффект окисления жирных кислот.
22 Метаболизм кетоновых тел. Использование кетоновых тел в качестве источника энергии. Пути устранения кетоновых тел. Кетогенез при физических нагрузках.
23 Обмен нуклеиновых кислот. Распад нуклеиновых кислот в организме. Судьба азотистых оснований.
24 Синтез нуклеотидов и нуклеиновых кислот в организме.
25 Белки, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления, структура белкового питания, биологическая ценность белков. Азотистый баланс. Потребность в белках при занятиях различными видами спорта.
26 Переваривание и всасывание белков. Пути использования аминокислот в клетках.
27 Синтез белка в организме. Основные этапы синтеза белка.
28 Распад белка в организме. Соотношение между процессами синтеза и распада белка при выполнении физических нагрузок различной интенсивности и продолжительности и в период восстановления.
29 Метаболизм аминокислот (трансаминирование, дезаминирование, декарбоксилирование).
30 Основные пути обезвреживания аммиака в организме. Орнитиновый цикл.
31 Биологическая роль воды. Содержание и распределение воды в организме. Пути поступления и выведения воды из организма. Регуляция водного баланса. Нарушения водного баланса при занятиях физической культурой и спортом.
32 Кислотно-основное состояние организма. Механизмы регуляции кислотно-основного равновесия в организме. Буферные системы организма. Ацидоз и алкалоз. Нарушения кислотно-основного равновесия в организме при занятиях физической культурой и спортом.
33 Обмен минеральных веществ. Формы существования и распределение минеральных веществ в организме. Поступление минеральных веществ в организм и выведение их из организма. Особенности обмена минеральных соединений при занятиях физической культурой и спортом.
34 Биологическая роль отдельных элементов в организме (натрий, калий, хлор, кальций, магний, фосфор, железо).
35 Взаимосвязь основных путей обмена веществ в организме. Регуляция процессов обмена веществ.
36 Общая характеристика и биологические функции крови. Химический состав плазмы крови.
37 Химический состав и участие эритроцитов в переносе кислорода и углекислого газа. Участие лейкоцитов в обеспечении иммунитета. Общая характеристика свёртывания крови.
38 Биохимические изменения в крови при выполнении физических нагрузок различной интенсивности и продолжительности.
39 Физико-химические свойства и химический состав мочи. Патологические компоненты мочи.
40 Биохимические изменения в моче при выполнении физических нагрузок различной интенсивности и продолжительности.
1 Особенности обмена веществ на разных этапах онтогенеза.
2 Особенности питания детей и подростков, занимающихся спортом.
3 Основы рационального питания.
4 Современные способы регуляции массы тела.
5 Витамины и физическая работоспособность.
6 Регуляция водного обмена в практике спорта.
8 Специализированное питание спортсменов, используемое для стимуляции работоспособности и ускорения восстановительных процессов (спортивное питание).
Лабораторные занятия предназначены для наглядной иллюстрации изучаемых теоретических положений, кроме того, такие занятия позволяют студенту овладеть навыками практической лабораторной работы, постановки химического эксперимента. Перед выполнением лабораторной работы проводится устный опрос по теме занятия, разбираютяся цель и задачи исследования. По результатам выполнения лабораторной работы студенты составляют отчёт, который предоставляется преподавателю на проверку. Текущий контроль знаний осуществляется на практических занятиях. Текущий контроль осуществляется путём устного опроса или выполнения контрольных работ. Используются контрольные работы тестового типа с открытыми заданиями, сформулированными таким образом, чтобы ответить на них наиболее правильно и чётко было можно только благодаря глубокой переработке материала. Таким образом выявляются наиболее важные вопросы, которые недостаточно хорошо усваиваются студентами, наиболее трудные, проблемные зоны в обучении.