Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
рабочая программа дисциплины (модуля)
Использование факторов питания для повышения работоспособности
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
к.б.н., Доцент, А.Ю. Хребтова _________________
к.п.н., Руководитель ООП, Р.Х. Аминов _________________
Использование факторов питания для повышения работоспособности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.
Зав. кафедрой Н.М. Григорьева
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Н.М. Григорьева
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Н.М. Григорьева
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Н.М. Григорьева
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Н.М. Григорьева
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование у бакалавров теоретических знаний и практических умений в сфере организации правильного питания при занятиях спортом на базе индивидуальных генетически детерминированных особенностей обмена веществ с учетом направленности тренировочного процесса и ранга спортивного мастерства. Получение опыта применения различных нутриентных подходов, в том числе в виде дополнительного включения в пищевой рацион спортивного питания и биологически активных добавок (БАД) для повышения физической работоспособности и когнитивной продуктивности в процессе жизнедеятельности, а также создания необходимой основы для дальнейшего изучения дисциплин медико-биологического цикла. Кроме того, воспитание стремления к здоровому образу жизни, к физическому развитию, осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей, формирование подхода в реализации стратегии активного долголетия.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Технологии спортивной тренировки в избранном виде спорта
Производственная практика (тренерская)
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-2: Способен организовать участие занимающегося в мероприятиях медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки
Базовые понятие "оценка энергозатрат по формулам, методом непрямой калориметрии, подсчетом по таблицам МЭТ", в том числе расчет энергозатрат во время тренировок различного характера и интенсивности. Понятие "оценка энергопотребления частотным методом и с помощью пищевого дневника спортсмена", а также с использованием с использованием облачных сервисов электронного пищевого дневника. Основные подходы в выборе типа диеты и методы оценки эффективности физических упражнений в отношении нормализации углеводного обмена и снижения инсулинорезистентности в процессе занятий оздоровительной физической культурой.
Доступные методы оценки энергозатрат методом непрямой калориметрии, подсчетом по таблицам МЭТ, в том числе расчет энергозатрат во время тренировок различного характера и интенсивности. Доступные и эффективные методы оценки энергопотребления на базе облачных сервисов смартфонов и программ реализующих электронный пищевой дневник. Доступные методы оценки генетических рисков нарушения углеводного и жирового обменов в процессе занятий спортом. Основные подходы в выборе типа диеты и методов оценки эффективности физических упражнений в снижении инсулинорезистентности в процессе занятий спортом.Средства и методы оценки эффективности предлагаемых пищевых интервенций, направленных на стабилизацию гомеостаза в организме и адаптации к физическим нагрузкам в долговременной перспективе. Средства и методы оценки эффективности программ тренировки, восстановления и нутритивной поддержки в процессе спортивной подготовки.
Инновационные и современные методы оценки энергозатрат с помощью АПК и систем непрыравного мониторирования вариабельности сердечного ритма, в том числе расчет энергозатрат во время тренировок различного характера и интенсивности. Современные методы оценки энергопотребления на базе АПК и цифровых гаджетов. Методы оценки генетических рисков нарушения углеводного и жирового обменов в процессе занятий спортом. Современные алгоритмы выбора типа диеты и нутритивной поддержки в спорте высших достижений и физической культуре, методов оценки эффективности физических упражнений на базе непрерывного мониторирования показателей обмена веществ.
Современные средства и методы оценки эффективности предлагаемых пищевых интервенций, направленных на стабилизацию гомеостаза в организме и адаптации к физическим нагрузкам в долговременной перспективе. Средства и методы оценки эффективности программ тренировки, восстановления и нутритивной поддержки в процессе спортивной подготовки.
Инновационные программы нутритивной поддержки на основе генотипирования спортивных задатков и рисков заболеваний, в том числе в обмене веществ, направленных на реализацию персонализированного адаптационного потенциала спортсмена в избранном виде спорта.
Определяет основные нарушения нутрициологического статуса и погрешности в пищевом рационе студентов, обучающихся технологиям управления массы тела и рационального питания
Может определять наиболее эффективные средства и методы оптимизации пищевого рациона, а также выбрать дополнительные средства коррекции метаболического статуса, с целью повышения физической и
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
ментальной работоспособности с учетом морфофункциональных, психологических и возрастных особенностей обучающихся
Выбирает наиболее эффективные средства и методы оптимизации пищевого рациона обучающихся, а также подобрать дополнительные средства коррекции метаболического статуса, ускоряющих восстановление после мышечной работы с учётом морфофункциональных, психологических и возрастных особенностей обучающихся с установкой на управление своей массой тела и повышение ментальной и физической работоспособности
Способен выбрать наиболее ииновационные и современные средства и методы нутритивной поддержкиспортивной тренировки для различного контингента обучающихся с учётом их индивидуальных физиологических и морфофункциональных особенностей. Умеет использовать инновационные технологии оценки сбалансированности пищевого рациона с целью разработки рекомендаций по управлению своей массой тела, повышение ментальной физической работоспособности и уровня здоровья. А также подобрать дополнительные средства коррекции метаболического статуса, ускоряющих восстановление после мышечной работы и повышающих адаптационный потенциал занимающихся по программам оздоровительной тренировки
Составляет базовый алгоритм оценки пищевого статуса человека, занимающегося физической культурой и спортом. Имеет представление о методах сбора и обработки физиологических, морфофункциональных и, психологических показателей при оценке метаболического статуса и физиологического состояния занимающихся
Определяет эффективные и современные методы сбора и анализа физиологических, морфофункциональных показателей при оценке метаболического статуса занимающихся с целью оптимизации рациона питания и повышения физической и ментальной работоспособности
Анализирует и сопоставляет особенности основных метаболических процессов протекающих в организме человека в процессе усвоения макро- и микро- нутриентов с учётом морфофункциональных, физиологических и возрастных особенностей занимающихся, имеющих установку на повышения ментальной и физической работоспособности. Объясняет зависимость этих процессов от индивидуальных (генно-молекулярных) особенностей организма с учетом уровня адаптации к физическим нагрузкам и статуса здоровья занимающихся. Способен использовать приёмы обобщения и прогнозирования уровня здоровья и качества жизни лиц, обучающихся технологиям оздоровительной тренировки с учётом динамики основных показателей метаболического статуса занимающегося.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
основы, порядок, методы и средства медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин)
планировать, организовывать, а также использовать знания законодательства Российской Федерации, для организации участия спортсменов в мероприятиях медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения подготовки спортсмена; проводить оценку эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности на основе данных медико-биологического, научно-методического и антидопингового контроля, и вносить соответствующие коррективы в процесс спортивной подготовки.
- использовать методы медико-биологического контроля для оценки влияния физической нагрузки на спортсмена и внесения соответствующих корректив в процесс спортивной подготовки;
- давать рекомендации по содержанию спортивного питания, соблюдению режима отдыха занимающегося с целью сохранения функционального состояния и спортивной формы;
- разъяснять вопросы медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки;
- использовать данные дневников самоконтроля, данные медико-биологического тестирования и наблюдения для коррекции процесса спортивной подготовки занимающегося
опытом организации участия занимающегося в мероприятиях медико-биологического, научно-методического и антидопингового контроля, и использование данных для коррекции спортивной подготовки.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. 1. Общая и спортивная нутрициология, основные принципы и подходы
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
Основные отличия между общей и спортивной нутрициологией, принципы и подходы. Основные понятия и термины. Пищевые вещества и их влияние на здоровье. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Макронутриенты (белки, жиры, углеводы) и микронутриенты (витамины, минеральные соли, микроэлементы). Питание и спортассоциированные болезни. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Раздел 2. Питание и процессы пищеварения.
Питание и процессы пищеварения /Лек/
Л1.2Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Питание и процессы пищеварения /Ср/
Л1.2Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Раздел 3. Основной и общий обмен веществ при занятиях спортом.
Энергетические затраты организма и энергетическая и биологическая ценность питания. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.6Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Энергетические затраты организма и энергетическая и биологическая ценность питания. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Основные положения теории сбалансированного питания.
Основные положения теории правильного питания при занятиях спортом. /Ср/
Л1.2 Л1.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Раздел 4. Структурные изменения в пищевых продуктах в эпоху НТР – база для появления ППБЦ, нутрицевтиков, парафармацевтиков, спортивного питания
Изменение структуры питания в эпоху НТР – платформа для внедрения модифицированных продуктов питания. Основные нарушения в питании населения России. Спортивное питание: субстратные продукты (нутрицевтики), БАДы и парафармацевтики /Ср/
Л1.2Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Раздел 5. Спортивное питание, основные понятия и задачи применения в спортивной практике.
Классификация, типы биологически активных добавок (БАД). Основные векторы воздействия и цели применения БАВ. /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э9
Актуальный опыт применения БАД с целью повышения ментальной и умственной работоспособности. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э9
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
Раздел 6. Макронутриенты в рационе питания спортсменов: белки, протеины, полипептиды.
Белки пищевых продуктов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Белки пищевых продуктов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Роль белков в метаболическом статусе человека. /Ср/
Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Раздел 7. Макронутриенты в рационе спортсменов: липиды, жирные кислоты, триглицериды и холестерин.
Жиры пищевых продуктов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Жиры пищевых продуктов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Роль жиров в метаболическом статусе человека /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э9
Раздел 8. Макронутриенты в рационе спортсменов: углеводы, полисахариды, сахара, карбогидраты и пищевые волокна
Углеводы пищевых продуктов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Углеводы пищевых продуктов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Роль углеводов в метаболическом статусе человека. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Раздел 9. Спортивная диетология: роль микронутриентов в адаптации организма к повышенным физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
Микронутриенты. Механизм влияния на здоровье
Биологическая роль минеральных солей и микроэлементов
Скрининг микроэлементозов в биологических субстратах при занятиях спортом /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
Раздел 10. Спортивная диетология: роль витаминов в адаптации организма к повышенным физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
Витамины в «оркестре» жизнедеятельности клетки. Витаминоподобные вещества. /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.6Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Минорные компоненты питания. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Раздел 11. Нутригенетика - наука персонализированной медицины, оценивающая риски нарушения пищевого поведения и предрасположенности к заболеваниям, связанным с изменением обмена веществ.
Генетические риски нарушения углеводного обмена как база персонализированной программы питания. /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.7Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7 Э8 Э9 Э10
Генетические риски нарушения метаболизма жиров как база песонализированной программы питания, в том числе при занятиях спортом /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7 Э8 Э9 Э10
Генетические детерминанты нарушения обмена витаминов. Генетическая оценка особенностей пищевого поведения в разрезе персонализированной диетологии /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7 Э8 Э9 Э10
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Основные понятия в нутрициологии: роль нутриентов в жизнедеятельности организма. Классификация нутриентов. Эссенциальные нутриенты. Заменимые нутриенты.
2. Нутриентная плотность продуктов питания. Энергетическая ценность продуктов питания. «Ножницы» современного питания. Критерии выбора продуктов высокой нутриентной ценности.
3 Превращения пищевых веществ в желудочно-кишечном тракте. Основные ферменты и условия расщепления и всасывания пищевых веществ. Полостное и пристеночное пищеварение. Удобоваримость и усвояемость пищи.
4 Энергетическая ценность питания. Основной обмен и методы его определения. Требования к сбалансированности рациона. Пирамида здорового питания
5 Методы оценки суточных энергозатрат. Факторы, влияющие на величину суточных энерготрат организма.
6 Показатели пищевого статуса организма и оценка состояния здоровья.
7 Основные макронутриенты, их биологическое значение. Факторы, влияющие на соотношение в рационе белков, жиров и углеводов.
8 Изменение структуры питания в эпоху научно-технической революции (НТР). Влияние изменений питания на здоровье человека.
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
9 Основные нарушения в питании населения России и последствия этого для здоровья. Пути оптимизации питания.
10 Основные группы болезней, связанные с питанием. Алиментарные заболевания. Болезни с алиментарными факторами риска развития.
11 Первичные расстройства питания организма. Патология недостаточности и избыточности питания.
12 Концепция государственной политики в области здорового питания. Биологически активные добавки и обогащенные продукты питания.
13 Обоснование необходимости и основные направление использования биологически активных добавок (БАД) в рационе здорового и больного человека.
14 Типы биологически активных добавок (БАД), их отличия от лекарственных препаратов. Основные требования к биологически активным добавкам (БАД). Понятие о пищевых добавках.
15 Значение белка в питании. Особенности белка животных и растительных продуктов. Аминокислотный СКОР.
16 Биологическая ценность белков и их содержание в пищевых продуктах. Потребность в белке. Влияние недостатка и избытка белка в рационе.
17 Характеристика заменимых и незаменимых аминокислот. Их биологическая роль, пищевые источники. Влияние недостатка аминокислот в рационе.
18 Значение жиров в питании. Пищевые жиры. Коровье масло, растительные жиры, маргарин.
19 Пищевая ценность жиров. Жиры твердые и жидкие. Их содержание в пищевых продуктах. Потребность в жирах. Влияние на здоровье недостатка и избытка жиров в рационе.
20 Биологическое значение и содержание в пищевых продуктах различных типов полиненасыщенных (омега-3, омега-6, омега-9) жирных кислот. Транс-изомеры жирных кислот.
21 Фосфолипиды. Их биологическое значение. Содержание в пищевых продуктах.
22 Холестерин. Биологическая роль. Содержание в пищевых продуктах. Синтез холестерина и его превращения в организме.
23 Роль углеводов в питании. Усвояемые углеводы, простые и сложные, содержание в пищевых продуктах. Потребность в углеводах различных групп населения.
24 Усвояемые углеводы. Их биологическая роль, содержание в пищевых продуктах. Гликемический индекс. Потребность в углеводах при спортивных нагрузках.
25 Пищевые волокна, их типы. Содержание в пищевых продуктах. Значение в питании.
26 Минеральные соли. Биологическая роль солей кальция и магния. Содержание в пищевых продуктах, усвояемость. Суточная потребность различных групп населения.
27 Биологическая роль солей калия и натрия. Содержание в пищевых продуктах. Потребность различных групп населения.
28 Микронутриенты. Их классификация и биологическая роль. Влияние микронутриентов на функциональное состояние различных органов и систем.
29 Микроэлементы. Биологическая роль и содержание в пищевых продуктах меди, марганца и цинка.
30 Микроэлементы. Биологическая роль и содержание в пищевых хрома, йода и фтора.
31 Микроэлементы. Селен, биологическая роль и содержание в пищевых продуктах.
32 Железо. Биологическая роль, содержание в пищевых продуктах. Усвояемость. Потребность в железе и последствия его дефицита в питании.
33 Витамины и витаминоподобные вещества. Биологическая роль и пищевые источники витаминов В1, В2, РР и коэнзима Q10.
34 Водорастворимые витамины. Биологическая роль и пищевые источники витаминов В6, В12, фолиевой кислоты.
35 Водорастворимые витамины. Биологическая роль и пищевые источники витамина С и флавоноидов.
36 Жирорастворимые витамины. Биологическая роль и пищевые источники витаминов А и Е. Провитамины.
37 Жирорастворимые витамины. Биологическая роль и пищевые источники витаминов D и К.
38 Пищевые антиоксиданты. Их биологическая роль. Типы антиоксидантов, содержание в пищевых продуктах.
39 Витаминоподобные вещества. Холин, инозит, карнитин. Их биологическая роль и пищевые источники.
40 Минорные компоненты питания. Органические кислоты, алкалоиды, гликозиды, сапонины и другие. Биологическая роль, пищевые источники.
41 Общая характеристика пищевых продуктов животного происхождения.
42 Общая характеристика зерновых и зернобобовых продуктов.
43 Овощи, фрукты и ягоды, как источники незаменимых пищевых веществ.
44. Общая характеристика жиры и масла. Химический состав растительных и животных жиров.
45. Общая характеристика рыбы и морепродуктов.
Самостоятельная работа №1 «Составление списка продуктов по показателю нутритивной плотности с учетом метаболического статуса, уровня физической активности, биоэнергетической направленности тренировочного процесса, стажем и рангом спортивного мастерства».
Задание: составить список из 15 продуктов, охарактеризовать нутритивный состав макро- и микронутриентов, биологическую ценность и целесообразность применения в избранном виде спорта.
Самостоятельная работа №2 «Оценка пищевого рациона. Разработка рекомендаций по оптимизации пищевого рациона»
Необходимо оценить свой рацион по следующему плану:
1 Общие представления о сбалансированном питании и значении его для поддержания здоровья.
2 Определение своих энергетических затрат при помощи: а) определения величины основного обмена и коэффициента физической активности;
б) регистрации уровней физической активности.
3 Определение рекомендуемых количеств пищевых продуктов на основе величины среднесуточных энергетических затрат.
4 Составление таблицы своего среднесуточного употребления пищевых продуктов при помощи пищевого дневника.
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
5 Сравнение фактического и рекомендуемого среднесуточного употребления пищевых продуктов. Указать группы продуктов, которые употребляются в избыточном или недостаточном количестве.
6 Оценка соответствия своего рациона основным принципам сбалансированного питания.
– энергоценность рациона;
– содержание белков, жиров и углеводов, а также их соотношение;
– соотношение белков животного и растительного происхождения;
– соотношение насыщенных и ненасыщенных жиров, омега-3 и омега-6 ПНЖК;
– соотношение простых и сложных углеводов, содержание пищевых волокон;
– содержание витаминов В1, В2, РР, А, Е, С и биофлавоноидов;
– содержание минеральных солей (калия, кальция и магния);
– содержание микроэлементов – железа, цинка, йода.
7 Указать основные недостатки в своем рационе и возможные неблагоприятные последствия ошибок в питании для здоровья.
8 Данные о своем нутриционном статусе: индекс массы тела, соотношение объема талии и бедер, результат анкетирования.
9 Меры оптимизации рациона. Указать необходимые изменения в употреблении пищевых продуктов, рекомендуемые БАД.
Выполнение практических работ и самостоятельной работы является основанием для допуска к зачету.
По дисциплине «Использование факторов питания для повышения работоспособности человека» проводится промежуточная аттестация в виде зачета.
5.2. Темы письменных работ
Самостоятельная работа студентов «Оценка пищевого рациона. Разработка рекомендаций по оптимизации пищевого рациона»
Необходимо оценить свой рацион по следующему плану:
1 Общие представления о сбалансированном питании и значении его для поддержания здоровья.
2 Определение своих энергетических затрат при помощи:
а) определения величины основного обмена и коэффициента физической активности;
б) регистрации уровней физической активности.
3 Определение рекомендуемых количеств пищевых продуктов на основе величины среднесуточных энергетических затрат.
4 Составление таблицы своего среднесуточного употребления пищевых продуктов при помощи пищевого дневника.
5 Сравнение фактического и рекомендуемого среднесуточного употребления пищевых продуктов. Указать группы продуктов, которые употребляются в избыточном или недостаточном количестве.
6 Оценка соответствия своего рациона основным принципам сбалансированного питания.
– энергоценность рациона;
– содержание белков, жиров и углеводов, а также их соотношение;
– соотношение белков животного и растительного происхождения;
– соотношение насыщенных и ненасыщенных жиров, омега-3 и омега-6 ПНЖК;
– соотношение простых и сложных углеводов, содержание пищевых волокон;
– содержание витаминов В1, В2, РР, А, Е, С и биофлавоноидов;
– содержание минеральных солей (калия, кальция и магния);
– содержание микроэлементов – железа, цинка, йода.
7 Указать основные недостатки в своем рационе и возможные неблагоприятные последствия ошибок в питании для здоровья.
8 Данные о своем нутриционном статусе: индекс массы тела, соотношение объема талии и бедер, результат анкетирования.
9 Меры оптимизации рациона. Указать необходимые изменения в употреблении пищевых продуктов, рекомендуемые БАД.
Примерная тематика рефератов
1 Роль белка в питании. Диетические свойства соевых продуктов.
2 Полиненасыщенные жирные кислоты. Их типы, биологическая роль, содержание в пищевых продуктах. Использование в профилактическом и лечебном питании.
3 Пищевые волокна (клетчатка, пектины и др.). Биологическая роль, использование в профилактике и лечении заболеваний.
4 Пищевые антиоксиданты. Их типы, биологическая роль, содержание в продуктах. Использование в профилактическом и лечебном питании.
5 Витамины В1, В2, РР, коэнзим Q10. Их биологическая роль, содержание в пищевых продуктах. Использование в профилактическом и лечебном питании.
6 Витамины В6, В12, фолиевая кислота. Их биологическая роль, содержание в пищевых продуктах. Использование в профилактическом и лечебном питании.
7 Биологическая роль витамина С и флавоноидов. Содержание в пищевых продуктах. Использование в профилактическом и лечебном питании.
8 Биологическая роль витамина А и каратиноидов. Содержание в пищевых продуктах. Использование в профилактическом и лечебном питании.
9 Биологическая роль витамина Е. Содержание в пищевых продуктах. Использование в профилактическом и лечебном питании.
10 Витамины и витаминоподобные вещества, обладающие антиоксидантным действием. Их биологическая роль, содержание в пищевых продуктах. Использование в профилактическом и лечебном питании.
11. «Скрининг микроэлементозов у спортсменов. Современные данные научных исследований.
12 Биологическая роль железа. Содержание железа в пищевых продуктах, его усвояемость. Причины и последствия дефицита и его профилактика.
13 Биологическая роль калия и натрия. Содержание в продуктах питания. Причины, последствия дефицита и его
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
профилактика.
14 Биологическая роль кальция магния. Содержание в продуктах питания. Причины, последствия дефицита и его профилактика.
15 Биологическая роль цинка, меди и марганца. Содержание в продуктах питания. Последствия дефицита и его профилактика.
16 Биологическая роль селена. Содержание в продуктах питания. Причины, последствия дефицита и его профилактика.
17 Биологическая роль йода и фтора. Содержание в продуктах питания. Причины, последствия дефицита и его профилактика.
5.3. Фонд оценочных средств
1. Решение ситуативных задач направленных на организацию нутритивной поддержки в практике работы тренера (14 задач).
2. Выполнение тестового контроля по темам дисциплины
а)Общая и спортивная нутрициология, основные принципы и подходы (42 ТЗ)
1.1 Основные отличия между общей и спортивной нутрициологией, принципы и подходы.
1.2 Основные понятия и термины. Пищевые вещества и их влияние на здоровье.
1.3 Макронутриенты (белки, жиры, углеводы) и микронутриенты (витамины, минеральные соли, микроэлементы).
1.4 Питание и спорт-ассоциированные болезни.
б)Питание и процессы пищеварения и всасывания основных макро и микронутриентов (21 ТЗ).
в)Основной и общий обмен веществ при занятиях спортом (24 ТЗ).
3.1 Энергетические затраты организма и энергетическая и биологическая ценность питания.
3.2 Основные положения теории сбалансированного питания.
Основные положения теории правильного питания при занятиях спортом.
г)Структурные изменения в пищевых продуктах в эпоху НТР. – база для возникновения рынка ППБЦ, нутрицевтиков, парафармацевтиков, спортивного питания (25 ТЗ).
4.1 Изменение структуры питания в эпоху НТР – платформа для внедрения модифицированных продуктов питания.
4.2 Основные нарушения в питании населения России.
4.3 Спортивное питание: субстратные продукты (нутрицевтики), БАДы и парафармацевтики.
д)Спортивное питание, основные понятия и задачи применения в спортивной практике (32 ТЗ).
5.1 Классификация, типы биологически активных добавок (БАД).
5.2 Основные векторы воздействия и цели применения БАВ.
5.3 Актуальный опыт применения БАД с целью повышения ментальной и умственной работоспособности.
е)Макронутриенты в рационе питания спортсменов: белки, протеины, полипептиды (34).
6.1 Белки пищевых продуктов.
6.2 Роль белков в метаболическом статусе человека.
ж)Макронутриенты в рационе спортсменов: липиды, жирные кислоты, триглицериды и холестерин (27 ТЗ).
7.1 Жиры пищевых продуктов
7.2. Роль жиров в метаболическом статусе человека.
з)Макронутриенты в рационе спортсменов: углеводы, полисахариды, сахара, карбогидраты и пищевые волокна (41 ТЗ)
8.1 Углеводы пищевых продуктов.
8.2 Роль углеводов в метаболическом статусе человека
и)Спортивная диетология: роль микронутриентов в адаптации организма к повышенным физическим и психоэмоциональным нагрузкам (ТЗ 27).
9.1 Микронутриенты. Механизм влияния на здоровье
9.2 Биологическая роль минеральных солей и микроэлементов
9.3. Скрининг микроэлементозов в биологических субстратах при занятиях спортом
к)Спортивная диетология: роль витаминов в адаптации организма к повышенным физическим и психоэмоциональным нагрузкам (ТЗ22).
10.1 Витамины в «оркестре» жизнедеятельности клетки.
10.2 Витаминоподобные вещества
10.3 Минорные компоненты питания.
Нутригенетика - наука персонализированной медицины, оценивающая риски нарушения пищевого поведения и предрасположенности к заболеваниям, связанным с изменением обмена веществ (ТЗ8)
Вопросы к зачёту, тесты, кейсы, задачи, самостоятельные работы (две)
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Львовская Е.И., Соломина Т.В., Григорьева Н.М.
Основы общей и спортивной биохимии: учебник
Спортивная диетология: учебник
Спортивная диетология: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2017
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
6.1.2. Дополнительная литература
Гольберг Н.Д., Дондуковская Р.Р.
Иорданская Ф.А., Португалов С.Н., Цепкова Н.К.
Минеральный обмен в системе мониторинга функциональной подготовки высококвалифицированных спортсменов
Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2015
А. В. Дмитриев, А. А. Калинчев
Фармаконутриенты в спортивной медицине
Издательский дом Бином, 2017
Руководство по биологически активным добавкам
Издательский дом БИНОМ, 2017
Дмитриев, А.В., Гунина Л.М.
Основы спортивной нутрициологии
СПб.: Русский ювелир, 2018
Вклад генома человека и внешней среды в формирование здоровья социума
6.1.3. Методические разработки
Португалов С.Н., Волков Н.И., Олейников В.И., Фудин Н.А.
Программы спортивного питания в эргогенном обеспечении подготовки спортсменов: методическое пособие
М.: Советский спорт, 2012
Применение спортивного питания и витаминных препаратов в детско-юношеском спорте (по данным анкетного опроса)
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт национальной электронной библиотеки
Российская государственная библиотека
Российская национальная библиотека
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
Медицинская информационная сеть
Российское антидопинговое агентство
Спортивная Россия открытая платформа
The Journal of Sports Science and Medicine (Спортивная наука и медицина)
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта
Медицинская библиотека BooksMed
6.3.1 Перечень программного обеспечения
MS Windows Server 2008 R2 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
MS Windows 7 – OEM – программное обеспечение поставляемое с оборудованием
MS Windows 8 MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
Антивирус Касперского – Free – свободно распространяемое
Mageia 5 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
Xubuntu 20.04 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
Графический редактор Gimp – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
Okular – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
MS Office 2007 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
MS Office 2010 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
MS Office 2013 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
Abbyy FineReader – Corporate Edition – корпоративная лицензия
LibreOffice.org GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
Архиватор 7-zip – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
РУБРИКОН: крупнейший энциклопедический ресурс Рунета http://www.rubricon.com/
Вестник спортивной науки http://www.vniifk.ru/journal_vsn.php
Теория и практика физической культуры http://www.teoriya.ru/ru
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта http://lesgaft-notes.spb.ru/ru
Физкультура и спорт (журнал) http://www.fismag.ru/
МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - http://docs.cntd.ru/document/1200076084
Kreider R. B. Nutritional Strategies to Optimize Performance. Texas American College of Sports Medicine, Spring Lecture Tour, 2016 - http://www.exerciseandsportnutritionlab.com/wp-content/uploads/sites/42/2016/04/TACSM-Nutritional-Strategies-to-Optimize-Performance-Presentation-4-1-16.pdf
TrueSport Nutrition Guide, Powered by the U.S. Anti-Doping Agency - USDA, 2013 - http://www.truesport.org/library/documents/resources/nutrition_guide/NutritionGuide.pdf
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1-304, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий лекционного типа: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор 1; Экран - 1; Доска классная: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол ученический: 14 шт; Стул: 28 шт; Шкаф с замком: 1 шт; Жалюзи; 2 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
1-230, ул. Орджоникидзе 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Доска ученическая: 1 шт; Стеллаж производственный 1000x600x1800: 5 шт; Стол лабораторный химический: 12 шт; Стол офисный: 1 шт; Стол преподователя 1200x600x800: 1 шг; Стол письменный: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Шкаф д/документов: 1 шт; Парта 2-местная: 1 шт; Тумба выкатная: 1 шт;Стул п/мягкий: 30 шт;Стул ученический: 5 шт;Кресло черное ткань: 1 шт; Шкаф металлический: 1 шт
1-303, ул. Орджоникидзе 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Доска ученическая: 1 шт; Парта со скамьей 2-х местная на металлокаркасе: 10 шт; Стол ученический 2-х мест: 1 шт; Стол читательский 2-местный: 2 шт; Стул п/мягкий: 13 шт
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для успешного освоения дисциплины, обучающиеся должны:
1) опираться на курс дисциплин медико-биологической направленности (физиология, биохимия, спортивная физиология, спортивная биохимия),
2) в качестве источников литературы рекомендуется использовать базовые учебники с глоссарием и понятийным аппаратом по нутрициологии
3) при выполнении самостоятельной работы «оценка сбалансированности пищевого рациона» использовать таблицы МЭТ для оценки суточных энерготрат и в том числе, связанных с физической активностью (тренировкой);
4) для оценки анализа состава тела необходимо пройти биоимпеданосметрию компонентного состава тела на оборудовании ACCUNIQ BC 300 ауд.232;
5) для оценки освоения дисциплины используется бально-рейтинговая система.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра по результатам учебных занятий, которые включают в себя оценку теоретической и практической части блока.
Теоретическая часть. Текущий контроль включает выполнение учебных работ: конспектирование лекций, контрольные тестирования знаний теоретической части курса.
Практическая часть. Текущий контроль включает выполнение самостоятельных работ 1 и 2, промежуточной и итоговой аттестации знаний (решение контрольных задач, и тестовых заданий).
Контроль текущих знаний осуществляется в течение учебного семестра в двух контрольных точках с определением баллов (каждое с расчётом от 0 до 100 таблица 1) по результатам тестирования (1 точка контроля) и выполнения самостоятельных заданий (2 точка контроля).
Зачет ставится при наборе не менее 51 балла. Если обучающийся не набрал этих баллов, необходимых для получения зачета, то он должен сдать весь обязательный минимум ("лист контрольных мероприятий на семестр") и/или получить у преподавателя дополнительные задания в виде тестовых вопросов и темы реферата с указанием конкретных баллов и сроков их сдачи.
Для выполнения ТЗ при отсутствии результатов промежуточной аттестации студент проходит тестирование в очной форма в течении 60 минут и отвечает на 45 вопросов. Реферат выполняется по выбранной теме преподавателем, на основании результатов тетирования.
Таблица 1- Соотношение оценок (традиционной и 100-балльной) по итогам всех видов контроля по дисциплине с зачетом (Использование факторов питания с целью повышения работоспособности)
Оценка Неудовлетворительно (2) Удовлетворительно (3) Хорошо (4) Отлично (5)
Оценка по дисциплине без
экзамена Не зачтено зачтено
Набранная сумма баллов
(мах - 100)* Менее 50 50-64 65-79 80-100
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
* Максимальное количество баллов (100 баллов) складывается из расчета суммы баллов двух контрольных точек (каждая контрольная точка оценивается из расчета 100 баллов), деленных пополам (в автоматизированной системе «электронные ведомости»), распределенных по видам контрольных мероприятий (Приложение 1).
Формирование БРС по дисциплине с зачетом.
Оценка по дисциплине «Использование факторов питания с целью повышения работоспособности» складывается из баллов, набранных по текущему контролю, и балов, набранных на зачете. Максимальная сумма баллов за текущий контроль, набираеться по результатам выпонения С/Р №1 и №2, а также рефератов, как дополнительное средство контроля и результатов промежуточного тестового контроля составляет 80 баллов. Максимальная сумма баллов, которая может быть получена на зачете по дисциплине составляет 20 баллов.
Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам контрольных мероприятий дисциплины «Использование факторов питания с целью повышения работоспособности», при которой студент допускается к зачету, составляет 40 баллов.
Премиальные баллы (приложение 2) по дисциплине не учитываются в сумме баллов текущего контроля и не превышают 20. В случае, если студент не набрал за текущий контроль 40 баллов, премиальные баллы не зачитываются.
Если к моменту проведения зачета студент набирает 65 и более баллов, они могут быть выставлены ему в виде поощрения в ведомость и в зачетную книжку без процедуры принятия зачета. Выставление зачета производится на зачетной неделе.
Устранение задолженности по отдельным контролируемым темам дисциплины в рамках текущего контроля может проводиться в форме дополнительного контрольного тестирования по материалам фонда оценочных средств (ОММ) дисциплины, по которой студенту необходимо повысить балл.
Дополнительный контрольный опрос по этим темам проводится в течение теоретического обучения преподавателем, который проводил лекционные занятия с данными студентами. По желанию студента ему дается право не более одного раза пройти дополнительное контрольное тестирование по этим темам. Устранение задолженности студента по отдельным контролируемым темам дисциплины может проходить в течение семестра в часы дополнительных занятий или консультаций, установленных в расписании по соответствующим видам занятий данной дисциплины.
Устранение задолженности по текущему контролю для допуска студента к зачету проводится на последней неделе теоретического обучения по данной дисциплине.
Приложение 1 «Лист контрольных мероприятий на семестр» по дисциплине «Использование факторов питания с целью повышения работоспособности»
№ контрольной точки Виды контрольных мероприятий Количество баллов за одну работу Минимальные пороговые баллы за весь период
1 посещение лекций (7) 1 5
наличие конспектов лекций (7) 2 10
выполнение тестового контроля 10 5
2 выполнение первой самостоятельной работы «составление списка пищевых продуктов в порядке убывания по критерию нутритивной плотности с учетом ведущего механизма энергообеспечения в избранном виде спорта» 5 5
решение нестандартных задач, соответствующих будущей профессиональной деятельности 5 5
выполнение второй самостоятельной работы «оценка сбалансированности пищевого рациона и разработка рекомендаций по его коррекции с учетом направленности тренировочного процесса» 30 15
посещение практических занятий, выполнение тестовых задач 9 6
Приложение 2 «Премиальные баллы» по дисциплине
«Использование факторов питания с целью повышения работоспособности»
№ Виды контрольных мероприятий Количество баллов
1 выполнение реферата по темам в соответствии с РПД дисциплины 10
2 выполнение расширенного теста контроля знаний из фонда оценочных средств по всем темам дисциплины 20
3 участие в научно-практической конференции, проводимой на кафедре (размещение публикаций и доклад) 20
4 Решение нестандартных задач и проблемных ситуаций 10
Процедура оценивания при проведении текущего контроля успеваемости, регламент выполнения студентом самостоятельных работ:
№ 1 «Составление списка продуктов по показателю нутритивной плотности с учетом метаболического статуса, уровня физической активности, биоэнергетической направленности тренировочного процесса, стажем и рангом спортивного мастерства»
Действие Сроки Методика Ответственный
Выполнение самостоятельной работы. 2-3 неделя семестра В учебном классе, самостоятельно Обучающийся, группа обучающихся
Сдача самостоятельной работы «Составление списка продуктов по показателю нутритивной плотности с учетом метаболического статуса, уровня физической активности, биоэнергетической направленности тренировочного процесса, стажем и рангом спортивного мастерства»
5 неделя семестра По форме, разработанной в данном приложении (Приложение№3), в печатном виде, с обязательным заполнением всех разделов Обучающийся (лично)
Проверка самостоятельной работы 6-8 неделя семестра. Вне занятий, на практическом занятии. Ведущий преподаватель, страший лаборант кафедры
Объявление результатов оценки выполненного самостоятельной работы 8 неделя семестра, На практическом занятии. Ведущий преподаватель.
Приложение №3
Оенка выполнения самостоятельной работы «Составление списка продуктов по показателю нутритивной плотности с
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (25).plx
учетом метаболического статуса, уровня физической активности, биоэнергетической направленности тренировочного процесса, стажем и рангом спортивного мастерства».
Работа должна быть выполнена в формате ворд, шрифт 14 КГ, объёмом от 3 до 5 страниц печатного текста, дожна содержать ответы по пунктам плана:
Характеристика тренировочного процесса
а) мощность
б) ёмкость
в) тренируемое физическое качество
г) ведущий механизм энергообеспечения
д) рабочая зона мощности в условиях соревновательной деятельности
2. Список из продуктов обеспечивающих эффективную деятельность в ИВС.
3. Обоснование выбора продуктов и описать нутритивный состав с учётом суточной нормы потребления белка, эссенциальных жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов с учётом ранга спортивного мастерства и направленностью тенировочного процесса.
Самостоятельная работа №2 «Оценка пищевого рациона. Разработка рекомендаций по оптимизации пищевого рациона»
Критерии оценки выполнения данной работы являеться корректность заполнения всех разделов самостоятельной работы. Наличие выводов и рекомендаций с учетом направленности тренировочного процесса в избранном виде спорта и образа жизни.
Необходимо оценить свой рацион по следующему плану:
1. Описать общие понятия характеризующие различные аспекты оценки питании и его значения для поддержания здоровья.
2. Определение своих суточных энергетических затрат при помощи:
а) определения величины основного обмена и коэффициента физической активности, расчёт основного обмена в состоянии бодрствования с использованием формулы Гаррисв-Бенедикта, расчёт энерготрат на двигательную активность с помощью шагомеров встроенных в приложения смартфонаов;
б) регистрации уровней физической активности, определение энерготрат в перерасчёте видов тренировчных упражнений и видов бытовой активности в МЭТ, определение величины основного обмена методом биоимпедансометрии на АПК.
3. Сопоставить нормы потребления основных нутриентов пищи в том числе ээсенциальных с реальным рационом питания на основе оценки потребления основных продуктов питания в течении недели частотным методом.
4. Определить компонентный состав тела методом биоимпеданосметрии на АПК "ACCUNIQ" BC300 провести анализ состава тела, риск ожирения, СД 2, тип телосложения и комплексную оценку состава теля с учётом избранного вида спорта.
5. Составить таблицы своего среднесуточного употребления пищевых продуктов при помощи пищевого дневника.
6. Сравнение фактического и рекомендуемого среднесуточного употребления пищевых продуктов. Указать группы продуктов, которые употребляются в избыточном или недостаточном количестве.
7. Дать оценку соответствия своего рациона основным принципам сбалансированного питания.
– энергоценность рациона;
– содержание белков, жиров и углеводов, а также их соотношение;
– соотношение белков животного и растительного происхождения;
– соотношение насыщенных и ненасыщенных жиров, омега-3 и омега-6 ПНЖК;
– соотношение простых и сложных углеводов, содержание пищевых волокон;
– содержание витаминов В1, В2, РР, А, Е, С и биофлавоноидов;
– содержание минеральных солей (калия, кальция и магния);
– содержание микроэлементов – железа, цинка, йода.
8. Указать основные недостатки в своем рационе и возможные неблагоприятные последствия ошибок в питании для здоровья.
9. Оценить нутритивный статус: по показателям биоимпедансометрии, по показателю индекса массы тела, соотношение объема талии и бедер, соотношение жировой и мышечной ткани дать прогноз риска развития ожирения, СД2 и метаболического синдрома.
10. Описать меры оптимизации рациона. Указать необходимые изменения в употреблении пищевых продуктов, рекомендуемые БАД с учетом показетелей биоимпадансометрии компонентного состава тела и биоэнергетической направленностью тренировочного тренировочного процесса.