2024-2025_49_03_01 21 СТвИВС (22)_plx_Биохимия человека_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Биохимии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биохимия человека
______________ 2021 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 21 СТвИВС (22).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 3, 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
49,2
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
18 1/6
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
32
32
Лабораторные
8
8
16
16
24
24
Практические
24
24
16
16
40
40
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
4,8
4,8
В том числе инт.
8
8
10
10
18
18
Итого ауд.
48
48
48
48
96
96
Кoнтактная рабoта
50,4
50,4
50,4
50,4
100,8
100,8
Сам. работа
33
33
33
33
66
66
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
49,2
49,2
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Зав. кафедрой, Н. М. Григорьева;к.б.н., Доцент, С. А. заварухина _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Биохимия человека
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Формирование знаний, необходимых для научного обоснования организации и построения тренировочного процесса и занятий физической культурой, осуществления медико-биологического контроля, а также создание необходимой основы для дальнейшего изучения дисциплин медико-биологического цикла. Воспитание глубокой убеждённости в необходимости развития интеллектуальных способностей, профессиональных и социально-личностных качеств: целеустремлённости, организованности, ответственности, трудолюбия, гражданственности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Базовые знания в области химии и биологии (среднее образование)
2.1.2
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена       Теория спорта
2.2.3
Динамическая анатомия
2.2.4
Основы технологии проектирования в спортивной деятельности
2.2.5
Психология физической культуры и спорта
2.2.6
Спортивная физиология
2.2.7
Учебная практика (ознакомительная)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
Знать:
 
Уровень 1
Химический состав организма человека; определения основных понятий биохимии (энергетические вещества, энергетический и пластический обмен, метаболиты, обмен веществ, биоорганические соединения и др.).
 
Уровень 2
Систематизирует знания об особенностях обмена веществ разных возрастных групп.
 
Уровень 3
Анализирует возрастные особенности обмена веществ при организации занятий физической культурой и спортом.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Описать влияние различных средовых факторов и условий на организм человека в процессе занятий физической культурой и спортом.
 
Уровень 2
Оценить функциональное состояние организма по результатам биохимического анализа крови и мочи.
 
Уровень 3
Выявлять зависимость между процессами энергообразования при выполнении мышечной деятельности и уровнем физической работоспособности.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Навыками проведения простейших биохимических анализов и интерпретации полученных результатов.
 
Уровень 2
Методами оценки основных физических качеств с помощью медико-биологических средств.
 
Уровень 3
Методами интерпретации биохимических показателей занимающихся.
 
 
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
Знать:
 
Уровень 1
Закономерности протекания биохимических процессов в организме человека.
 
Уровень 2
Анализирует влияние различных химических элементов и веществ на жизнедеятельность человека.
 
Уровень 3
Систематизирует закономерности протекания биохимических процессов в организме человека.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Объяснить занимающимся биологическую сущность влияния на организм занятий физической культурой и спортом.
 
Уровень 2
Моделировать процессы, происходящие на клеточном и организменном уровне в процессе влияния различных средовых факторов.
 
Уровень 3
С помощью методов экспресс-диагностики определить протекание восстановительных процессов; 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
проводить экспресс-анализ мочи и определять степень восстановления организма после предшествующей нагрузки.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Навыками составления пищевого рациона с учетом поля и возраста.
 
Уровень 2
Приёмами и методами устранения метаболитов обмена углеводов, липидов, белков, образующихся при мышечной деятельности различного характера.
 
Уровень 3
Методами коррекции тренировочного процесса на основе анализа биохимических показателей.
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- положение теории физической культуры, физиологическую характеристику нагрузок, анатомо-морфологические и психологические особенности занимающихся различного пола и возраста
3.1.2
- методики контроля и оценки физического развития, технической и физической подготовленности и психического состояния занимающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- планировать тренировочный процесс на различных этапах спортивной подготовки, с учётом занимающихся различного пола и возраста
3.2.2
- подбирать методы измерения и оценки физического развития, технической физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- опытом планирования тренировочного процесса ориентируясь на положение теории физической культуры и спорта
3.3.2
- опытом применения методов контроля с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Статическая биохимия

 
1.1
Химический состав организма. Уровни организации живой материи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.5 Л2.6 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.2
Химический состав организма. Уровни организации живой материи /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
2
Групповое обсуждение
 
1.3
Качественные реакции на функциональные группы в составе органических соединений. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.11

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.4
Химический состав организма. Уровни организации живой материи /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.8 Л2.10 Л2.12

Э1 Э2 Э3

5
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.5
Вода и водно-дисперсные системы организма /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.6
Вода и водно-дисперсные системы организма /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
2
Групповое обсуждение
 
1.7
Определение показателя рН. Свойства буферных растворов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.11

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
1.8
Вода и водно-дисперсные системы организма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.9
Углеводы. Строение и функции /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.10
Строение и функции моносахаридов и олигосахаридов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.11
Строение и функции полисахаридов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.12
Углеводы. Строение и функции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.13
Липиды. Строение и функции /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.14
Строение и функции нейтральных жиров /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.15
Строение и функции фосфолипидов, гликолипидов и стероидов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.16
Липиды. Строение и функции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.17
Белки. Структура и функции. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.18
Аминокислоты. Строение, свойства, классификация. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.19
Строение, свойства и функции белков. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.20
Белки. Структура и функции. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.21
Нуклеиновые кислоты. Строение и функции /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.22
Нуклеиновые кислоты. Строение и функции /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.23
Нуклеиновые кислоты. Строение и функции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
1.24
Ферментативный катализ /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.25
Ферментативный катализ /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.26
Свойства ферментов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10 Л2.11

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.27
Ферментативный катализ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.28
Витамины. Гормоны. Общая характеристика /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.29
Витамины /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
2
Дискуссия
 
1.30
Биохимические методы оценки витаминной недостаточности  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.31
Витамины /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.32
Гормоны. Зачет /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
2
2
Дискуссия
 
1.33
Гормоны /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
1.34
/КАтЭ/

2,4
2
0
 
1.35
/Экзамен/

24,6
2
0
 
 
Раздел 2. Динамическая биохимия

 
стр. 8
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
2.1
Строение клетки. Общая характеристика обмена веществ /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.2
Строение клетки. Общая характеристика обмена веществ /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
2
Дискуссия
 
2.3
Строение клетки. Общая характеристика обмена веществ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

3
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.4
Биологическое окисление /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.5
Биологическое окисление /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.6
Выявление ферментов биологического окисления в тканях мышц /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.11

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.7
Биологическое окисление /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.8
Обмен углеводов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.9
Обмен углеводов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
3
2
Дискуссия
 
2.10
Обмен углеводов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10 Л2.11

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.11
Обмен углеводов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
2.12
Обмен липидов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.10 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.13
Обмен липидов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.14
Обмен липидов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10 Л2.11

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.15
Обмен липидов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.16
Обмен нуклеиновых кислот /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.17
Исследование химического состава нуклеопротеинов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.11

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.18
Обмен нуклеиновых кислот /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.5 Л2.6 Л2.8

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.19
Обмен белков /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.20
Обмен белков /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
3
2
Дискуссия
 
2.21
Обмен белков /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10 Л2.11

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.22
Обмен белков /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
стр. 10
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
2.23
Взаимосвязь обменных процессов. Уровни регуляции метаболизма. Основы рационального питания. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.24
Взаимосвязь обменных процессов. Уровни регуляции метаболизма. /Пр/
Л1.2Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.25
Основы рационального питания. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
2
Дискуссия
 
2.26
Взаимосвязь обменных процессов. Уровни регуляции метаболизма. Основы рационального питания. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.27
Обмен воды и минеральных веществ /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.28
Обмен воды и минеральных веществ /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
2
Дискуссия
 
2.29
Определение некоторых показателей водно-минерального обмена /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10 Л2.11

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.30
Обмен воды и минеральных веществ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.31
Биохимия крови и мочи. Анализ крови /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.11

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.32
Биохимия крови и мочи. Анализ мочи /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.11

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.33
Биохимия крови и мочи. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.8 Л2.10 Л2.11

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-9
3
0
 
2.34
/КАтЭ/

2,4
3
0
 
2.35
/Экзамен/

24,6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Статическая биохимия

1 Химический состав организма. Макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы, краткая характеристика их биологической роли.

2 Химические вещества организма: неорганические и органические. Типы химических связей между атомами и молекулами. Ковалентные и ионные связи. Водородные связи и ван-дер-ваальсовы силы притяжения.

3 Органические соединения. Классификация органических соединений по типу связей и по типу углеродных цепей. Функциональные группы органических веществ. Классификация органических соединений по функциональным группам.

4 Уровни организации живой материи. Малые органические молекулы и макромолекулы организма. Соответствие свойств биоорганических молекул их функциям.

 
стр. 11
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
5 Строение и физико-химические свойства воды. Вода как растворитель. Понятие гидратации. Гидрофильные, гидрофобные и амфифильные вещества.

6 Электролиты. Электролитическая диссоциация. Основные классы электролитов: кислоты, основания, амфотерные электролиты, соли. Сильные и слабые электролиты.

7 Водно-дисперсные системы организма. Классификация систем с жидкой дисперсионной средой по размеру частиц дисперсной фазы. Сравнительная характеристика этих систем: размер и тип частиц дисперсной фазы, устойчивость, оптические свойства.

8 Диффузия и осмос. Осмотическое давление растворов. Изотонические, гипер- и гипотонические растворы. Значение осмотических эффектов в живых организмах. Осмотические эффекты при выполнении физических нагрузок.

9 Активная реакция среды. Водородный показатель (рН). Значения водородного показателя в нейтральной, кислой и щелочной средах. Буферные растворы. Состав буферных растворов. Буферная ёмкость.

10 Общая характеристика углеводов: химическое строение, образование в природе, биологическая роль, классификация.

11 Характеристика моносахаридов. Классификация моносахаридов в зависимости от количества углеродных атомов. Структурная и пространственная изомерия моносахаридов: (альдозы и кетозы; D- и L-ряды моносахаридов). Особенности строения и биологическая роль отдельных моносахаридов (рибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза).

12 Общая характеристика олигосахаридов. Особенности строения и биологическая роль отдельных дисахаридов (мальтоза, лактоза, сахароза).

13 Общая характеристика полисахаридов. Понятие гомо- и гетерополисахаридов. Особенности строения и биологическая роль отдельных полисахаридов (крахмал, гликоген, целлюлоза, гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты).

14 Общая характеристика и классификация липидов. Закономерности строения жирных кислот. Насыщенные, мононенасыщенные и полиненасыщенные жирные кислоты.

15 Особенности структуры и биологическая роль нейтральных жиров. Состав растительных и животных жиров. Эмульгирование жиров, его биологическая роль.

16 Особенности структуры и биологическая роль фосфолипидов, гликолипидов, стероидов. Участие фосфолипидов в транспорте жиров и холестерина в организме.

17 Краткая характеристика белков: химическая природа, молекулярная масса, биологическая роль.

18 Аминокислоты – структурные единицы белков. Полярные и неполярные аминокислоты. Стереоизомеры аминокислот. Кислые и оснóвные аминокислоты. Заменимые и незаменимые аминокислоты.

19 Уровни структурной организации белковой молекулы. Пептиды и полипептиды. Разновидности вторичной и третичной структуры белка. Типы химических связей в молекуле белка. Четвертичная структура белка.

20 Свойства белковых растворов как гидрофильных коллоидов: вязкость, оптические свойства, осмотическое давление. Гелеобразование в растворах белков. Амфотерность и буферные свойства белков. Высаливание и денатурация белков.

21 Классификация белков: простые и сложные белки. Краткая характеристика отдельных классов простых и сложных белков.

22 Строение и биологическая роль мононуклеотидов. Виды азотистых оснований. Нуклеозиды.

23 Краткая характеристика ДНК: молекулярная масса, состав нуклеотидов, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации. Комплементарность.

24 Виды РНК, их краткая характеристика: молекулярная масса, состав нуклеотидов, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации.

25 Химическая природа и строение ферментов. Структура активного центра. Коферменты.

26 Стадии ферментативного катализа. Специфичность ферментов. Виды специфичности. Изоферменты.

27 Кинетика ферментативного катализа. Зависимость скорости ферментативной реакции от концентраций фермента и субстрата; температуры и рН среды.

28 Ингибиторы и активаторы ферментов. Виды ингибирования. Основные механизмы регуляции скорости ферментативной реакции. Проферменты.

29 Классификация ферментов.

29 Общая характеристика витаминов. Участие витаминов в образовании коферментов. Классификация витаминов.

30 Нарушение баланса витаминов в организме. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз. Причины витаминной недостаточности. Витаминная недостаточность при занятиях спортом.

31 Водорастворимые витамины (В1, В2, В6, РР, С). Краткая характеристика: источники, суточная потребность, биологическая роль, проявления гиповитаминоза.

32 Жирорастворимые витамины (А, Е, D). Краткая характеристика: источники, суточная потребность, биологическая роль, проявления гиповитаминоза.

33 Гормоны. Классификация гормонов. Общие механизмы действия гормонов. Роль гормонов при выполнении физических нагрузок.

34 Гормоны гипоталамуса и гипофиза, общая характеристика.

35 Гормоны щитовидной и паращитовидной желёз, общая характеристика.

36 Гормоны поджелудочной железы, общая характеристика.

37 Гормоны надпочечников, общая характеристика.

38 Половые гормоны, общая характеристика.

Динамическая биохимия

1 Строение клетки, краткая характеристика ядра, цитоплазмы, цитоскелета, органелл. Особенности строения мышечной клетки.

2 Общая характеристика обмена веществ. Сущность пищеварения и метаболизма. Два направления метаболизма: анаболизм и катаболизм.

3 Этапы катаболизма.

4 Макроэргические соединения. Строение и биологическая роль АТФ и креатинфосфата.

 
стр. 12
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
5 Цикл трикарбоновых кислот, его сущность и биологическая роль.

6 Тканевое дыхание. Характеристика компонентов дыхательной цепи. Окислительное фосфорилирование.

7 Микросомальное окисление. Локализация процесса, его сущность и биологическая роль.

8 Свободнорадикальное окисление. Образование активных форм кислорода в организме. Причины активации свободнорадикального окисления при физических нагрузках. Перекисное окисление липидов. Биологическая роль свободнорадикального окисления. Повреждающее действие свободных радикалов.

9 Антиоксидантная система организма. Потребность в антиоксидантах при занятиях физической культурой и спортом.

10 Углеводы, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления и структура углеводного питания. Значение углеводов в питании спортсменов.

11 Переваривание и всасывание углеводов. Основные пути метаболизма глюкозы в клетках организма.

12 Синтез и распад гликогена в печени и мышцах. Гормональная регуляция синтеза и распада гликогена. Распад гликогена в печени и мышцах при выполнении физических нагрузок.

13 Аэробное окисление углеводов. Основные этапы и биологическая роль процесса. Энергетический эффект аэробного распада глюкозы и гликогена.

14 Значение аэробного окисления углеводов в энергообеспечении мышечной деятельности при выполнении нагрузок различной интенсивности и длительности.

15 Анаэробное окисление углеводов. Основные этапы и биологическая роль процесса. Энергетический эффект анаэробного распада глюкозы и гликогена.

16 Значение анаэробного окисления углеводов в энергообеспечении мышечной деятельности. Пути утилизации лактата в организме.

17 Глюконеогенез. Общая схема и биологическая роль процесса. Субстраты глюконеогенеза. Гормональная регуляция глюконеогенеза. Значение глюконеогенеза в утилизации лактата при физических нагрузках.

18 Липиды, поступающие в организм с пищей, Нормы потребления, структура липидного питания. Биологическая ценность нейтральных жиров. Потребность в липидах при занятиях спортом.

19 Переваривание и всасывание пищевых жиров. Транспорт жиров из кишечника.

20 Синтез и распад жиров в тканях организма. Гормональная регуляция синтеза и распада жира. Значение окисления жиров в энергообеспечении мышечной деятельности.

21 Превращения глицерина, образующегося при распаде жиров. β-Окисление жирных кислот, основные этапы процесса. Энергетический эффект окисления жирных кислот.

22 Метаболизм кетоновых тел. Использование кетоновых тел в качестве источника энергии. Пути устранения кетоновых тел. Кетогенез при физических нагрузках.

23 Обмен нуклеиновых кислот. Распад нуклеиновых кислот в организме. Судьба азотистых оснований.

24 Синтез нуклеотидов и нуклеиновых кислот в организме.

25 Белки, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления, структура белкового питания, биологическая ценность белков. Азотистый баланс. Потребность в белках при занятиях различными видами спорта.

26 Переваривание и всасывание белков. Пути использования аминокислот в клетках.

27 Синтез белка в организме. Основные этапы синтеза белка.

28 Распад белка в организме. Соотношение между процессами синтеза и распада белка при выполнении физических нагрузок различной интенсивности и продолжительности и в период восстановления.

29 Метаболизм аминокислот (трансаминирование, дезаминирование, декарбоксилирование).

30 Основные пути обезвреживания аммиака в организме. Орнитиновый цикл.

31 Биологическая роль воды. Содержание и распределение воды в организме. Пути поступления и выведения воды из организма. Регуляция водного баланса. Нарушения водного баланса при занятиях физической культурой и спортом.

32 Кислотно-основное состояние организма. Механизмы регуляции кислотно-основного равновесия в организме. Буферные системы организма. Ацидоз и алкалоз. Нарушения кислотно-основного равновесия в организме при занятиях физической культурой и спортом.

33 Обмен минеральных веществ. Формы существования и распределение минеральных веществ в организме. Поступление минеральных веществ в организм и выведение их из организма. Особенности обмена минеральных соединений при занятиях физической культурой и спортом.

34 Биологическая роль отдельных элементов в организме (натрий, калий, хлор, кальций, магний, фосфор, железо).

35 Взаимосвязь основных путей обмена веществ в организме. Регуляция процессов обмена веществ.

36 Общая характеристика и биологические функции крови. Химический состав плазмы крови.

37 Химический состав и участие эритроцитов в переносе кислорода и углекислого газа. Участие лейкоцитов в обеспечении иммунитета. Общая характеристика свёртывания крови.

38 Биохимические изменения в крови при выполнении физических нагрузок различной интенсивности и продолжительности.

39 Физико-химические свойства и химический состав мочи. Патологические компоненты мочи.

40 Биохимические изменения в моче при выполнении физических нагрузок различной интенсивности и продолжительности.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов:

1 Особенности обмена веществ на разных этапах онтогенеза.

2 Особенности питания детей и подростков, занимающихся спортом.

3 Основы рационального питания.

4 Современные способы регуляции массы тела.

5 Витамины и физическая работоспособность.

6 Регуляция водного обмена в практике спорта.

 
стр. 13
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
7 Минеральный обмен и спортивный результат.

8 Специализированное питание спортсменов, используемое для стимуляции работоспособности и ускорения восстановительных процессов (спортивное питание).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Вопросы к экзамену и контрольным работам, тесты, кейсы, задачи
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Михайлов С.С.
Спортивная биохимия: учебник
М.: Сов. спорт, 2012
 
Л1.2
Львовская Е.И., Соломина Т.В., Григорьева Н.М.
Основы общей и спортивной биохимии: учебник
Челябинск: ЧГПУ, 2013
 
Л1.3
Михайлов С.С.
Биохимия двигательной деятельности: учебник
М.: Спорт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Меньшиков В.В., Волков Н.И.
Биохимия: учебник для ин-тов физкультуры
М.: Физкультура и спорт, 1986
 
Л2.2
Филиппович Ю.Б., Коничев А.С., Севостьянова Г.А., Кутузова Н.М.
Биохимические основы жизнедеятельности человека: учеб. пособие
М.: Владос, 2005
 
Л2.3
Удалов Ю.Ф., Михеева Л.П., Ладенкова И.М.
Практикум по общей биохимии и биохимии мышечной деятельности: учеб. пособие
Малаховка: МГАФК, 2007
 
Л2.4
Ершов Ю.А.
Общая биохимия и спорт: учеб. пособие
М.: Изд-во МГУ, 2010
 
Л2.5
Димитриев А.Д., Амбросьева Е.Д.
Биохимия: учеб. пособие
М.: Дашков и К°, 2012
 
Л2.6
Гидранович В.И., Гидранович А.В.
Биохимия: учеб. пособие
Минск: ТетраСистемс, 2012
 
Л2.7
Львовская Е.И., Григорьева Н.М.
Процессы перекисного окисления липидов и особенности липопероксидации при физических нагрузках: учеб. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
Л2.8
Проскурина И.К.
Биохимия: учебник
М.: Академия, 2014
 
Л2.9
Коденцова В.М.
Витамины
М.: Медицинское информационное агентство, 2015
 
Л2.10
Ауэрман Т.Л., Генералова Т.Г., Суслянок Г.М.
Основы биохимии: учеб. пособие
М.: ИНФРА-М, 2014
 
Л2.11
Рогожин В.В.
Практикум по биохимии: учеб. пособие
СПб.: Лань, 2013
 
Л2.12
Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков, С. Э. Зурабян
Биоорганическая химия:  учебник
М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт национальной электронной библиотеки
 
Э2
Российская государственная библиотека
 
Э3
Российская национальная библиотека
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Windows Server 2008 R2 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.2
MS Windows 7 – OEM – программное обеспечение поставляемое с оборудованием
6.3.1.3
MS Windows 8 MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.4
Антивирус Касперского – Free – свободно распространяемое
6.3.1.5
Mageia 5 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.6
Xubuntu 20.04 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
 
стр. 14
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (22).plx
 
6.3.1.7
Графический редактор Gimp – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.8
Okular – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.9
MS Office 2007 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.10
MS Office 2010 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.11
MS Office 2013 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.12
Abbyy FineReader – Corporate Edition – корпоративная лицензия
6.3.1.13
LibreOffice.org GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.14
Архиватор 7-zip – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
РУБРИКОН: крупнейший энциклопедический ресурс Рунета http://www.rubricon.com/
6.3.2.2
Вестник спортивной науки http://www.vniifk.ru/journal_vsn.php
6.3.2.3
Теория и практика физической культуры http://www.teoriya.ru/ru
6.3.2.4
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта http://lesgaft-notes.spb.ru/ru
6.3.2.5
Физкультура и спорт (журнал) http://www.fismag.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-304, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий лекционного типа: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор 1; Экран - 1; Доска классная: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол ученический: 14 шт; Стул: 28 шт; Шкаф с замком: 1 шт; Жалюзи; 2 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.2
1-231, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Холодильник INDESIT BIA 16NF: 1 шт; Доска ученическая: 1 шт; Пенал 450*490*2400: 1 шт; Стол 1000*600*900 (столеш. пластик): 2 шт;Стол компьютерный: 1 шт; Стол лабораторный химический: 12 шт; Стол пристенный с навесными шкафами: 2шт; Стол с мойкой 100*600*850 (столеш пластик): 1 шт; Стол с мойкой 1300*600*850: 1 шт; Тумба для реактивов 550*600*900: 1 шт; Тумба под центрифугу 800*600*900: 1 шт; Стул п/мягкий: 27 шт; Стул ученический: 4 шт; Шкаф для документов 800*430*2400: 3 шт; Сейф: 1 шт.; Весы электронные  ВР-310 - 1 шт.; Мешалка магнитная ПЭ-6110 с подогревом - 1 шт; Пипетка однокан. 1-5 мл - 1 шт.; Пипетка однокан. 100-1000 мкл - 1 шт.; Шкаф вытяжной ЛАБ-1200 ШВ-Н - 1 шт.; Плитка электрическая лабораторная - 4 шт.; РН-метр Checker-1 - 1 шт.; Стенд «Правила техники безопасности» ВА05379 - 1 шт.; Дистиллятор - 1 шт.; Штатив д/пробирок - 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В рамках изучения дисциплины «Биохимия человека» используются лекции, практические занятия, лабораторные работы. Все виды работ являются обязательными для обучающихся. Вводная лекция знакомит студентов с общим содержанием и основными научно-теоретическими положениями изучаемых вопросов, показывает их взаимосвязи с последующими разделами дисциплины, другими отраслями, практикой, а также раскрывает последовательность и характер изучения дисциплины. На остальных лекциях излагаются теоретические положения определёных разделов изучаемого предмета. Практические занятия необходимы для углубления и закрепления знаний студентов. На практических занятиях расматриваются примеры из практики в качестве материала, иллюстрирующего реализацию и использование концептуальных закономерностей в биохимии. Интерактивные технологии (мини-дискуссии в группах) применяются при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.

Лабораторные занятия предназначены для наглядной иллюстрации изучаемых теоретических положений, кроме того, такие занятия позволяют студенту овладеть навыками практической лабораторной работы, постановки химического эксперимента. Перед выполнением лабораторной работы проводится устный опрос по теме занятия, разбираютяся цель и задачи исследования. По результатам выполнения лабораторной работы студенты составляют отчёт, который предоставляется преподавателю на проверку. Текущий контроль знаний осуществляется на практических занятиях. Текущий контроль осуществляется путём устного опроса или выполнения контрольных работ. Используются контрольные работы тестового типа с открытыми заданиями, сформулированными таким образом, чтобы ответить на них наиболее правильно и чётко было можно только благодаря глубокой переработке материала. Таким образом выявляются наиболее важные вопросы, которые недостаточно хорошо усваиваются студентами, наиболее трудные, проблемные зоны в обучении.