2024-2025_49_03_01 21 СТвИВС (37)_plx_Биохимический контроль в спорте_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Биохимии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биохимический контроль в спорте
______________ 2021 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 21 СТвИВС (37).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
3,75
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
8 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
3,75
3,75
3,75
3,75
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, С.А. Заварухина  _________________
 
к.п.н., Руководитеь ООП, Р.Х. Аминов  _________________
Рецензент(ы):
 
Биохимический контроль в спорте
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Формирование целостного представления о комплексе современных  методов биохимического контроля, применяемых в практике физической культуры и спорта. Это позволит на основании биохимических показателей грамотно проводить коррекцию тренировочного процесса, восстановительных мероприятий, рациона питания с целью повышения адаптационных возможностей организма и уровня тренированности, а также для предупреждения процесса дезадаптации и развития патологических состояний. Воспитание глубокой убеждённости в необходимости развития интеллектуальных способностей, профессиональных и социально-личностных качеств: целеустремлённости, организованности, ответственности, трудолюбия, гражданственности.
1.2
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и методика физической культуры    
2.1.2
Спортивная биохимия
2.1.3
Теория и методика избранного вида спорта
2.1.4
Научно-методическая деятельность
2.1.5
Химия в физической культуре
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-4: Способен осуществлять тренировочный процесс занимающихся на этапах спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) с использованием базовых знаний в области смежных дисциплин
 
Знать:
 
Уровень 1
Состав и строение мышечной клетки; биохимические процессы, происходящие при сокращении и расслаблении; общие направления изменений в обмене веществ при выполнении физических нагрузок различной направленности и интенсивности и основные методы оценки данных биохимических процессов
 
Уровень 2
Биохимический состав организма, строение и биохимические процессы, происходящие в мышцах; биоэнергетику мышечной деятельности и её возрастные аспекты; биохимические процессы, происходящие в организме при выполнении физических нагрузок различной направленности и интенсивности; биохимические методы определения уровня аэробной и анаэробной работоспособности, скорости процессов восстановления
 
Уровень 3
Биохимический состав организма, строение и биохимические процессы, происходящие в мышцах, а также других органах и тканях; биоэнергетику мышечной деятельности; особенности обмена веществ у спортсменов разных возрастных групп; закономерности изменений биохимических процессов в организме при выполнении физических нагрузок различной направленности и интенсивности; современные биохимические методы измерения и оценки состояния систем энергообеспечения, степени тренированности, а также выявления состояний утомления и перенапряжения организма
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
На основе анализа данных биохимических исследований определяет соотношение аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения физической нагрузки, направленность и выраженность биохимических сдвигов в ответ на физическую нагрузку 
 
Уровень 2
На основе анализа данных биохимических исследований определяет относительный вклад аэробных и анаэробных процессов в энергообеспечение физической нагрузки; используя полученные данные о процессах энергообразования при выполнении мышечной деятельности, оценивает уровень физической работоспособности; анализирует скорость восстановительных процессов после выполнения физической нагрузки и выявляет фазу суперкомпенсации
 
Уровень 3
Анализирует и интерпретирует данные биохимического исследования степени развития аэробных и анаэробных способностей организма, на основании полученных данных оценивает уровень физической работоспособности; использует результаты биохимических анализов для определения направленности и объёма тренировочных нагрузок, а также скорости восстановительных процессов; на основании полученных данных способен рационально моделировать нагрузку для выхода на пик суперкомпенсации занимающегося в заданный промежуток времени
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Навыками анализа биохимических показателей, определяемых в процессе оперативного, текущего и этапного контроля; способен на основе данных показателей в общих чертах оценить эффективность тренировочного процесса и уровень физической работоспособности
 
Уровень 2
Опытом систематизации полученных в результате биохимического анализа данных, определяемых в процессе оперативного, текущего и этапного контроля; способен на основе данных показателей оценить 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
 
эффективность тренировочного процесса и внести необходимые коррективы; способен использовать данные биохимических анализов для контроля за состоянием различных функциональных систем жизнеобеспечения организма занимающегося
 
Уровень 3
Опытом эффективной разработки предложений по коррекции тренировочного процесса на основе анализа и систематизации биохимических показателей, определяемых в процессе оперативного, текущего и этапного контроля; способен применять данные биохимического анализа для контроля за состоянием различных функциональных систем жизнеобеспечения организма занимающегося в зависимости от возраста и пола
 
 
 
ОПК-11: Способен проводить исследования по определению эффективности используемых средств и методов физкультурно-спортивной деятельности
 
Знать:
 
Уровень 1
Цель и задачи,  виды и основные методы биохимического контроля; значение биохимических исследований в повышении эффективности планирования, контроля, методического обеспечения тренировочного процесса
 
Уровень 2
Цель, задачи и виды  биохимического контроля; принципы организации и основные методы оперативного, текущего и этапного биохимического контроля; биохимические показатели, используемые в тренировочном процессе для повышения его эффективности; роль исследовательской деятельности в области биохимического контроля для повышения эффективности планирования,контроля, методического обеспечения тренировочного процесса
 
Уровень 3
Цель, задачи, систему  биохимического контроля в спорте; основные направления современного развития ситемы научного знания в области биохимии спорта; современные методы оперативного, текущего и этапного биохимического контроля; актуальные  методы оценки вклада различных систем  энергообеспечения мышечной работы; биохимические показатели, используемые для повышения эффективности тренировочного процесса и предупреждения срыва адаптации и развития патологических процессов; роль и основные направления исследовательской деятельности в области биохимического контроля в повышении эффективности планирования, контроля, методического обеспечения тренировочного процесса
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Использовать научную терминологию спортивной биохимии в практической деятельности; выявлять задачи исследования процессов обмена веществ при мышечной работе; подбирать эффективные методы биохимических исследований и испльзовать полученные результаты для совершенствования тренировочного процесса
 
Уровень 2
Ставить задачи научного исследования в области спортивной биохимии по актуальным проблемам спортивной подготовки, на их основе определять необходимый диагностический инструментарий; грамотно использовать современные методы биохимического контроля для оценки реакции организма на физическую нагрузку и определения уровня тренированности спортсмена; анализировать и  интерпретировать полученные результаты для оценки эффективности процесса спортивной подгтовки
 
Уровень 3
Самостоятельно определять задачи биохимических исследований для решения актуальных проблем спортивной подготовки; разрабатывать необходимый диагностический комплекс биохимических методов, в том числе, с использованием инновационных методик; определять перспективы применения данных методов для решения поставленных задач, внедрять их в практику работы физкультурно-спортивных организаций; анализировать и интерпретировать результаты биохимических исследований, формулировать и аргументировать обощения и выводы и на их основе давать практические рекомендации для повышения эффективности  процесса спортивной подготовки
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Навыками подбора и использования в процессе спортивной подготовки основных биохимических показателей, характеризующих вклад различных систем ресинтеза АТФ в энергообеспечение физической нагрузки, реакцию организма на данную нагрузку, скорость процессов восстеновления, аэробные и анаэробные возможности энергетических систем организма
 
Уровень 2
Опытом определения, обработки и анализа  биохимических показателей, характеризующих вклад различных систем ресинтеза АТФ в энергообеспечение физической нагрузки, реакцию организма на данную нагрузку, скорость процессов восстановления; возможности аэробных и анаэробных систем энергообеспечения организма; способностью интерпретировать полученные результаты с целью оценки эффективности используемых средств и методов физкультурно-спортивной деятельности
 
Уровень 3
Опытом определения и анализа  биохимических показателей, характеризующих возможности вклад  систем энергообеспечения мышечной работы; функциональное состояние и уровень тренированности спортсмена; скорость процессов восстановления и сверхвосстановления; состояния утомления и перенапряжения; способен интерпретировать результаты биохимических анализов в комплексе с результатами других видов контроля тренировочной деятельности, что позволяет дать наиболее полную и точную оценку эффективности используемых средств и методов физкультурно-спортивной деятельности
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
 
стр. 6
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
 
3.1.1
- особенности построения тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) с использованием  базовых знаний в области смежных дисциплин (анатомии, морфологии, биохимии, биомеханики, психологии и т.д.)
3.1.2
- основы научно-исследовательской деятельности, научную терминологию, принципы, средства, методы и технологии  организации научного исследования в области физической культуры и спорта
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять базовые знания в области смежных дисциплин в тренировочном процессе на этапах спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин)
3.2.2
-  разрабатывать и реализовывать программу научного исследования по определению эффективности используемых средств и методов физкультурно-спортивной деятельности; собирать, анализировать и интерпретировать данные; формулировать и аргументировать обобщения и выводы, практические рекомендации
3.2.3
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- опытом применения базовых знаний в области смежных дисциплин при осуществлении тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин)
3.3.2
- опытом сбора, анализа и систематизации научной информации; проведение научного исследования по определению эффективности используемых средств и методов физкультурно-спортивной деятельности
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Цель, задачи и организация биохимического контроля в спорте. Виды биохимического контроля

 
1.1
Цели и задачи биохимического контроля в спорте. Организация биохимического контроля в спорте. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
1.2
Биохимические показатели и объекты биохимических исследований. Виды биохимического контроля /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 2. Биохимический контроль состояния систем энергообеспечени мышечной деятельности

 
2.1
Механизмы энергообеспечения мышечной деятельности и их биоэнергетические критерии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
2.2
Соотношение процессов аэробного и анаэробного ресинтеза АТФ в упражнениях разной мощности и длительности /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
2.3
Сравнительная характеристика механизмов, генерирующих АТФ в мышцах. Распределение нагрузок по зонам мощности в зависимости от вклада механизмов энергообеспечения. /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 3. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки

 
стр. 7
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
 
3.1
Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки. Роль  эндокринной системы в процессе адаптации к систематическим физическим нагрузкам /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
3.2
Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 4. Контроль за состоянием спортсмена на разичных этапах тренировочой деятельности Оперативный контроль

 
4.1
Характеристика метаболических процессов, протекающих в организме спортсмена в период срочного тренировочного эффекта /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
4.2
Биохимические методики, применяемые при выполнении нагрузок максимальной и субмаксимальной мощности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
4.3
Биохимические методики, применяемые при выполнении нагрузок большой и умеренной мощности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 5. Контроль за состоянием спортсмена на разичных этапах тренировочой деятельности Текущий контроль

 
5.1
Метаболические процессы, протекающие в фазе отставленного восстановления после физических нагрузок /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
5.2
Биохимические методики,применяемые в процессе текущего контроля /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 6. Контроль за состоянием спортсмена на разичных этапах тренировочой деятельности Этапный контроль

 
6.1
Этапный контроль. Задачи этапного контроля. Средства и методы задания тестовой нагрузки /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
6.2
Тестирование анаэробных возможностей спортсмена (максимальная анаэробная мощность, максимальное накопление лактата в крови, максимальный кислородный долг и др.) /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
 
6.3
Тестирование аэробных возможностей спортсмена. Определение вклада аэробных и анаэробных механизмов в общую систему энергообеспечения мышечной деятельности(ПАНО, Vпано, МПК, Vкр. и др.) /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 7. Бохимическая диагностика обмена веществ при занятиях различными видами спорта 

 
7.1
Бохимическая диагностика обмена веществ при занятиях различными видами спорта  /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 8. Биохимическая диагностика утомления и перенапряжения в спорте

 
8.1
Биохимическая диагностика утомления и перенапряжения в спорте /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
8.2
Биохимическая диагностика утомления и перенапряжения в спорте /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

0,75
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
8.3
Биохимическая диагностика утомления и перенапряжения в спорте.Зачёт /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-11 ПК-4
8
0
 
8.4
/КАтЗ/

0,25
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Цели, задачи и методы биохимического контроля. Роль биохимического контроля в общей системе спортивного контроля. Виды спортивного контроля.

2 Алактатный механизм энергообеспечения и его биоэнергетические характеристики.

3 Гликолитический механизм энергообеспечения и его биоэнергетические характеристики.

4 Аэробный механизм энергообеспечения и его биоэнергетические характеристики.

5 Сравнительная характеристика механизмов, генерирующих АТФ в мышцах.

6 Характеристика тренировочных нагрузок с учетом направленности двигательной деятельности и ответной реакции организма (зоны мощности).

7 Энергообеспечение мышечной деятельности при одновременном использовании аэробных и анаэробных механизмов образования АТФ.

8 Порог анаэробного обмена, его характеристика и определение в практике спорта.

9 Критическая скорость, ее характеристика и определение в практике спорта.

10 Методы определения доли анаэробных механизмов в общей системе энергообеспечения.

11 Оперативный контроль. Характеристика метаболических изменений, протекающих в организме спортсмена в период срочного тренировочного эффекта.

12 Оперативные методы биохимического контроля, применяемые при выполнении нагрузок максимальной мощности.

13 Оперативные методы биохимического контроля, применяемые при выполнении нагрузок субмаксимальной мощности.

14 Оперативные методы биохимического контроля, применяемые при выполнении нагрузок большой мощности.

15 Оперативные методы биохимического контроля, применяемые при выполнении нагрузок умеренной мощности.

16 Текущий контроль. Характеристика процессов, протекающих в организме спортсмена в период отставленного восстановления.

17 Анализ тканеспецифических белков в крови при выполнении физических нагрузок.

18 Биохимические методы определения мочевины в крови. Значение этого показателя в практике спорта.

19 Биохимические методы определения некоторых ферментов в крови. Значение этого показателя в практике спорта.

20 Симпато-адреналовая система и адаптация организма к повышенной мышечной деятельности. Состояние симпато-адреналовой системы при утомлении.

21 Гормоны гипофизарно-половой системы и адаптация организма к повышенной мышечной деятельности.

 
стр. 9
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
 
22 Гормоны поджелудочной и щитовидной желез, и адаптация организма к повышенной мышечной деятельности.

23 Гормоны коркового слоя надпочечников и адаптация организма к повышенной мышечной деятельности.

24 Этапный (кумулятивный) контроль. Характеристика и тестирование аэробных возможностей спортсмена: определение аэробной мощности, емкости и эффективности.

25 Этапный контроль. Характеристика и тестирование гликолитических возможностей спортсмена (оценка гликолитической мощности, емкости и эффективности).

26 Этапный контроль. Характеристика и тестирование алактатных возможностей спортсмена (оценка алактатной мощности, емкости и эффективности).

27 Биохимическая диагностика обмен веществ при занятиях массовыми видами спорта с оздоровительной направленностью.

28 Биохимическая диагностика утомления и перенапряжения в спорте.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов:

1 Оперативный биохимический контроль за состоянием спортсменов, занимающихся различными видами спорта, на различных этапах тренировочной деятельности:

1) легкая атлетика (100 м, 400 м, 5000 м).

2) коньки (500 м, 1500 м, 10000 м).

3) плавание (50 м, 100 м, 200 м, 400 м).

4) лыжи

5) борьба, бокс, хоккей, баскетбол и др.

2 Текущий биохимический контроль за состоянием спортсменов, занимающихся различными видами спорт, на различных этапах тренировочной деятельности:

1) легкая атлетика (5000 м, марафонский бег).

2) коньки (5000 м, 10000 м).

3) лыжи (30 км, 50 км).

4) плавание (200 м, 400 м).

3 Этапный контроль. Тестирование алактатных возможностей спортсменов на различных этапах тренировочной деятельности:

1) легкая атлетика (60 м, 100 м, 200 м, метание, толкание, прыжки).

2) плавание (50 м).

4 Этапный контроль. Тестирование аэробных возможностей спортсменов различных видов спорта на различных этапах тернировочной деятельности:

1) легкая атлетика (5000 м, 10000 м, марафонский бег, спортивная ходьба).

2) Коньки (5000 м, 10000 м).

3) Лыжные гонки (10 км, 15 км, 30 км, 50 км)

4) Плавание (200 м, 400 м)

5 Тестирование гликолитических возможностей у спортсменов различных видов спорта на различных этапах тренировочной деятельности:

1) легкая атлетика (400 м, 800 м)

2) коньки (500 м, 1500 м)

3) лыжи (50 м, 100 м)

4) баскетбол, хоккей, бокс и др.

6. Особенности биохимической диагностики обмена веществ при занятиях массовыми видами спорта с оздоровительной направленностью.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Вопросы к зачёту, контрольным работам, тесты, кейсы, задачи
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Заварухина С.А.
Биохимический контроль в спорте: учебное пособие
Челябинск: Уральская академия, 2012
 
Л1.2
Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н., Волков Н.И.
Биохимия мышечной деятельности: учебник для вузов физ. воспитания
Киев: Олимпийская лит., 2013
 
Л1.3
Михайлов С.С.
Биохимия двигательной деятельности: учебник
М.: Спорт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Рогозкин В.А.
Методы биохимического контроля в спорте
Л.: ГДОИФК, 1990
 
стр. 10
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Удалов Ю.Ф., Михеева Л.П., Ладенкова И.М.
Практикум по общей биохимии и биохимии мышечной деятельности: учеб. пособие
Малаховка: МГАФК, 2007
 
Л2.3
Никулин Б.А., Родионова И.И.
Биохимический контроль в спорте: науч.- метод. пособие
М.: Сов. спорт, 2011
 
Л2.4
Михайлов С.С.
Спортивная биохимия: учебник
М.: Сов. спорт, 2012
 
Л2.5
Рогожин В.В.
Практикум по биохимии: учеб. пособие
СПб.: Лань, 2013
 
Л2.6
Кулиненков, О.С., Лапшин И.А.
Биохимия в практике спорта: науч.-метод. изд.
М.: Спорт, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт национальной электронной библиотеки
 
Э2
Российская государственная библиотека
 
Э3
Российская национальная библиотека
 
Э4
Библиотека международной спортивной информации
 
Э5
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту 
 
Э6
Национальная информационная сеть СПОРТИВНАЯ РОССИЯ
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Windows Server 2008 R2 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.2
MS Windows 7 – OEM – программное обеспечение поставляемое с оборудованием
6.3.1.3
MS Windows 8 MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.4
Антивирус Касперского – Free – свободно распространяемое
6.3.1.5
Mageia 5 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.6
Xubuntu 20.04 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.7
Графический редактор Gimp – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.8
Okular – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.9
MS Office 2007 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.10
MS Office 2010 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.11
MS Office 2013 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.12
Abbyy FineReader – Corporate Edition – корпоративная лицензия
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
РУБРИКОН: крупнейший энциклопедический ресурс Рунета http://www.rubricon.com/
6.3.2.2
Спортивная Россия открытая платформа https://www.infosport.ru/
6.3.2.3
Вестник спортивной науки http://www.vniifk.ru/journal_vsn.php
6.3.2.4
Культура физическая и здоровье http://kultura-fiz.vspu.ac.ru/
6.3.2.5
Теория и практика физической культуры http://www.teoria.ru/ru
6.3.2.6
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта http://lesgaft-notes.spb.ru/ru
6.3.2.7
Физультура и спорт (журнал) http://www.fismag.ru/ 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-304, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий лекционного типа: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор 1; Экран - 1; Доска классная: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол ученический: 14 шт; Стул: 28 шт; Шкаф с замком: 1 шт; Жалюзи; 2 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
 
стр. 11
УП: 49.03.01 21 СТвИВС (37).plx
 
7.2
1-231, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Холодильник INDESIT BIA 16NF: 1 шт; Доска ученическая: 1 шт; Пенал 450*490*2400: 1 шт; Стол 1000*600*900 (столеш. пластик): 2 шт;Стол компьютерный: 1 шт; Стол лабораторный химический: 12 шт; Стол пристенный с навесными шкафами: 2шт; Стол с мойкой 100*600*850 (столеш пластик): 1 шт; Стол с мойкой 1300*600*850: 1 шт; Тумба для реактивов 550*600*900: 1 шт; Тумба под центрифугу 800*600*900: 1 шт; Стул п/мягкий: 27 шт; Стул ученический: 4 шт; Шкаф для документов 800*430*2400: 3 шт; Сейф: 1 шт.; Весы электронные  ВР-310 - 1 шт.; Мешалка магнитная ПЭ-6110 с подогревом - 1 шт; Пипетка однокан. 1-5 мл - 1 шт.; Пипетка однокан. 100-1000 мкл - 1 шт.; Шкаф вытяжной ЛАБ-1200 ШВ-Н - 1 шт.; Плитка электрическая лабораторная - 4 шт.; РН-метр Checker-1 - 1 шт.; Стенд «Правила техники безопасности» ВА05379 - 1 шт.; Дистиллятор - 1 шт.; Штатив д/пробирок - 1 шт.
7.3
1-230 ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: компьютер - 1 шт; монитор - 1; проектор - 1; экран - 1; доска ученическая: 1 шт; Стеллаж производственный 1000х600х1800: 5 шт; Стол лабораторный химический: 12 шт; Стол офисный: 1 шт; Стол преподавателя 1200х600х800: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Шкаф д/документов: 1 шт; Парта 2-местная: 1 шт; Тумба выкатная: 1 шт; Стул п/мягкий: 30 шт; Стул ученический: 5 шт; Кресло черное ткань: 1 шт; Шкаф металлический: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В рамках изучения дисциплины «Биохимический контроль в спорте» используются как традиционные (лекции, семинары), так и инновационные методы обучения студентов. Все виды работ являются обязательными для обучающихся.

Вводная лекция знакомит студентов с общим содержанием и основными научно-теоретическими положениями изучаемых вопросов, показывает их взаимосвязи с последующими разделами дисциплины, другими отраслями, практикой, а также раскрывает последовательность и характер изучения дисциплины. На остальных лекциях излагаются теоретические положения определёных разделов изучаемого предмета. Практические занятия необходимы для углубления и закрепления знаний студентов. На практических занятиях расматриваются примеры из практики в качестве материала, иллюстрирующего реализацию и использование концептуальных закономерностей в спортивной биохимии. Интерактивные технологии (мини-дискуссии в группах) применяются при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции. Для включения новых концепций, идей и знаний в индивидуальную смысловую схему студента используются разного рода творческие задания по типу проблемных задач (семинары), например, самостоятельно проиллюстрировать то или иное положение конкретным  примером из реальных  жизненных ситуаций. В качестве задания для промежуточной аттестации, используется контрольная работа тестового типа с открытыми заданиями, сформулированными таким образом, чтобы ответить на них наиболее правильно и чётко было можно только благодаря глубокой переработке материала. Таким образом выявляются наиболее важные вопросы, которые недостаточно хорошо усваиваются студентами, наиболее трудные, проблемные зоны в обучении. Текущий контроль знаний проводится на практических занятиях. Текущий контроль осуществляется путём устного опроса или выполнения контрольных работ.